Образование в старообрядческой среде

В статье на примере полевых исследований автора и исследователей из других городов дана характеристика образования у старообрядцев республики Тыва.

Для современной отечественной культуры, стремящейся осознать свое национальное единство и духовные истоки, большое значение имеет традиционная культура русского старообрядчества. Старообрядчество – уникальное явление христианской культуры, сохраняющее неизменной изначальную православную традицию во всех сферах жизнедеятельности, в том числе воспитании и образовании подрастающего поколения.

Процесс воспитания и образования в старообрядческой среде ведется в нескольких формах: семейной, общинной и светской, правда от светского образования чаще всего отказываются. Главная задача воспитания – воспроизводство традиционного для данного микро социума мироощущения, традиционной духовности. Для старообрядческой повседневной культуры характерно строгое следование принятым религиозным и конфессионально — эстетическим канонам.

Образование в старообрядческой среде

В работе М.П. Татаринцевой даны сведения об обучении. В семьях детей с 7–10 лет начинали учить читать по церковнославянски. Делали это либо священники (у поповцев), либо учителя — надомники за определенную плату, а иногда и бесплатно. Могли и просто старшие в семье обучать меньших. Обратимся к свидетельству Н. Путилова об усинских старообрядцах 80-х годов XIX в.:

«Между раскольниками много грамотных, но обыкновенно учат грамоте только мальчиков… Обучение начинается с азов и складов, затем ребенка садят за Псалтирь. Учебный курс продолжается года три, но редкий ученик пройдет всю Псалтирь. Объяснений на уроках
никаких не полагается, и, таким образом, мальчики ежедневно просиживают за книжкою часов по восьми, читая нараспев то, что для них нисколько не понятно. Практикуется и обучение письму, но учат писать уставом, по-старопечатному. Некоторые староверы отдавали своих детей на выучку посторонним лицам, но при этом ставили непременным условием, чтобы их учили немного, а только класть на счетах, писать скорописью, потому что, по их мнению, чем проще, малограмотнее человек, тем скорее он спасется».

В семьях имелись церковно — славянские азбуки. Учили также счету, письму — скорописи. Самым главным считалось умение читать, и это понятно, если учесть, что круг чтения старообрядцев состоял из религиозных книг и книги эти были для них и учебниками жизни, и духовной опорой в час испытаний, и справочниками на каждый день. Гражданскому алфавиту,
как правило, раньше не учили, у некоторых староверов читать светские книги считалось грехом. По словам С.Е. Никитиной, иногда школу дети из семей старообрядцев не посещали – грех, да и незачем, да и родителям жалко отдавать в интернат. Все, что нужно для жизни в тайге, мальчик
и так узнает. Обычно отец и старшие братья брали младших 13–14 лет в тайгу месяца на три, и обучали детей таежной жизни, которой в школе не учат. По возвращении из тайги будет мальчик «выписывать лодкой между камнями в порогах филигранные узоры, а уж в моторах будет разбираться лучше всякого ученого механика». У девочек – лучшая невеста та, которая в школу не ходила вообще. «Был случай: правда, давно это было. Приходили в одну семью из сельсовета и районо (как добрались? – это же подвиг), стыдили и корили, что дети в школу не ходят, т. е в далекий интернат не отправлены. В ответ находчивая хозяйка вынесла грамоту с золотым теснением – благодарность семье, сохранившей традиции за подписью знаменитого академика. И ушли ни с чем представители власти…», а обучение ребятишек продолжалось вести через молитвы и книги священные.

Каа-хемский кожун

«По воспоминаниям жителя Каа-Хемского кожууна К.А. Сниткина (1918 г. р.), учительствовавшего в пос. Шивей (который населяли только старообрядцы) во второй половине 1930-х годов, многие старообрядцы выехали оттуда, когда там началось строительство школы. Не хотели они отдавать детей в школу, в основном из-за физкультуры и пения, считая эти
занятия ненужными для верующего человека. Те же ученики, кто посещал школу, были послушны и прилежны». «Сначала у меня было два ученика, потом стало 11–12, – вспоминает К.А. Сниткин. – Я не пил, не курил, и население меня за это уважало». Школы они боялись, как огня. «Отдашь в школу ребенка, а из него там безбожника сделают» – так считали в большинстве своем ревнители старой веры. Были даже случаи поджога выстроенных школ.

В XXI веке ситуация с обучением в школе обстоит менее напряженно. В каждой старообрядческой деревне была школа и родители не запрещали ее посещать, но вот сами ребята не считали нужным туда ходить.
«– Ну, не захотел в общем-то, второй сын вообще не захотел, не пошел и все, ни в какую и все, и не пошел. Вроде посмотришь, заявление то хоть куда напишут, нет? Отец, говорю,
надо учить. Ну а чисто по жизни, в технике вот разобраться,
они вот это. Ну, конечно, знания нужно во всей области.
– А вообще не запрещают, можно учиться? Вера позволяет?
– Все всегда, во все времена в школе мы учились». (Полевой материал Рукавицыной Е.А., 2009 год. Женщина 40 лет. с. Ужеп).

Два старовера

Воспитание и получение знаний в старообрядческой традиции неразрывны, поскольку подчинены цели оправдания жизни перед судом Божиим и подготовке к нему. Процесс социализации личности протекает в обычных условиях жизни семьи путем естественного существования и усвоения с детства порядка жизни семьи и более широкого социума – общины. В семье и общине прививаются знания о принадлежности к богатейшей истории и традиции. В сознании ребенка с детства системно формируется способ его общинной идентификации,
в основе которой несколько знаковых идей — образов: старая вера, община, чистота. В процессе воспитания происходит усвоение ценностных смыслов братии, а затем стремление к ним, и потребность в их реализации.

Рукавицына Елена Александровна
Канд. Культурологии.
Красноярский государственный
медицинский университет им. В.Ф. Войно-Ясенецкого
oktaj91@mail.ru

ЛИТЕРАТУРА

  1. Рукописный фонд Тувинского института гуманитарных исследований (ТИГИ).
  2. Никитина С.Е. «Жить надо по закону, по путе…» //
    Живая старина. – 1993. – №3. – С. 42-44.
  3. Татаринцева М.П. Старообрядцы в Туве. – Новосибирск, 2006

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь