Отче наш

Отче наш, иже еси на небесех.

Отцом называешь, человек Бога? Справедливо; конечно. Он всем Отец. Но в таком случае старайся, чтобы дела твои были угодны Отцу твоему. Если же дела твои злы, тогда, конечно, отцом твоим является дьявол: он источник всякого зла. Поэтому старайся удалиться от него и угодить благому Отцу и Создателю твоему.

Да святится имя Твое.

Что это. Разве Бог не свят? Нет, Он свят, а эти слова твои означают: во мне да святится имя Твое, чтобы люди видели мои добрые дела и прославили Отца и Творца моего.

Да приидет царствие Твое.

Что это? Разве Бог не царствует теперь, что Его царство должно еще наступить? Конечно, Он — царь. Но как город, осажденный врагами, просит, чтобы пришло царское войско и освободило его, так и мы, будучи окружены противными силами и своими собственными грехами и злыми помыслами, просим, чтобы наступило царство Божие, чтобы принесло нам избавление.

Можно объяснить и другим способом. Пророк говорит; “Воцарися Бог над языки” (Пс. X, VI, 9), — употребляя прошедшее время вместо будущего; подобно ему и мы восклицаем: “Да приидет царствие Твое, Господи!” — то есть: “Пусть придут на нас милости Твои”.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Это значит; Господи! Как совершилась воля твоя на небе, где все ангелы в мире и нет среди них ни притеснителей, ни притесняемых, ни обидчиков, ни обиженных, но полный мир царствует между ними, так и среди нас обитателей земли — да будет воля Твоя, чтобы все народы одними устами и одним сердцем, все мы прославили Творца и Спасителя нашего.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Мы просим о насущном хлебе. Хлеб же для души есть слово Божие, как сказал некто из святых; Сине, отверзай уста твоя слову Божию” (Притч. XXXI, 8). Поэтому хорошо вспоминать о Боге чаще, чем дышать.

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим.

Смысл такой: прости нам долги наши, то есть грехи и проступки наши, как и мы прощаем всем погрешающим против нас братьям нашим, как свободным, так и рабам и всем зависящим от нас. Говоря так, человек, наблюдай, чтобы и дела твои соответствовали словам, а если нет этого, вспомни, как страшно впасть нам в руки Бога живого, и, исправившись, обратись к Творцу и Господу.

И не введи нас во искушение, но избави вас от лукавого.

Если бы сатана просил сеять нас, как пшеницу, как он просил уже апостолов, но справедливо получил отказ на свою просьбу, и если бы случилось так, как было с древним Иовом, не давай ему власти над нами; даже если бы и человек лукавый захотел искусить нас или обидеть, не давай ему воли над нами, но огради нас кровом крыл Твоих.

Яко Твое есть царство и сила.

Господи! Так как Твое есть царство, не допускай, чтобы нас устрашало другое царство или иное владычество, даже если бы мы и достойны были наказания за грехи наши. Ты сам накажи нас, как Тебе угодно, только не передавай нас в руки людей: пусть впадем мы в руки Твои, потому что каково величие Твое, такова и милость Твоя, Отче вседержителю, вовеки Аминь.

Ещё статьи на нашем канале на Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь