СВЯТЫЕ МОЛЧАЛЬНИКИ

Все подвижники благочестия все возможно ограничивали употребление дара слова, чтобы более и более сосредоточивать и заключать дух в самом себе. Потому все беседы их состояли в решении вопросов касательно внутреннего состояния духа, все разговоры ограничивались взаимными увещеваниями и наставлениями, как в таком или другом случае хранить свое сердце, как вести брань с искушениями и как умножить труды и подвиги.

Но некоторые, по любви к молчанию (в каковом смысле собственно и разумеем мы св. молчальников, как особенных подвижников благочестия), как бы отрекаясь от употребления дара слова, в продолжение многих лет ничего ни с кем не говорили.

Таков был св. Иоанн молчальник 5 век., отказавшийся от епископства. Сделавшись простым иноком, он безмолвствовал, безвыходно пребывая в келье, и к нему никто не приходил, кроме одного послушника, служившего ему.

Однажды только в год, когда был храмовой праздник в Лавре и когда приходил в Лавру патриарх, Иоанн выходил из келии своей ради праздника и для поклонения патриарху ( Чет. Мин. 3 декабря. Святые молчальники). Таков был и Авва Ѳеона, 30 лет упражнявшийся в молчании. Только крайняя необходимость побудила его однажды нарушить обет свой, именно: когда народ хотел ожечь злодеев, покушавшихся на его жизнь.

Во все же прочее время, что ему нужно было, писал на дощечке (Смот. Лавсаик стр. 151. Святые молчальники). Преподобный Иоихий Хоревит, молчальник также, разверз уста свои только в предсмертные минуты своей жизни и то по усиленной просьбѣ братии, жаждавшей слышать слово назидания от сего св. мужа, жившего душою уже в другом мире (Чет. Мин., окт. 3). К чему стремились и чего достигали святые угодники Божьи, с таким усилием заботясь заключать уста свои?

Предпринимая трудный подвиг молчания, подвижники знали, что молчание, сохраняя чистыми наши уста, содействует к сохранению чистоты в сердце и уготовляет душу в достойный храм св. Духа.

Ибо по признанию богомудрых учителей благочестия, „у кого двери уста стоят запертыми, у того и злые помыслы скоро схвачены будут» (Достоп, сказ., 165,13). И кто обуздал язык, укротил волнения сердечное—есть «совершен муж силен обуздати и все тело» (Іак, 3,3). Молчание, таким образом, есть путь, по которому душа св. молчальника, удаляясь оъ всего внешнего, достигает само-испытания и возвышается до теснейшего общения с Духом святым.

Препод. Иоанн Лествичник называет молчание—„матерью молитвы, возвращением из плена, охранением в себя огня, надзором за помыслами, соглядатаем врагов, училищем плача, другом слез, делателем памятования о смерти, любоверцем грядущего суда, приспешником спасительной печали, враждою на вольность в речах, спутником безмолвия, противником притязаний на учительство, приращением ведения, образователем созерцаний, неприметным преспеянием, тайным восхождением (Лествич. слово 11,3. Святые молчальники).

Сколь велика трудность молчания, какие потребные для сего усилия, об этом лучше всего свидетельствуют подвижники Христовы, упражнявшиеся в молчании, так Авва Сисой смиренно сознавался пред одним братом, говоря: „вот 30 уже лет молюсь я Богу так: Господи Исусе! защити меня от языка моего, но и до ныне каждый день падаю и согрешаю языком моим» (Достоп. сказ. 248,4).

Одни из св. молчальников скрывались в уединении, другие старались, по крайней мере, как можно реже отворять двери келии своей для приходящих; об Авве Агафон рассказывают, что он провел три года, держа камень во рту, чтобы научиться молчанию (Достоп. сказ. 31,15 Святые молчальники).

С именем святых молчальников, кроме упомянутых, известны еще следующие угодники Божьи: Соломон молчальник (23 генв.), Петр молчал. (25 нояб.), Онуфрий молчаливый печерский (июл. 21). Сколько можно видит из дошедших до вас жизнеописаний святых молчальников, разнообразие в их подвиге состояло в том, что одни в большее, а другие в меньшее продолжение времени не разверзали уст своих, что одни для более беспрепятственного прохождения своего подвига убегали людей, скрывались в затворах, другие напротив старались хранить молчание, находясь вместе с братиею.

Преподобный Пимен В. говорит: есть человек, иже зрится быти молчай, а сердце его иных осуждает, той убо не престанно глаголет. И есть инъ, иже от утра до вечера языкомъ глаголетъ, и соблюдаетъ молчание. Не осуждай ближнаго есть якоже и молчай (Чет. Мин. авг. 27 Святые молчальники). Надежда помилования и отпущения грехов, а отсюда спокойствие души в самые страшные минуты, каковы предсмертные, были драгоценным стяжанием подвижника, во всю жизнь не разверзавшего уст своих для злоречия и осуждения ближнего.

Доказательством сего служит следующее сказание об одном безмолвие.—»Один инок все время жизни своей проводил в нерадении, не имея по-видимому никакой добродетели. Приближалась кончина его. К удивлению всех нерадивый инок не только не показал никакого страха смерти, но еще изъявил радость и Бога благодарил. Откуда у тебя такая радость? спросили его присутствовавшие при одре братия.

И умирающий брат, приподнявшись на смертном одр своем, рассказал им свое предсмертное видение. Я виделъ, говорил он, ангелов, которые раскрыли предо мною свиток злых дел моих и спрашивали: знаю ли я все это? Я отвечал им: так! Я все это знаю; но знаю и то, что с тех пор, как оставлен мною мир и облекли меня в иноческий образ, я не осудил человека и не имелъ никакой злобы.

А потому прошу, чтобы на мне исполнилось слово Христово: не осуждайте, чтобы вам не быть осужденными, оставляйте и о ставится вам. Услышав это, ангелы тотчас разодрали список моих грехов, и вот почему я с радостью отхожу от этой жизни к Богу. Сказав это, брат смиренно предал душу Господу (Повесть Анастасия Синаита под 80 ч. марта Чет. Мин.). Положи, Господи,  хранение устом нашим и дверь ограждения от уст нашихъ.

журнал «СТАРООБРЯДЕЦ» 1906 год №04

Ещё статьи на нашем канале на Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь