Старообрядчество как идеология истинного православия

Русское старообрядчество: от истоков до наших дней

К старообрядцам и самому движению старообрядчества отношение в обществе неоднозначное. Одни современных староверов осуждают за отказ от всех благ цивилизаций, не понимают их замкнутости и считают странными. Другие восхищаются их силой духа, твердым характером. Несмотря на осуждение русской церкви бывшую до реформы XVII века нововерами, несмотря на гонения, старообрядцы сумели сохранить старую веру. И даже в наши дни думают не об удовлетворении своих потребностей, а о чем-то вечном и важном: своей земной жизнью служить Господу Богу и достичь вечного духовного спасения. 

Чтобы понять суть старообрядчества, причины возникновения, нужно заглянуть в глубину веков, изучить историю,  современную литературу и сочинения начетчиков после раскольного периода.

Начетчики, так называли образованных, обладающих большой начитанностью людей, знатоков богословия, истории и церковного права. Название происходит от слова «чтение» и указывает на то, что свои знания человек приобрел путем изучения, чтения книг, то есть путем самообразования.

«Старообрядчество» Иллюстрированная энциклопедия
Съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде. 1907 г.
Съезд старообрядческих начетчиков в Нижнем Новгороде. 1907 г.

Какая вера была на Руси до принятия христианства

В связи с появившимся движением неоязычников, называющих себя староверами, возникла путаница в понятиях. На самом деле, старообрядцы не имеют никакого отношения к язычеству, которое было распространено на Руси до Х века. Современные неоязычники называют себя староверами.

Что такое старообрядчество

Старообрядчество – течение с собственным мировоззрением и философией. Такое название направление получило не сразу. Изначально движение называли «раскол». Но этот термин не совсем корректный и не соответствует идеям старообрядчества. Нельзя назвать расколом то, что незыблемо и неподвижно. Старообрядчество – это держание старых, безукоризненно православных обрядов, сохранение устоев и традиций, складывавшихся в течение 700 лет. Запретительная клятва Никона привела старообрядцев к сопротивлению церковным властям, к протесту против произвола в церкви, чужеземности, навязывания новогреческих уставов.

Никоновская реформа изменила не только обряды, которые всего лишь формальность, но и суть. Православие приобрело другой смысл, с которым не хотели соглашаться старообрядцы. Они стали называть себя приверженцами истинного православия или другими словами – правоверия, староверия. Кстати, суть определения «правоверие» раскрывается в труде митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати». Позже, в литературе XVII веке, его поменяли на православие. А христиане разделились на 2 лагеря: никониане (народ, поддерживающий патриарха и власть) и раскольники (старообрядцы, выступающие за сохранение старой веры).

Раскол: кратко о сути явления

Реформа, повлекшая судьбоносные изменения в жизни старообрядцев и ставшая значительной вехой в истории старообрядчества, произошла во времена царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон предложил заменить Византийский устав, принятый при Крещении Руси, греческим. К XVII веку Византия уже не существовала. А греки, тоже называя себя православными, придерживались других канонов, более поздних. 

Старообрядцы. Фильм об истории церковного раскола. Аркадий Мамонтов

Соборы 1656, 1666, 1667 годов признали просуществовавшие почти 700 лет церковные традиции еретическими. Началось все с исправления церковно-богослужебных книг, позже было запрещено «метания творити по колену»», заменяя их поясными поклонами, и введено троеперстие. Глубоко верующие люди, считая реформу кощунственной, не могли принять ее. Синоидальная Церковь стала именовать их раскольниками. Этот термин закрепился в быту, в светской литературе, использовали его и авторы религиозных книг. Он не только указывал на раскол, но и оправдывал массовые репрессии. Староверов подвергали гонениям: умирали на виселицах и плахах, сжигали на кострах, отправляли в ссылки только за то, что оставались верными унаследованным от предков преданиям. В 1685 году по указу царевны Софьи они были признаны вне закона. О старообрядчестве тогда речи еще не было. Екатерина Великая запретила называть раскольниками людей, не отказавшихся от древних обрядов. Вместо этого появился новый термин – старообрядцы.

Лубок «Сравнение старого и нового обряда». Кон. XIX в.
Лубок «Сравнение старого и нового обряда». Кон. XIX в.

«на цене продал Никон веру христианскую, по сту рублев коемуждо епископу дарствовав за молчание, кроме Павла епископа, иже от него и убиен бысть»

инок Епифаний о Соборе 1654 г.
«Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» нач. 1660-х гг.
«Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» нач. 1660-х гг.

Как себя величали раскольники

Сами старообрядцы себя не считали раскольниками. Они выбрали другой само идентифицирующий термин – древлеправославные христиане. В сочинениях сторонников старообрядничества часто упоминаются термины «истинное православие», «правоверие». Отказываясь от устоявшихся традиций, патриарх Никон и его продолжатели, включая и Петра Первого, по сути, всех русских святых, того же Сергия Радонежского, признавали не православными. Верующие люди не могли с этим смириться. 

Но и наименование «старообрядчество» тоже не отражает основной идеи движения, его сути. И первые поборники истинного православия, и современные староверы утверждают: они отстаивали не только старые обряды. Да тогда и не было такого слова. Они стремились сохранить для потомков не только традиции и обычаи, но и совокупность церковных догм, культурные ценности, мировоззренческие истины, особый уклад жизни. Это все включает в себя старообрядчество. Сохранение истинной христианской веры, пронизывающей все сферы жизни: основываясь на главнейших заповедях Господних, спасение души наследование царствия небесного.

Аввакум: жизнь и идеи протопопа

В литературе основной причиной раскола называют редактирование богослужебных текстов для устранения разночтений. Для унификации был создан кружок ревнителей благочестия. В него входили епископы разных епархий, архимандриты, протопопы. Видными членами были Никон, патриарх Московский, протопоп из Юрьевца Поволжского Аввакум, окольничий Ртищев и другие заметные персоны того времени. Основной целью было введение единогласия, установление единой богословной системы. Вот только не было согласия между членами кружками. Два ярких оппонента ратовали за разные изменения. Никон предлагал следовать греческим образцам. А Аввакум настаивал на древлем благочестии, которое зиждется на древнерусских богослужебных книгах. Последний и стал ярым идеологом сохранения до раскольной церкви., написал много сочинений – проповеднического, эпистолярного, биографического характера. Его называли вождем старообрядчества. К его словам прислушивались. А знаменитая «Книга бесед», «Житие протопопа Аввакума» — им самим написаное, для многих старообрядцев стала настольной. Персоналии о его жизни дошли и до наших дней.

«Аввакум в Сибири» Художник Ею Мальцев. Картина написана по просьбе жителей села Григорово. Село Григорово Нижегородской области - родина протопопа Аввакума.
«Аввакум в Сибири» Художник Ею Мальцев. Картина написана по просьбе жителей села Григорово. Село Григорово Нижегородской области — родина протопопа Аввакума.

За смелые выступления и приверженность к старообрядчеству Аввакума сначала посадили на цепь, а потом отправили в ссылку в Сибирь. Царь пытался устранить влиятельного противника хитростью, вернув из Сибири и окружив протопопа заботой и вниманием. Но смелый и упорный Аввакум не изменял идеям старообрядчества. Поэтому и последовало заключение в Пустозерск, а затем сожжение заживо в срубе. Вместе с Аввакумом сожгли и его соратников: протопопа Лазаря, дьякона Фёдора и инока Епифания. О принципиальном борце за старую веру помнят и сегодня. С 2020 года празднуется 400 летие со дня его рождения. В Музее русской иконы была проведена выставка посвященная Аввакуму и другие мероприятия по всей России.

Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра конца XIX в.
Сожжение протопопа Аввакума. Миниатюра конца XIX в.

Память св. Аввакума празднуется Православной Старообрядческой Церковью дважды в году: 14 апреля и 2 декабря (27 апреля и 15 декабря по новому стилю)

Современные староверы: обычаи и традиции

Быт старообрядцев имеет свои, отличительные черты. Нельзя сказать, что идеи, традиции старообрядчества особенные и выходят за пределы национальной культуры. Наоборот, жизнь староверов, их быт и уклад, как раз сохранили те исконно русские черты, которые издревле были характерны нашему народу. У них все подчинено религии. 

В основе старообрядческого мировоззрения лежат церковные правила и обряды до никоновского периода. Они практически не изменились, так как старообрядцы не принимали новшеств. Даже Петровская тотальная европеизация прошла мимо древлеправославных христиан. Они не приняли табак и карты, немецкое платье и парики, брадобритие и политесы. 

Только у старообрядцев сохранились лестовка (особенные четки для молитв), подручник для совершения земных поклонов, уникальные надмогильные сооружения:

  • столбики с двускатной крышей, именуемые голубцами;
  • часовни с домовиной внутри;
  • восьмиконечные кресты;
  • каменные надгробья нестандартной формы.

По сей день у старообрядцев есть своя традиционная одежда. Мужчины не бреют бороды, а женщины не ходят простоволосые, обязательно покрывают голову. Старообрядчество – это не только сохранение старопечатных книг. Это огромный пласт русской культуры до раскольничьего времени. Духовно — нравственного опыта.

Чем отличается старообрядчество от Русской Православной Церкви (РЦП)

В наши дни между современными староверами и Православной Церковью вражды уже нет. Церковные направления отмеживались друг от друга по принципам, отстаиваемым старообрядцами при расколе русской церкви:

• произнесение аллилуйя дважды, а не трижды;

• старообрядцы осеняют себя крестным знамением двумя перстами, а не тремя;

• Древлеправославная Церковь признает восьмиконечное, а не четырехконечное распятие;

• старообрядцы совершают крестный ход по часовой стрелке. (посолонь)

Есть  другие различия между старообрядчеством и РЦП – при Крещении, в совершении земных поклонов. Кроме этого, старообрядцы не признают святых, которые были канонизированы после раскола, то есть после XVII века. Некоторые из них принимали участие в гонениях на старообрядцев как идиологи.

Области проживания старообрядцев в России

Места, где живут староверы в России, можно найти на карте согласий с указанием основных течений старообрядчества. География обширна. Многие приверженцы старообрядчества только недавно возвратились на родину. Приблизительная статистика свидетельствует: в стране более 3 миллионов человек-старообрядцев. Большинство из них — русские. Но среди старообрядцев встречаются и украинцы, белорусы, чуваши, финны, карелы, татары и др. 

Кроме Центральной части России, Забайкалья, Алтая, Сибири, старообрядцы проживают и в других странах:

  1. На Украине: в Киевской архиепископии, Виннице, Приморском и других областях.
  2. В Молдовии: Сырково, Кишинев, Куничи.
  3. В Казахстане: Уральск, Алма-Ата.
  4. В Беларусии: Гомель, Жгуно-Буда.
  5. В Кыргызстане: общины старообрядцев встречаются в Бишкеке.

Также диаспоры староверов есть в Африке (Уганда) и Австралии, Канаде и Латинской Америке, США и Европе. Даже в мусульманском Пакистане существует община старообрядцев.

Старообрядчество делится на 2 крупных течения: поповцы и беспоповцы. Первая ветвь также называется беглопоповщина, так как приверженцы течения пользовались услугами беглых священников. 

Поповцы

Направление старообрядчества, включающие 2 группы:

  1. Белокриницкая иерархия. Крупная организация поповцев. Старообрядцы встречаются в Ярославской, Волгоградской, Брянской областях, Приморском и Хабаровском краях, Татарстане, почти по всей России, разные по численности.
  2. Древлеправославная церковь. Последователи этой ветви старообрядчества проживают в Курском, Иркутском, Самарском регионах, Краснодарском и Красноярском краях, в Удмуртии, Бурятии.

Также есть старообрядцы-единоверцы, придерживающиеся института священничества. Но эта группа малочисленна и распространена в городах Арзамасе, Москве и области.

Беспоповцы

Беспоповцы не признают священства, среди них несколько согласий, но самые из них многочисленные это:

  1. Старообрядцы-поморцы. Сосредоточены в Новосибирске, Кемерове, Кургане, Адыгеи и Коми. Встречаются представители и в Санкт-Петербурге.
  2. Старообрядцы-федосеевцы. Духовный центр этой части старообрядчества – Преображенское кладбище в Москве. Но в столице приверженцев Федосеевской церкви немного. Наиболее плотно они заселяют Кировскую, Тюменскую, Ульяновскую области, Татарстан.

Незначительны по численности спасово, филиппово, часовенное согласия. География их распространения – Карелия, Нижний Новгород, Оренбург, Томск, Башкортостан, Мордовия. Бассейн Енисей.

Беседа поповца, единоверца и беспоповца. Гравюра. 1858
Беседа поповца, единоверца и беспоповца. Гравюра. 1858

Старообрядцы в наши дни

Традиции старообрядчества до сих пор сильны в России. Многих мирских удивляет, как живут старообрядцы, недавно вернувшиеся из-за границы на родину – в Россию. Не для себя, а для какой-то Высшей цели. Особенно не меняя уклад, складывавшийся веками. Их основные жизненные принципы: твори добрые дела, живи в труде и молитве. Молятся старообрядцы часто – после пробуждения и перед сном, до и после трапезы. Строго соблюдают посты, посещают церковь только в молельной одежде.

Во многих старообрядеских общинах разрешено пользоваться современными технологиями. Но не везде приветствуются мобильные телефоны, странички в соцсетях, посещение интернет-форумов. Одни общины это осуждают. Другие таким способом ведут миссионерскую деятельность. 

Современные староверы в Дерсу

Эти старообрядцы вернулись в Россию в связи с государственной программой по переселению. До этого жили в Южной Америке. Нынешняя жизнь в Приморье сложна, но старообрядцы не привыкли жаловаться. Дерсу до прибытия приверженцев старообрядчества постепенно умирала. Теперь небольшая деревенька заметно возрадилась: распаханная целина, сельхозтехника, птицы и скот, личный транспорт. Учителя из соседнего села организуют выездные уроки для маленьких старообрядцев.

Часовенные старообрядцы в Сибири

В Иркутской области проживают представители еще одной части старообрядчества — беспоповского сословия. Они не фотографируются, под запретом Интернет и телевизор. Казалось бы, в наши дни невозможно без таких достижений цивилизации. Но старообрядчество расставляет другие приоритеты. Сельское хозяйство, вплоть до выращивания арбузов в Сибири, заготовка лесных даров, соболиная охота, деревообработка. В пищу старообрядцы употребляют только продукты натурального хозяйства. В старообрядчестве не принято пользоваться «легкими» деньгами. Поэтому они отказываются от пособий, пенсии.

Старообрядцы в Нижегородской области

В Заволжье немного другая обстановка. Современные староверы тоже придерживаются канонов истинного православия: не стригут волосы, не бреют бороду, не красят ногти. Но имеют активную социальную позицию – старообрядцы выпускают собственную газету, снимают фильмы, старообрядческие общины ведут странички в соцсетях. Даже мобильными телефонами разрешено пользоваться. Последний факт старообрядцы объясняют просто: Бог дал, значит, надо брать. Здесь действует несколько знаковых объектов старообрядчества — Малиновский и Керженские скиты, два больших храма. В Нижнем Новгороде Бугровское кладбище, община Успения Пресвятой Богородицы РПСЦ.

Старообрядчество – уникальное религиозное движение, в котором лейтмотивом проходит почитание истоков. Истинное православие всегда будет привлекать к себе внимание современного общества своим консерватизмом ко всем либеральным новшествам «грешного и прелюбодейного мира»

читайте также: Старообрядчество или истинное православие? 

Пономарь

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь