О ВОСКРЕСНОМ ДНЕ

Поучение преосвященого Иннтокентия епископа нижегородского о воскресном дне.

Сегодня я намерен, братия, сказать несколько слов о воскресном дне и о праздновании его. Еще в ветхом завете, господь Бог с высоты дымящегося Синая реке: помни день субботний, еже  святити его: и сотвриши в них да сотвори вся дела твоя; в день же седьцый, суббота. Господу Богу твоему. Да не сотвориши всякого дела твоего в он, ты, и сын твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твоя, и всякий скот твой, и пришлец, обитай у тебя (исх. 20, 8-10)

Почему же так строго Бог повелел праздновать седьмой день недели—субботу? Зане,—объяснил Он,—в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седьмой, сего ради блогослови Господь день седьмый и освяти его (исх. 10, 11). Согласно этой заповеди ветхозаветная церковь очень строго праздновала субботу, так что когда один из евреев осмелился работать в этот день, его побили камнями. 

Но почему же мы, христиане. не празднуем субботу, а воскресение?—Да потому, что в новом завете в некотором отношении устранилась та причина, в силу которой требовалось праздновать субботу.-Что же это за причина? Та, что Бог в этот день «почил от всех дел своих». Устранилась же она таким образом. Всем известно, что вследствие преступления праотцом нашим: Адамом заповеди Божией, все потомки его, как дети преступника, разделяли одинаковую с ним участь: все умирали во ад, кто бы они ни были и какия бы добрые дела ни делали. Нои, Авраамъ, Моисей, Давыдъ, Исаия,—все святые праотцы, патриархи в и пророки по смерти своей неизбежно делались добычей ада, как и грешники.

Но премилосердный Господь, „не восхоте видети от диавола мучима рода человеческого“, воплоти, от девы Марии, был распят на кресте, умер, сошёл во ад и извел оттуда всех, с верою ожидавших его пришествия и ввел их в рай. А эти последние, самые важнейшие дела—изведение верующих из ада. И введение их в рай Господь Исус Христос совершил именно в субботу, которая поэтому стала. как и прочие дни в которые Бог творил Свои дела и нам заповедовал творить—работать.

После этого праздновать субботу значит явно выражать неверие, что Христос в этот день творил величайшее дело нашего спасения—изведение людей из ада и введение их в рай. А не верующий этому разве может быть христианином? Вот почему мы, христиане, не должны праздновать субботу.

Но если так, если мы субботу не празднуем потому, что она перестала быть днём почивания, или упокоения Божия от дел, то спрашивается: почему же мы празднуем, воскресение? Ведь и этот день не есть день упокоения Божия от дел.—Да, — но мы и празднуем его не ради этого, а в память радостного» события воскресения Христова, и в ознаменование того, что и мы когда-то воскреснем и если будем достойны наследуем царство небесное. 

Почему бы впрочем ни праздновалось воскресенье, на святость, и древность этого празднования не подлежит сомнению: оно началось с самого воскресения Христова. Хотя об этом не упоминается, ни в евангелии, ни в апостоле, но все христиане празднуют его, разумеется, по не писанному устному апостольскому преданию, которое имеет такую же силу, как и апостольское писание. Братие—взывает апостол Павелстойте и держите предания, им же научитесь или словом, или посланием нашим. (2 сол. зач. 276).

Но есть люди, даже называющие себя христианами, которые, враждебно и с презрением отвергая всякие апостольские и святоотеческое предание в то же время строго празднуют воскресный день. Это—протестанты. штундисты, баптисты, пашковцы и им подобные, которые принимают одно только священное писание, о отвергают всякое неписанное предание церковное, как, недостойное душе пагубное измышление грешных людей. А между тем о праздновании воскресного дня ничего не говорится в писании оно основано исключительно на предании.

Отсюда, празднующие воскресный день по необходимости признают силу и авторитет церковного предания, а отвергающие это предание какое имеют основание и право праздновать воскресный день? Этим я не то хочу сказать, что они не должны праздновать этого дня, а лишь указываю на то, что всякое заблуждение, всякая ложь не только противна истине, но и противоречит сама себе, иногда до полной очевидности. В самом деле, не противоречат-ли сказанные сектанты сами себе, с ненавистью отвергая всякое церковное предание и празднуя воскресный день, когда, это празднование исключительно на нем основано и зиждется; Может ли быть что несообразнее этого?

Как назвать того, кто на один и тот же предмет и плюет и целует его? Как считать того, кто отвергает и хулит то, во что верует, и верует в то, что отвергает и хулит? А таковы и есть отвергающие апостольские предания и в то-же время почитающие их празднованием воскресного дня. Чтобы выйти из такого странного и непохвального противоречия, им должно или перестать хулить предания церковные, приняв их как святую  истину божию, Или отвергнуть и хулить празднование воскресного дня, так, как оно есть именно одно из этих предании, хулимых ими. Тогда они будут по крайней мере последовательными, избегнув противоречий, в которых пребывают и которые так ярко бросаются в глаза всякому.

Но мы, братия, как чада православной церкви, имеем право без противоречия себе, а потому и должны праздновать день воскресный, так как принимаем все истинно-апостольские предания, одно из которых есть празднование этого дня. Но что значит праздновать? Многие, да почти все думают, что праздновать значит праздно проводить время, ни чего не делать, гулять, лежать, спать и т. п.

И так действительно проводят праздники сходят на какое либо зрелище, посидят на улице или в дом, позубоскалят, побалясничают, посудятъ ближних  проч., тем и проведут праздник. Но где же заповедано в праздники гулять, ничего не делая? Напротив, это осуждается и закон божьим, и совестью, и гласом народа. Известно, что „праздность всем порокам мать“. Такт неужели и в праздники должно трудиться и работать?—по-жалуй спросят иные.

Да,—непременно следует трудиться, и даже усерднее, чем в будни, только не на себя работать, а так, сказать на Бога: не свои дела делать, а Божьи. О так и заповедовал: «Шести, дней делай, и сотивориши в них все дела твои, в, день же седьмой—суббота, или праздник—Господу Богу твоему» работай то есть. Как же Богу работать и какие дела Божии? Работать Богу значит творить, Его волю, исполнять Его заповеди, делать дела Его. А дела Его суть: молитва милостыня, воздержание, любовь., милосердие, кротость, благотворение и прочия добродетели. Их-то и должо творить, в праздники с особенным усердием, и старанием.

Почему-же такт, почему один из семи дней Бог, освятил Себе—заповедовал в этот день работать Ему? Да потому, что Он, наш Творец и Господь, Он сотворил нас из ничего так что если бы ни Его сила и воля, то нас и не было бы; Он дал нам, на пользу и в наслаждение всю вселенную; солнце и небо, луну и звёзды, море и землю, растения и животных и вся покори под ноги наша: овца и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, рыбы морския, преходящия стези морския (псал. VIII, 7-8). Мало этого?

Когда мы, поcлушав врага Божия дьявола, самым неблагодарным образом преступили Его святую заповедь и сего ради пребывали во «тьме и сени смертной», Он сам спас нас недостойных единственно из любви к нам, Его неблагодарной твари. Да и как спас? Сошёл  с небес воплотился от девы Марии, и жил на земле, пострадал ужаснейшим образом от нас ничтожных, умер самою позорною смертью, сошёл во ад, воскрес из мертвых и вознесся на небеса.

И все это для того, чтобы освободить нас от власти дьявола, смерти и ада и возвратить нам райское блаженство, которого мы сами, по своей собственной вине лишились, преступив заповедь Божью в угоду Его и нашему врагу дьяволу. И за все эти Свои благодеяния Бог требует от нас чтобы мы один из семи дней недели, именно воскресный посвящали бы, работали бы исключительно Ему, оставляя всякую заботу о своих телесных и житейских делах.

Разумеется, мы и все дни обязаны так посвящать Богу: каждый час непрестанно работать Ему, но Он из любви и снисхождения к нашей немощи, установил, чтобы мы хотя бы один день в неделю отделяли бы на такое служение Ему. А мы и этого не хотим исполнять, и в праздники не делаем никаких добрых дел, даже и на богослужение ходить ленимся, а лишь спим или объедаемся да опиваемся и т. п. А в будни не ленимся, потому что тогда работаем на себя.

Какое же после этого можно иметь оправдание? Если бы Бог заповедал один день на себя работать, а шесть Ему, и то мы должны были бы исполнять. А то определил Себе только один день из семи, а в наше распоряжение дал шесть дней, а мы и это ленимся исполнять. Какого же наказания мы не достойны? Если работник не станет работать на хозяина, а лишь на себя, то хозяин разв не накажет его—разв не прогонит?

Да наконец, что такое работа Богу? Ведь Бог существо вседовольное—как не нуждается в наших. добродетелях так ничего не терпит и от наших злых дел. Если мы что делаем, добро или зло, то это только для себя, так что если мы по-видимому работаем и Богу, от этого польза бывает только нам. Как бы мы богоугодно праздники ни проводили, какие бы добрые дела ни делали, и сколько бы их ни имели, пост ли, или молитву, милостыню, любовь, веру, воздержание, милосердие, смирение,—за это получим блаженство только мы сами. Работая на Бога, мы в сущности работаем на себя.

Если-же Бог и требует, чтобы мы творили добрые дела, то не потому, что Он будто в этом нуждается, но просто из любви к нам, чтобы мы не погибли, а получили вечное блаженство.

О воскресном дне продолжение

Наш канал на Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь