ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШИХ И ДНИ ПОМИНАНИЯ ИХ

ПОТРЕБНИК

ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШИХ

По смерти христианина омывают и одевают в белые одежды и саван, особо сшитый из нового белого полотна, в знак того, что усопший дал при своем крещении обет проводить жизнь в чистоте и святости и в указание на то, что он должен будет дать ответ пред Богом, насколько он выполнить долг своего звания христианского. Тело, одетое в саван, повивают особою лентою так, чтобы образовалось на протяжении всего тела три креста. На чело покойника возлагают ВЕНЧИК  (узкая полоса бумаги), на котором написано Трисвятое, в знак того, что усопший питал надежду получить венец на небесах. На руки возлагают крест, — в знак веры в распятого Христа и надежды получить обещанное верующим блаженство в будущей жизни и лестовку.

Все тело покрывается покровом в указание на то, что усопший находился под покровом святой Церкви Христовой. Усопший кладется во гроб по чину устава, изложенного в потребнике, и самый гроб с телом ставится так в комнате и храме, что лицо усопшего обращено к иконам. Затем читается „Псалтырь» в утешение скорбящим о смерти усопшего, и служатся панихиды, т.-е. службы, в которых молятся священнослужители о прощении грехов представльшегося и о упокоении его в царствии небесном со всеми святыми.

Чин погребения изложен в потребнике, проникнуть молитвою по усопшем и утешением оставшимся в живых сродников и знаемых. В положенных чтениях апостола и св. Евангелия говорится о воскресении мертвых и дается этим утешение скорбящим и надежду соединиться всем верующим в будущей вечной жизни. В конце погребения читается разрушительная молитва от отца духовного, или иного иерея, в которой властью данной от Самого Господа.

Иерей разрешает все грехи усопшего, снимает с него все клятвы и запрещения и с миром отпускает в загробную жизнь. Самая молитва вкладывается в руки усопшего, как бы в доказательство того, что молитва церкви сильна пред Богом и он, разрешенный на земли, будет разрешен и на небеси. Провожая гроб до могилы, священнослужители, по древнему обычаю, идут за гробом, а не впереди, певцы же поют ангельскую песнь „Святый Боже“. После погребения и отпуста, полагаются 15 поклонов с тропарем: „Покой, Господи, .душу умерших, раба твоего» и проч.

И ДНИ ПОМИНАНИЯ

Святая Церковь заботится о своих чадах и после их смерти, и поэтому установлены особые дни поминовения их. Именно, по 44 правилу св апостолов Петра и Павла повеливается, чтобы христиане творили третины усопшим, ради воскресшего тридневно; девятины на воспоминание сущим зде усопшим и четыредесятый день по ветхому закону, по подобию иудеев, 40 дней плаковших после смерти Моисея

И каждую годовщину, повелевает правило, память усопшим творить, и раздавать нищим от их имения, на воспоминание их. (Кормч., лист 28-й на обороте). Обычай же есть у древлеправославных христиан ежегодно в день смерти в день ангела усопшего сродника приносить молитвы за него. Св. Иоанн Златоуст в поучении в субботу Пентикосную о еже не плакатися о умерших (слово 76). между прочим говорит: много бо верным душам пособие, еже за сих даяти маломощным и еже за души их попове и дьякони молиться и службы часто творять, т.е Божественную литургию (лист 200 на обороте). Отсюда у христиан обычай служить ежедневно, в течении 40 дней после смерти в память усопшего литургий,— это служение литургии называется сорокоустом.

При совершении поминовений, как и во время чина погребения, ставится кутия (вареная пшеница) с медом. Зерна служат знакомь (символом) воскресения, а медь — сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Так как с течением времени, отдаленные сродники усошпих, по слабости человеческой и забвению не всегда могут поминать их, давно умерших, то св. Церковь установила в некоторые субботние дни года общее поминовение всех усопших от века в вере и надежде на будущую вечную жизнь. Это поминовения называются вселенскими панихидами, а самые дни родительскими субботами.

Таковые дни: суббота мясопустная, субботы: второй, третьей и четвертой седмицы Великого Поста, суббота перед Троицыным днем и перед днем св. Димитрия Солунскаго (26-го октября — Димитриевская суббота), при чем, если 26-е октября случится в субботу, то панихида совершается вечером в пятницу и утром в субботу предыдущей седмицы, т.-е. 19-го октября; если же в субботу перед днем св. Димитрия случится праздник Казанской Божией Матери (22-го октября), то панихида совершается еще раньше за неделю, именно 15-го октября.

Кроме суббот, еще полагаются панихиды по умершим во вторник, а в некоторых местах в понедельник, на Фоминой неделе, при чем эти моления совершаются на кладбищах (на могилах усопших).

Для поминовения умерших на вселенских панихидах у древлеправославных христиан существуют особый синодики или помянники, в которых записываются духовный лица и особенно усопший духовный отец и все сродники по плоти и ближние.

Конец и Богу слава!

 

наш канал на Яндекс.Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ