Успенский пост 2019

1 августа по старому стилю (14 августа по новому) Православная Церковь отмечает праздник Происхождения Честнаго и Животворящаго Креста Господня [Пл]. В сей день празднуем Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице [Сл]. («Медовый Спас»).

Предлагаем подробную статью о том, как подобает христианам поститься и молиться во время грядущего Успенского поста, а также дополнительные сведения по этой теме. Материал собран из нескольких проверенных источников старообрядческой инокиней Ливией

Устав о пище в Успенский пост:

post1

Успенский пост является самым коротким по времени в сравнении с прочими многодневными постами, но по строгости своей соответствует правилам великопостного воздержания. Устав о пище в этот пост повелевает следующее:

В понедельник, среду, пяток – сухоядение (хлеб, невареная растительная пища без масла);
Во вторник и четверток – горячая пища без масла; вино во все дни Уставом не разрешается.
В субботу и воскресенье – пища с маслом («дважды днем»).
Разрешение на рыбу – только в праздник Преображения Господня (19 августа н.с.)

Если в пост случится великий святой, тогда во вторник и четверток – пища с маслом, а в понедельник, среду, пяток – горячая пища без масла. Это же правило касается и дней Предпраздненства великих двунадесятых праздников – Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. (Сие разрешение Устава распространяется и на св. Четыредесятницу).

post head (1)
Разумный и умеренный пост святые отцы называют «материю всех добродетелей»

«Не насыщайся досыта, оставь место Святому Духу» – так любили говорить в старину благочестивые мудрые люди. Первая заповедь о посте дана была от Господа самому праотцу нашему Адаму, который, однако, не сумел соблюсти ее и через это оказался недостойным райского блаженства.

По сему образу, должны мы, если желаем быть причастниками нетленной райской пищи и вновь обрести потерянное Адамом Небесное Отечество, совлечься «ветхого человека» и неукоснительно соблюдать Господни заповеди о посте и воздержании.

О ПОСТЕ. Основные сведения

pravila post head

Важность и необходимость поста для нашего спасения очевидна. Пост телесный необходим для удобного и совершенного исполнения поста духовного; тот и другой пост в своем объединении образуют истинный пост, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. Поэтому Святая Церковь, как чадолюбивая Мать, своими правилами с апостольских времен сохраняет заповедь поста, заботливо внушает своим чадам строго исполнять его.

Пост – наиболее благоприятное время для покаяния и сокрушения о грехах своих. Св. Василий Великий наставляет нас: «Мы повреждены грехом – уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действительно».

Церковь Христова, как «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 5), установила для постного подвига определенные времена, однодневные и многодневные, обязательные для каждого благоверного христианина.

Однодневные посты:

1. В среду – в воспоминание предательства Спасителя Иудою.
2. В пятницу – в воспоминание о страданиях и распятии Исуса Христа.
3. В праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.
4. В день Усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29-го августа).
5. В сочельник или канун Крещения Господня (5-го января).

Многодневных постов четыре:

1. Рождественский пост, установленный для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова и продолжающийся 6 недель, с 14-го ноября по 25-е декабря.
2. Великий пост, продолжающийся 7 недель перед Пасхой и состоящий из двух постов: а) из св. Четыредесятницы или 40-дневного поста (в воспоминание сорокадневного поста Спасителя) и б) Страстной седмицы.

3.Петров пост, или апостольский, в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, начинающийся через неделю после Троицына дня и продолжающийся до 29-го июня, дня памяти апостолов. Этот пост установлен по примеру антиохийских христиан, постившихся при отправлении на проповедь св. апостолов Павла и Варнавы. (Деян. 13, 3).

4. Успенский пост, продолжающийся две недели, с 1-го по 15-е августа. Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание Ее жизни, проведенной в подвигах поста и молитвы.

«Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени приписан свой особый закон воздержания. Так для весны – весенний Пост, в святую Четыредесятницу, для лета – летний, для осени – осенний, в седьмом месяце, для зимы – зимний». (Из беседы Льва Великого, пятый век).

Следует помнить, что пост есть воздержание, а не изнурение; поэтому телесные силы должны быть настолько крепки, чтобы христианин мог выполнить все поклоны, положенные по церковному уставу, а также выслушать и простоять продолжительные постные службы.

Обязательно ли поститься в пост?

pizza arbuz post

Для нарушителей уставного порядка относительно общепринятых соборных правил о постах, Церковными канонами предусмотрены строгие взыскания и епитимии.

Зри кормчую, лист 19

И сице убо Божественни апостоли уставиша и узакониша. По сих же и Гангрии святии отцы Божественным Духом собрани, о всех купно, иже от святых апостол уставленных постех и иже потом узаконенных, со областию всякою в 18 правиле страшно отвещаше, глаголюще сице: аще кто от воздержащихся, кроме телесныя нужды, разгордится, и преданные посты во общине, и хранимые Церковью разрешает, якоже се тверду сущу в нем и совершену помыслу, да будет проклят.

Зри кормчую, лист 59

И Аполлос великий во отцех, всех согрешений страшнейшее глаголет: яко соборные посты не возможно разрешати, кроме великия нужды. В среду бо Христос предан бысть, в пяток же распят бысть. Иже убо сия разрешаяй, сей предает Спаса и сраспинает. Такожде и Великий Афанасий глаголет: Разрешаяй среду и пяток сей распинает Господа, якоже иудеи, ибо в среду совет бысть на Него, а в пяток распяша и. разве точию в Богоявленских и в пентикостии, и в седмицы от церкви разрешенныя, такожде в праздники разрешаяй неповинен есть.

Номоканон, правило 215

Цареградский же патриарх Никифор, в пятом правиле глаголет: яко от священника не постящегося среду и пяток, не достоит причаститися.

Духовное значение Успенского поста

Uspenie head 14 vek

О смысле Успенского поста можно прочитать у преподобного Симеона Солунского (конец 15-го века – 1429-ый год): «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и молилась за нас, хотя, будучи Святой и Непорочной, и не имела нужды в посте. Так особенно Она за нас молилась, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и соединиться с Сыном Своим. А посему и мы должны поститься и воспевать Ее и побуждать Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят. Что этот пост учрежден по случаю двух праздников, одного, как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Побеждаются естества уставы…

«Побеждаются естества уставы о Тебе, Дево Чистая. Девствует бо рожество и живот обручает смерть. По рожестве Дева, и по смерти жива. Спасаеши присно Богородицу Тя величающия». (Задостойник на Успение Пресвятой Богородицы).

«Успением» называем мы день отшествия Пресвятой Богородицы от земли к Небесным селениям. Смерть, как тление, не могла коснуться святого Ее Тела, которое зовем мы одушевленным Храмом Божиим.

Она не умерла, но только уснула, чтобы восстать и вечно царствовать в Царстве Сына и Бога Своего. Сам Господь открыл это чудесным образом: один из двенадцати апостолов – апостол Фома, промыслительно не присутствовавший на погребении Божией Матери и пребывший в Иерусалим только на третий день спустя, пожелал поклониться Ее Телу и дать последнее целование. Но когда пришли к гробнице, то увидели, что она пуста. Апостолы много недоумевали, но вдруг явилась им Сама Пресвятая Дева. Светло и радостно было лицо Ее. «Радуйтесь! – сказала Она апостолам, – Я всегда буду вашей Молитвенницею перед Богом!»

Uspenie 05 Sever 18vek
Успение Пресвятыя Богородицы. Русский Север. XVIII век. Люцерн, частное собрание. Фрагменты древней иконы врезаны в новую доску. В соответствии с византийской изобразительной традицией, все двенадцать апостолов стоят по сторонам смертного одра Богоматери, горюя о ее кончине. Невидимый для них Христос держит на руке спеленатую, будто младенец, душу Богоматери, собираясь вознести ее в сопровождении ангелов на небо. Над его головой парит в мандорле серафим. На фоне архитектурных кулис стоят три епископа: Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, считающиеся учениками Павла, которые впервые возвестили о взятии Девы Марии на небо. На самом переднем плане передан эпизод с иудеем Афонией, пытающимся опрокинуть ложе Богоматери.

По преданию, Пресвятая Богородица, по Вознесении Господнем, любила посещать и часто приходила на места, связанные с крестными страданиями Своего Сына: Голгофу, в Гефсиманию, на гору Елеонскую. Озлобленные иудеи приказали поставить охрану из римских воинов, чтобы не допускать Божию Матерь молиться на месте погребения и воскресения Спасителя, но Господь Сам покрывал Ее и делал невидимой для стражи.

За три дня до Своего Успения, во время молитвы на горе Елеонской, Пресвятая Богородица была предупреждена о том Архангелом Гавриилом, который явился с райскою ветвью в руке и возвестил Ей о времени преставления от земной жизни к небесным обителям.
Торжественным и великим был этот день. Горница, где почивала Пресвятая Богоматерь, наполнилась неизреченного благоухания.

Uspenie 08 kleyma
Успение Пресвятой Богородицы со сказанием в 8 клеймах Москва. Середина — вторая половина XVII в.; средник — XVII в. (?) под поздней записью. Дерево, левкас, темпера. 132,2х100,3 см.; средник 34,7х30,2 см. Фрагменты древней иконы врезаны в новую доску. Средником является икона «Успение Богоматери» в иконографическом варианте, включающем полет апостолов на облаках. Клейма, помещенные на раме иконы, иллюстрируют приписываемое св. Иоанну Богослову Слово на Успение Богоматери. Клейма: 1. Молитва Марии на горе Елеонской и явление ей архангела Гавриила с вестью о предстоящей кончине. 2. Прибытие Иоанна Богослова к Богоматери. 3. Святой Дух повелевает апостолам собраться для погребения Марии. 4. Воскресение апп. Андрея, Филиппа, Луки и Симона для прощания с Богоматерью. 5. Чудесный полет ап. Матфея. 6. Чудесный полет ап. Петра. 7. Прибытие апостолов к Богоматери. 8. Правитель велит иудеям помешать торжественному погребению Богоматери. Вероятно, первоначально данные клейма принадлежали произведению значительно больших размеров, имевшему и большее число клейм. В существующую раму не вошли клейма, завершающие цикл сказания. Композиция клейм выдает знакомство автора с книжными миниатюрами из цикла иллюстраций Слова Иоанна Богослова на Успение. В частности, композиция некоторых из них восходит к созданным в третьей четверти XVI в. иллюстрациям данного произведения, находящимся в так называемом Егоровском сборнике. Кладка красок не ровными «заливками», а с «растяжкой» тона, напоминающей работу акварелью, тоже восходит к книжной миниатюре XVI в. В.М. Сорокатый

Со слезами, трепетом и радостью созерцали апостолы, чудесным образом собранные к священному одру со всех концов земли, ту великую, Божественную славу, которую даровал Господь Пренепорочной и Пречистой Деве, открывшей дверь спасения роду человеческому. Расступился покров небесный, ангельские лики, херувимы и серафимы, пели священные гимны, радостно встречая свою Царицу. В храмине становилось все светлее, когда, наконец, спустился с неба Сам Господь, чтобы принять душу Святой Своей Матери и вознести с Собою в райские селения.

uspenie
«Успение Пресвятой Богородицы». Москва, конец 19 века.

По некоторым источникам (Цветник свщ.ин. Дорофея), Успение Пресвятой Богородицы приходится на 58-ой год по Рождестве Христовом.

Преукрашена Божественною славою…

«Преукрашена Божественною славою, священная и славная Дево память Твоя. Вся собра на веселие верныя, начинающей Мариам, с лики и тимпаны, Твоему поюще Единородному, славно яко прославися». (Ирмос 1-ой песни канона на Успение Пресвятой Богородицы).

Дарование Пресвятой Богородице. (Григорово видение о Страшном Суде Господнем)
…Первою вошла (в Рай) Святая Богородица, Матерь Господа нашего Исуса Христа, славою неизреченною прославленная, лице же Ее светилось, паче солнца. И, пришедши, поклонилась Господу. И Господь с радостию и веселием принимал Ее и, в мале преклонил Ей пречистую главу Свою и сказал Ей: «Войди, Святая Матерь Моя в радость Сына Своего. Все послушно Тебе, все – достояние Твое. Она же, поклонившись, облобызала пречистые Его руки и весело и радостно вошла в Святой Город.

Uspenie 01 Pskov 14v
Успение Пресвятыя Богородицы. Псков. Первая четверть XIV века

И снял тогда Господь с пречистой главы Своей страшный и неизреченный венец, и возложил на главу Ее и сказал: «Приими, о Мати Моя славу, которую даровал Мне Отец Мой, победу на дьявола и одоление смерти, которую свершил Я, взятою от Тебя Плотию.

И дал Ей Господь первую страшную одежду, от царских Своих одеяний, в которую облачался Сам, и много иных различных дарований дал Ей, от всяких различных цветов и видов невещественных. И посадил Ее на страшном и Божественном Своем Престоле, и перед всеми возвеличил иже от века святыми. И похвалил душевную и телесную Ее чистоту, и помянул теплые слезы Ее, и прилежные молитвы, которыми молилась Она за весь род христианский. Так же отверз перед Нею безмерные благие Свои сокровища и поставил Ее Госпожу и Владычицу всем небесным силам. И воспели Ее с радостию все силы небесные.

«В молитвах неусыпающую Богородицу…»

«В молитвах неусыпающую Богородицу, и в заступлениях известное упование, гроб и смерть не удержаста. Яко бо живота Матерь на живот престави, иже во утробу всевывыйся Приснодевственную». (Кондак Успению Пресвятой Богородице).

Пречистая Дева – Богородица Мария, Первая Заступница наша и Предстательница, неусыпная Ходатаица рода христианского. К Ней обращаемся мы во всякой нужде и скорби, в надежде на Матернее Ее дерзновение. Так, первое чудо Свое для людей явил Господь именно благодаря прошению Своей Матери, когда на браке в Кане Галилейской обратил воду в вино. Так же на Голгофе, в крестных страданиях, передавая Пречистую Деву на попечение чистому и девственному любимому ученику Своему – Иоанну Богослову, Он, в знаменательных словах Своих: «Жено, се сын Твой. Потом же глагола ученику, се Мати твоя» (От. Иоанна, 61-е зач.), поручил Ее материнской заботе и весь прочий род христианский.

Uspenie 04 Zapad Ukraine 16vek
Успение Пресвятыя Богородицы. Середина — третья четверть XVI века. Западная Украина. Дерево, левкас, темпера; ковчег. 116,5х89 см. Из собрания ЦАК МДА. Икона реставрирована.

Иконография «Успения» основывается на текстах Слова св. Иоанна Богослова на Успение Богородицы, Поучения св. Иоанна Солунского и др. Она сложилась в византийской художественной практике, откуда распространилась по всей православной ойкумене, в том числе и на восточнославянские земли. Развернутый вариант иконографии, восходящий к композициям стенописей балканских стран, нередко встречается в сохранившихся произведениях украинской иконописи XVI в.
К этому варианту, для которого характерно включение вознесения Девы Марии на небо, слетающихся на облаках к Ее одру апостолов, сцены с нечестивым Афонией, относится и публикуемая икона. По сторонам ложа Богоматери, над апостолами и плачущими женами, как правило, изображались и святители, которых, согласно приписываемому Дионисию Ареопагиту тексту, церковная традиция считает очевидцами события. На этом произведении представлены свтт. Иаков Иерусалимский, брат Божий, Тимофей Эфесский, Иерофей Афинский и Дионисий Ареопагит.
Однa из самых ярких стилистических особенностей западно русской иконописи XVI в. – светлая цветовая гамма с преобладанием голубого и серого, использование серебра (фоны, разделка одежд). В колорите публикуемой иконы голубой и серый дополняются приглушенным красно-коралловым, белым, коричневым и светлой охрой, а серебряный фон объединяет цвета светлой холодной гаммы. Личное написано тщательно: светлая розовая охра положена по коричневатой основе, активно использованы высветления и нежная подрумянка. Продуманная моделировка формы, в которой важную роль играют пробела, композиционное мастерство указывают на руку прекрасного мастера. Такие детали, как рисунок век, выдают влияние западной живописи, экспансия которой на украинские земли усилилась в результате Люблинской унии 1569 г. Эта особенность имеет аналогию в иконе «Успение Богоматери» 1570-х годов мастера Лаврентия Пухала(?); близко публикуемому произведению и «Успение Богоматери» мастера Алексея.
Нимбы Христа и Богородицы украшены орнаментальной резьбой по левкасу, которая появляется в западнорусской иконописи в XVI в.

Л. Тарасенко

Как невозможно сосчитать на небе звезды небесные, так же невозможно перечислить все святые чудеса от той высшей, благодатной помощи, которую оказывает Пресвятая Дева усердным Своим молебникам. В различных жизненных обстоятельствах и напастях нуждаемся мы, иногда по случаю, и в особых прошениях перед образом Божией Матери.

  • Во времена скорби и житейских неурядиц есть обычай читать молебные каноны Пресвятой Богородице, которые называются «В наведении печали» и «Умягчение злых сердец».
  • Кто страдает от болезни глаз, молится перед образом Пресвятой Девы, который именуется «Казанским».
  • Помощь от пожаров – молитва перед иконой «Неопалимая купина».
  • Одигитрия – «путеводительница», помощница путешествующим (Смоленский образ Богоматери).
  • Ради избавления от людской клеветы и напраслины читают канон «Всем скорбящим Радость».
  • В молитвах перед образом, именуемым «Тихвинским», христиане надеются на заступничество Небесной Владычицы от врагов видимых и невидимых, на помощь на войне, исцеления в болезнях.

«Яже небес высши сущи, и херувим славнейши, и всея твари честнейши, яже премногия ради чистоты, присносущного существа приятелище бывши, в сыновнюю руку, днесь всесвятую предает душу, с Нею же исполняются всяческая радости, и нам дарует велию милость» – такими словами приносим мы свое праздничное пение в день Успения Пресвятой Богородицы, вспоминая в тоже время слабость свою и недостоинство, чтобы воспевать Ту, Которую непрестанно славословят святые ангельские силы.

Uspenie 07 Yaroslavl 1564god
Успение Пресвятыя Богородицы. Около 1564 года. Из праздничного ряда. Происходит из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Дерево, темпера. 79,1х64.

Начало и венец лету церковному – похвальные песнопения Богоматери. Первый великий двунадесятый праздник в Новом году – Рождество Пресвятой Богородицы, здесь начало и заря спасения рода человеческого. Успение, последний двунадесятый праздник, с которым заканчиваем мы Церковный год, возводит уже к тайне будущего века, конечному совершению пророческих писаний и спасительного обетования о вечном блаженстве, уготованном от Господа душам праведных.

О молитвенном уставе в Успенский пост

О молитве в Успенский пост можно сказать особое слово, так как по времени он включает в себя три великих Господских праздника, которые, по народной традиции, называют обычно «Спасами».

«Медовый спас»

Первое (14-е по новому стилю) августа – начало Успенского поста. Происхождение Честнаго и Животворящего Креста Господня. (1-ый Спас – «медовый»).

По преданию, в Константинополе издревле (не позднее 8-го века) был обычай выносить Честное древо Креста Господня на дороги и улицы для освящения мест и прогнания болезней. С 1-го августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, творили литии по всему городу и предлагали Крест народу для поклонения.

В Русской церкви этот праздник соединился с воспоминанием крещения Руси 1-го августа 988-го года. (По другим источникам 989-ый год). В уставе Успенского собора (в Московском Кремле), составленном в 1627-ом году по указу патриарха Филарета, дается следующее объяснение нынешнего праздника: «А на происхождение, в день Честнаго Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».

По церковному уставу в этот день мы творим поклонение Кресту Господню по тому же чину, что и на Воздвижение Креста Господня и в Крестопоклонную неделю Великого поста. На утрени на сходе первый раз поется клиросами годовая катавасия «Креста начертав Моисей…», которую, за редким исключением, положено петь теперь до Отдания праздника Воздвижения (21-е сентября ст.ст.).

Принято также совершать малый чин освящения воды. По общепринятой традиции в этот день в церковь на благословение христиане приносят свежий мед нового годового сбора.

Преображение. («Яблочный Спас»)

6-го августа (19-го по новому стилю) Церковь празднует Преображение Господне.

Преображение Господне издревле является одним из самых почитаемых христианских праздников. По уставу по особому чину освящаются плоды нового урожая.

preobrazhenie litie
Преображение Господне, литая старообрядческая икона

Само чудо Божественного Своего Преображения явил Господь избранным ученикам и апостолом незадолго до крестных Своих страданий, чтобы, видя Его пригвожденным ко Кресту, они не соблазнились о Нем, но утвердились и уверились в Его Воскресении.

preobrazhenie XVI
Преображение Господне; Россия. Великий Новгород; XVI в.http://www.ruicon.ru

Чествовать сие великое событие было определено уставом за сорок дней до дня Воздвижения Креста Господня. Здесь поклонение Кресту образно заменяет нам Великопостное Богослужение, когда воспоминаем мы Голгофу и крестную смерть Спасителя, тогда как великий и радостный праздник чудесного Преображения Господня не согласуется по своему духовному смыслу со временем сугубого покаяния и сетования о грехах своих, к которому обязывает нас Святая Четыредесятница.

«Ореховый спас»

16 августа (29-е по новому стилю) Церковь вспоминает Перенесение Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Нашего Исуса Христа, иже есть Убрус, от Эдеса в Царьград. («Хлебный» или «ореховый» Спас).

В этот день мы вспоминаем чудесное знамение, которое сотворил Господь для Эдесского князя Авгаря, запечатлев ради него Пречистый Лик Свой на холщовом плате.

Ubrus spas 12vek
Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа в 944 г. Миниатюра из иллюстрированной рукописи 12 века.

Сам Эдесский князь страдал от проказы и в скором времени получил исцеление через святого апостола Фаддея. Сей Нерукотворный Образ Христа Спасителя пользовался в Эдессе великим почитанием, но, в последствии, когда в Сирии произошло повсеместное отступление от Христовой веры, Образ был перенесен в Царьград.

Ubrus spas 12vek icon
Образ Спас Нерукотворный, вторая половина XII века

В 1204-м году он был похищен «крестоносцами» и до конца 18-го века (французской революции) находился в одной из церквей при дворе Французских королей. Дальнейшая судьба этой великой святыни неизвестна.

«Третий Спас», когда принято было на Руси печь первый хлеб из муки нового урожая, находится уже вне Успенского поста, но бывает, что именно в этот день устав разрешает на последующее за постом Разговение, если празднование Успения Богородицы выпадает на постные дни – среду или пятницу. В таком случае, в самый день праздника дается разрешение только на рыбу и вино. Указанный порядок соответствует настоящему 2015-му году.

Слово святителя Иоанна Златоустого о святом посте

Чего ради говорят многие, что нет нужды в посте в чистоте живущим? То слово криво есть и ложно. Где был Адам, и тому Бог пост заповедал, не вкушать от древа разумного, чтобы разуметь добро и зло. Если в раю был заповедан пост, то кольми паче и ныне. Если и прежде болезни требовалось врачевание, то не больше ли ныне?

Адам поста не почтил и услышал глас Господень, глаголющий: «земля еси, и в землю пойдеши». Так разумейте, как негодует Господь на отвержение поста. Разумейте, братья и сестры постную силу: пост нас на живот от смерти приводит, если отстанем от своего злого нрава. Многий был народ в Ниневии граде, до сотни тысяч, разве жен и детей. И в мале не погибли все, но обратились к покаянию, и отстали от злых дел своих и почтили честный пост. И тем избавлены были от смерти.

Обратимся же и мы на покаяние и милостыню, удаляясь гнева, зависти и клеветы и прочего, да милостив будет нам Господь. Пост без добрых дел неприятен есть. Если и неневитяны, не имевшие честной веры, приняли пост от мала до велика, то как мы поста отвергнемся, христиане суще.

Моисей и Илия великие были пророки, но прежде чем к Богу беседовать, пост принимали. Постился и Сам Господь сорок дней, не требуя поста, но подавая нам образ победы над силой диавола.

Как князь, если захочет взять какой либо город, то прежде отнимает от него брашно и воду, чтобы изнемогая, сами предали себя в его руки. Так и злые помыслы от сердца отгоним, пост и молитву по силе принявши. Как непотребна храмина без покрова, так и пост без смирения. И как худой сосуд не удержит воды, так без добрых дел пост ничто же есть.

И как град без стены скоро пленяется от ратников, так и душа, не огражденная постом и молитвой. Скоро диявол вселяется в такую душу и исполняет ее всякой скверною. Как тело содержат жилы, так и душу укрепляют пост и молитвы. И как тело изнемогает и томится, когда лишается пищи, так и душа, если не имеет поста и молитвы, и святого Причащения, ослабевает и изнемогает. И к помрачению ума приближается.

Как темное облако омрачает солнечный свет, так и человек, если оставляет пост и молитву. Если же кто постится, но имеет гнев, такой подобен кораблю плавающему, а на корме беса имущему. Пост с добрыми делами честен и приятен есть, и спасает.
Богу нашему слава, всегда, ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Автор статьи: старообрядческая инокиня Ливия для сайта STAROVE.RU

ПОНОМАРЬ

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь