О пустозерских страдальцах

пустозерских, страдальцах, Аввакум, раскол Святоотеческое

О пустозерских страдальцах

В октябре 1669 года тюрьма для Аввакума и его “союзников” была построена, и их незамедлительно переводят туда. Тюрьма эта состояла из четырех отдельных срубов-изб, которые были на сажень врыты в землю и снаружи обнесены общей оградой. Срубов было четыре, потому что один из пустозерских узников, поп Никифор, продержался в ссылке всего лишь несколько месяцев. Он умер после апреля 1668 года, о чем мы узнаем из челобитной Аввакума: «Враг наш, синбирской протопоп Никифор, сего суетнаго света отъиде”.

Насколько были малы земляные срубы, в которые были заключены узники, видно из письма дьякона Федора к семье Аввакума на Мезень: «Тюрьма нам сделана по сажени, пишет он, а от полу до потолку головой достать”.

В одной из стен была прорублена небольшая дверь, от нее вниз, в темницу, вели земляные ступени, на которые были положены доски. Дверь, снаружи запиравшуюся на замок, открывали крайне редко. Пищу и дрова узникам подавали через небольшое окошко, сделанное в верхней части противоположной от двери стены. Через это же окошко выбрасывались и нечистоты.

Аввакум с горькой иронией пишет: «Покой большой и у меня и у старца (Епифания Н.О.)… где пьем и ядим, тут… и лайно испражняем, да складше на лопату, и да в окошко!… Мне видится, и у царя Алексея Михайловича нет такова покоя”.

В углу каждой темницы стояла небольшая, сложенная из необтесанных камней печь, которая топилась “по-черному”, и дым распространялся по всему подземелью, медленно

вытягиваясь наружу через дверь и окно, так что при топке печей узникам приходилось лежать па полу, чтобы не задохнуться.

Заключение Аввакума и его “союзников” в тюрьму не сломило дух пустозерских узников и не лишило их возможности связываться со своими единомышленниками в Москве и других городах. С воли от своих «доброхотов» они не редко получали деньги, тёплую одежду, продукты и даже малину до, которой Аввакум был большой охотник. Деньги они использовали не только на какие либо покупки, сколько для подкупа нужных им людей, в том числе охранявших их стрельцов, чтобы иметь возможность общаться друг с другом и переправлять свои послания на волю.

В этих условиях письменное слово для пустозерской “горькой братии” оказалось единственной возможностью продолжать борьбу, которой они посвятили свою жизнь.

Церковный собор с участием царя Федора Алексеевича принял решение казнить главарей раскола “без пролития кропи», предав смерти на костре, дабы не распространялись больше их послания на Руси и не сеяли смуту среди народа.

В январе 1682 года из Москвы в Пустозерек со специальными полномочиями был послан капитан стрелецкого полка Иван Лешуков. Прибыв на место в марте, он первым делом учинил тщательный  среди тюремной охраны, жителей Пустозерских и других лиц, которые сочувственно относились к узникам и помогали им

Допрашивали и Аввакума “с товарищи”. И когда, как записано в упомянутом “ Объявлении ” Синода, все было “ис той льстеца онаго пропасти земной на среду вынято и изобличено”, Аввакум со своими “ Злоиминитые клевреты” был “в струбе сожжен тем же капитаном Лешуковым “за великие на царский дом хулы”.

По материалам книги Н. А. Окладникова «Пустозерские страдальцы» (Архангельск, 1992 год).

Ещё статьи на нашем канале на Яндекс.Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ