«В Даурии дикой пустынной»

Статьи

Как и когда устроилась традиция после праздничной службы устраивать в общую трапезу не скажем. Речь не об этом, а о месте котором повествовал отец диакон Иоанн Ошин. В неоконченной поездке владыки Григория по трём епархиям: Дальне-Восточной, Иркутско-Забайкальской епархии и нашей Томско-Енисейской. Место, которое не обойти вниманием, тем паче в год Аввакума.

В Даурии дикой пустынной
р.Хилок. Коровий переход, где ловил рыбу Аввакум
В Даурии дикой пустынной
р.Хилок. Коровий переход, где ловил рыбу Аввакум
В Даурии дикой пустынной
Озеро Шакша, где рыбачил Аввакум

В Даурии дикой пустынной

Как не радоваться солнечному дню 02 марта, когда после такой литургии Преждеосвященных даров, которая служится редко, да ещё и с владыкой. Во время трапезы зашёл, как то, разговор о поездке Владыки по Забайкальскому краю. Рассказывал диакон Иоанн о Забайкальском крае – о местах расселения старообрядцев. И также, говорил Иван, как много паломнических мест старообрядцев, т.к. протопоп Аввакум подробно описал эти места в житие.

Невольным исследователем Забайкалья стал первый ссыльный в эти края священник протопоп Аввакум. В ссылку его отправили за активную, непримиримую борьбу с нововведениями в церкви. Эта борьба за сохранение старых обрядов определила название людей, занимающихся ею, – старообрядцы, староверы. Аввакума считают одним из идеологов старообрядчества.

"В Даурии дикой пустынной"
Храм г.Читы во имя священномученика Аввакума
"В Даурии дикой пустынной"
Старообрядческая Часовня под Читой
"В Даурии дикой пустынной"
Место Иргинского острога и захоронения казаков
"В Даурии дикой пустынной"
В чесовне

Ещё в детстве читал, — продолжал глаголить диакон Иоанн, — как священномученик ходил по Даурии, когда слышал сотни и тысячи раз строчки знаменитого стиха «В Даурии дикой пустынной» и тут раз и в Даурии… Это ни с чем ни сравнимое ощущение – строчки духовного стиха оживают на глазах. Хоть за стеклом автомобиля пригревает солнце, но только стоит выйти на улицу, как ветер со снегом тут же напоминает о суровости края. Ещё говорят: вот здесь вот Аввакум ловил рыбу, потому что оттуда, параллельно еще и показывают место пальцем, согнал воевода Пашков, то эмоции зашкаливают. На обратном пути невольно обдумываешь, представляешь условия жизни священномученика с семьей на этом месте, то начинаешь ещё больше поражаться Божьей помощи, которая вела священномученика по Крестному пути!
Закрепил рассказ Иоанн фотографиями тех мест. Дык! Как это может не вызвать интерес к тем местам, хоть иди туда пешком по следам Аввакума. Не вольно вспомнилась статья «О житии Аввакума в Даурии» Юрия Руденко из «Житие протопопа Аввакума«.

О житии Аввакума в Даурии

Путь в далекую Даурию – на место ссылки — проходил в составе того отряда казаков, который сопровождал воеводу Афанасия Пашкова. Вместе с Аввакумом на место ссылки сослали его жену и детей. Воевода и протопоп ни на йоту не уступали друг другу по вопросам, касающимся веры, и жестокий Пашков нередко прибегал к крайним мерам наказания непримиримого Аввакума. Старовера морили голодом, жестоко избивали, держали под дождем и снегом. Все перенесли этот стойкий человек и члены его семьи.

Была ли возможность вести какие-либо записи, будучи в Даурии, у Аввакума? Вряд ли, но, вернувшись из Сибири, оставаясь в заточении, узник продиктовал свои воспоминания товарищу по несчастью, и эти записи дошли до наших дней. В частности, мы сейчас можем держать в руках книгу «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения», изданную в Иркутске в 1979 году.

Житие протопопа Аввакума
Житие протопопа Аввакума

Рукописные списки «Жития» известны с давних времен, а первое типографское издание его появилось в 1861 году.
Пашков прибыл в наш край в 1656 году и оставил его – после смещения – в 1663 году. Тогда же был отправлен обратно из Забайкалья в Москву и Аввакум. Но вскоре опального протопопа заточили в Пустозерский монастырь, расположенный на севере России. Здесь его держали 15 лет в земляном срубе и, наконец, так и не добившись покаяния, сожгли в срубе.
«Житие» — это источник сведений, в первую очередь, об экспедиции Пашкова. Вот один из отрывков его: «На весну паки поехали впредь. Запасу небольшое место осталось, а первый разграблен весь: и книги, иная отнята была, а иное и осталось. На Байкалове море паки тонул. По Хилке по реке заставил меня лямку тянуть: зело нужен ход ею был, — и поесть было неколи, нежели спать. Лето целое мучился. От водяные тяготы люди изгибались, а зимами чрез волоки волочилися. На том же Хилке в третье тонул. Барку от берегу оторвало водою… Вода быстрая, переворачивает барку вверх боками и дном… Несло с версту и больши, да люди переняли. Все размыло до крохи!»

«Житие» - это источник сведений
«Житие» — это источник сведений, в первую очередь

Из отписок Петра Бекетова можно было узнать, что по Ингоде, Шилке и другим рекам землепроходцы сплавляли строевой лес для возведения острогов. И Аввакум писал: «Лес гнали хоромной и городовой… Река мелкая, плоты тяжелые, приставы немилостивые, палки большие, батоги суковатые, кнуты острые, пытки жестокие – огонь да встряска, люди голодные: лихо начнут мучить – оно и умрет!»
Сетуя на нового воеводу, Аввакум писал, что он всех людей с голоду морил, а на охоту, чтобы можно добыть мясо на пропитание, не отпускал. Людям оставалось, скитаясь по полям и степям, траву и коренья копать да, снимая сосновую кору, добывать заболонь, которая тоже шла в пищу.

Сведения о природе у Аввакума, естественно, скупы, например, такие: «Было в Даурской земле нужды великие годов с шесть и с семь, а во иные годы отрадило». – Упоминает Аввакум и интересное обстоятельство в агрономии, вызванное резко континентальным климатом, — это быстрое созревание хлебов (ячмень «сеен поздно, а поспел рано»). Из других особенностей климата Аввакум подметил малоснежность Забайкалья. «Егда в Даурии я был, на рыбной промысл к детям по льду зимою по озеру бежал на базлуках: там снегу не живет, морозы велики живут, и льды толсты намерзают, — близко человека толщины», — писал Аввакум.
Есть у Аввакума описание, как он считал, чуда, когда разверзся лед на озере, образовалась трещина в ледяном покрове и дала ему возможность утолить жажду.
Содержит текст «Жития» и другие природоведческие заметки, но они касаются всей Сибири.
Иллюстрации Е. Шишкова,
«Житие протопопа Аввакума»

За основу взята статья Иоанна Ошина о поездке владыки Григория по Иркутско-Забайкальской епархии.

Редколлегия сайта ПОНОМАРЬ, Кызыл, 03.04. 2020 года.

 

Поддержите нас, ПОЖЕРТВУЙТЕ на развитие сайта и оплату ХОСТИНГА!

Оценить статью:
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Поделиться:
ПОНОМАРЬ