Святой Иоанн Златоуст о цели и пользе поста

Бог поста и воздержания требует от нас не просто для того только, чтобы мы пребывали в неядении, но для того, — чтобы, удаляясь от житейских дел, употребляли все свободное от них время на занятия духовные. Если бы мы устрояли жизнь свою внимательно, и всякую свободную минуту посвящали духовным занятиям, если бы и пищу принимали только для удовлетворения потребности, и всю жизнь провождали в добрых делах, то не было бы нам нужды и пособия от поста. Но так как человеческая природа нерадива и расположена к невоздержанию и роскоши, поэтому человеколюбивый Господь, как любящий отец, и изобрел для нас врачество в посте, дабы отвлечь нас от удовольствий и обратить от забот житейских к делам духовным.

Если некоторые из приходящих в церковь чувствуют телесную слабость и не могут оставаться до вечера без пищи, таким советую, чтобы они и телесную слабость свою подкрепляли, и не лишали себя духовного поучения, но о нем-то гораздо больше заботились. Ибо и кроме воздержания от пищи есть много путей, могущих отворять нам двери дерзновения пред Богом.

Итак, кто вкушает пищу и не может поститься до вечера, тот пусть подаст обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость; пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ибо и самое воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы обуздывали вожделения плоти, делали ее послушною в исполнении заповедей.

Узнав это от нас, вы, могущие поститься до вечера, сами в себе, прошу вас, усиливайте, по возможности, это доброе и похвальное свое усердие.

Ибо «аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется» (2 Кор.4, 16). Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения; напротив, душу просветляет, окрыляет, делает легкою и парящую горе. А что касается до братий ваших, которые не в состоянии поститься до вечера ради телесной немощи, их увещевайте не оставлять этой духовной пищи — слушания поучений.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Принятия пищи до вечернего богослужения не должно стыдиться, ибо подвергает нас стыду не ядение, но делание зла. Великий стыд — это грех! А если употребляем пищу с умеренностью, нам нечего стыдиться; ибо Господь соединил нас с таким телом, которое не может существовать иначе, как принимая пищу. Только да избегаем неумеренности; потому что умеренное употребление пищи весьма много способствует здравию и крепости нашего тела.

Не видите ли каждый день, что от роскошных столов и неумеренного насыщения происходят безчисленные болезни? Откуда болезни в ногах? Откуда болезни головные? Откуда умножение испорченных благ? Откуда бесчисленно с множество других болезней? Не от неумеренности ли, не оттого ли, что мы вливаем в себя вина более надлежащего? Как судно, залитое водою, скоро погружается и тонет; гак и человек, предавшись объедению и пьянству, несется в бездну, потупляет свой разум и лежит наконец, как живой труп; делать зло он может, а к добру способен не более мертвых.

Посему молю, подобно блаженному Павлу, «плотиугодия не творите в похоти» (Рим. 13,14), но укрепитесь и умножьте ревность о делах духовных.

Печатается по изданию: Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константина града Златоустаго избранных творения. Книга вторая. Издание Свято троицкой сергиевой лавры, 1993.

Наш канал на Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь