ПОСТОЯНСТВО в ДОБРЕ!

добре, чудо, дела, бога, доброта Святоотеческое

ПОСТОЯНСТВО в ДОБРЕ!

Хотелось сказать несколько слов о человеческом качестве, наиболее уподобляющем его самому Богу — о добре.

«Ибо мы Его творение, созданы во Христе Исусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» (Еф.2:10).

О человеческой доброте, простоте и незлобивости, умении чувствовать чужую боль или радость и искренне радоваться с ближним, о чистом и добром сердце.

Доброта сердца — дар Божий. На доброте сердца легче построить добродетель, потому что все эти качества очень взаимосвязаны между собой. Добрый человек излучает радость, расположение, простоту, любовь. К таким людям всегда очень тянутся окружающие, животные и природа — всё благосклонно к такому человеку. И сам добрый человек любит всякое творение Божие и дивится премудрости Божий, глядя на Его творения. Христианин призван быть делателем добра, ибо он сознательно стремится быть подобием Божиим. Казалось бы, так просто -быть добрым. Но, к сожалению, иногда приходится вспоминать слова апостола, что «мир лежит во зле». Когда же оно нападает на слабых, добрых и малых, глядя на это ранятся наши сердца. Господь побуждает нас к особому роду добра, которое, рождаясь в жалеющем, чутком серце, роднило бы нас с Богом. О таком добре замечательные слова апостола Павла: «…не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. …если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… побеждай зло добром» (Рим. 12:17,20-21).

«Если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают… и вы благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего, ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как Отец ваш милосерден» (Лк.6:33-36).

Добрые дела, совершаемые не из любви к людям, а для спасения собственной души — вовсе не добрые дела. Где нет любви, там нет добра. Творимое нами добро должно быть искренним, исходить из сердца и совершаться с любовью ко всем в том нуждающимся. Главное зло — это забвение того, что мы созданы быть образом и подобием Творца — светом, добром, любовью, т.е. жить, прежде всего, духом, а не плотью. Бытовая сторона жизни в таком случае должна являться средством для подлинной — духовной, а получилось наоборот. Средства стали целью. Не познавший Бога человек мечется и чувствует настроение в себе, но чаще всего не осознает причину неустройства. Он терзается своей внутренней расстроенностью и ржавчиной внутри и. конечно же, выплёскивает её на окружающих, ведь, как известно, кто чем наполнен, тот тем и делится. У такого человека обычно хмурый вид, он постоянно чем-то не доволен, у него часто что-то болит. Такие люди редко бывают чему-то рады. Таким людям сложно чувствовать чужую боль, а соответственно и сочувствовать. Хотя могут довольно хорошо говорить и рассуждать о добре, милосердии и мироустройстве, но не делать само добро. Ведь любить нужно всех: и травинку, и пташку, прилетевшую к кормушке за окном, и наших близких, нуждающихся в нашей помощи и поддержке. Просящего нищего и даже того, кто обижает, не понимает или просто отличается от нас чем-либо — тоже нужно любить и на деле сию любовь проявлять в благотворении всем нуждающимся, будь то друг или враг.

Как не прискорбно, но недруги есть, пожалуй, у каждого из нас. Не познавшие Бога люди своё внутреннее неустройство пытаются чем-то заглушить, почему у нас в большинстве домов не затихает телевизор, некоторые люди даже спят с включённым телевизором, он помогает глушить терзания души, помогает отвлечься от той ноющей боли где-то в глубине груди. Или опять-таки пытается найти причины в окружающих, близких людях искажённым способом: обвиняя, ругаясь, обижаясь и обижая… . Способов глушить душевную муку на самом деле превеликое множество, но это путь в погибель…. А нужно прежде всего понять самого себя, но это, как оказывается, самое сложное. Если вдуматься, как много милует нас Господь, вразумляет, ждёт нашего покаяния и обращения в нового человека. О, как мучается человек, не познавший Бога, не знающий, зачем живёт и куда приведёт его дорога. О таком человеке радуется враг, ибо он слепо следует своим мудрованиям, страстям и навееным ему врагом зловредным хотениям.

Исполненные греха и упивающиеся невежеством не знают Бога, ибо не трезвятся они душою. Бог же трезвенным умом только может быть познаваем. Он, хотя невидим, но очень явственен в видимом, как душа в теле. «Как телу нельзя жить без души, так все видимое и существующее не может стоять без Бога». (Прп. Антоний Великий). Впереди вечность, как важно понять человеку, куда он идёт и зачем? Ведь враг отвлекает жизненной суетой и проблемами от главного, упущение которого может быть непоправимым для души в вечности.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не в том чудеса, что делаем великие дела, а чудо в том, когда злой превращается в доброго. Созидается новая тварь».

Задача добра — свидетельствовать, каков первоначальный замысел Бога о человеке в мире. И тот, кто добр — тот Божий слуга. Как бы человек не был самоуверен и могущественен, или на оборот — как бы он не был смирен и свят, никто не воспротивится искренней, неподдельной доброте и любви. Настоящей любви никогда не бывает много. Она всегда деликатна, уважительна, ненавязчива и всегда несет в себе послание Божие. В этом случае люди не сравнивают, кто больше выиграл, кто больше обязан. Дающий чувствует, что Бог ему явил милость, предоставив возможность увидеть нужду, потребность, растерянность, отчаяние другого человека и помочь, то есть отозваться на этот призыв Божий! Вот только чтобы его услышать нужно чтобы наши сердца и души не очерствели и не окаменели в жестокости и суете мира сего… Это страшное состояние: перестать слышать в себе Божий голос, совесть. Божию волю, направляющую нас. «Человек, знающий Бога — добр, а когда он не добр, то значит не знает Бога и никогда не будет познан от Него, ибо единственный способ к познанию Бога есть доброта…». Прп. Антоний Великий).

И, тем не менее, мир живет добром, человеческим и Божьим. И если нам удастся с помощью Бога почувствовать, в чем сила и красота добра, ощутить его как желанную пищу для нашей души, принять как призыв Бога к нам, то через доброту сердца мы еще больше станем свои Богу. Нужно просто творить добро каждому, кто в нём нуждается. Нужно взрастить в собственном сердце способность и жажду жить добром. Осуществлять слова Спасителя: просящим дай. ненавидящим благотвори, обидевшим прости, злым не мсти, согрешивших не суди, ко всем будь милостив! А то. что добро в самом большом дефиците, знает сегодня каждый из нас! Каждый из нас знает, сколько страждущих детей в детских домах, домах престарелых, больницах, на улицах. Сколько страдают животные по человеческой жестокости и чёрствости, как истощает человек природу. А мы ведь должны созидать, а вместо того рушим всё вокруг. Но Господь всё держит в руках своих, бесконечно милуя нас. А ведь если подумать, как мало на самом деле нужно человеку для счастья? Но всё просто — счастье в мире с Богом. Добрый человек в мире с Богом и с собой. У него чистая совесть, светлые мысли, спокойный и радостный взор. «Ходите в свете, пока есть свет». Прожить всю жизнь и не приобрести навыка в добре с холодным, чёрствым, равнодушным сердцем. не полюбившим добро — это залог вечной смерти.

Апостол Павел говорил: «Знаю, что живет во мне, то есть в плоти моей, доброе: потому что желание добра есть во мне, но того чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю» (Рим.7:18-19).

Но пусть, с Божьей помощью, сбудутся в нашем стремлении научиться добру другие слова апостола: «Все могу в укрепляющем меня Исусе Христе» (Фил.4:13).Аминь!

Людмила Хмелюк — клирошанка Покровского храма в г.Жмеринка.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

(28) Одноклассники ПОНОМАРЬ

 

Подписаться в VK
Расскажите о ней друзьям!!!
Евгений
Оцените автора
( Пока оценок нет )
ПОНОМАРЬ