Старожилы-дрезненцы хорошо помнят удивительный старообрядческий храм Параскевы Пятницы, он относился к знаменитому Белокриницкому согласию Русской православной старообрядческой церкви, это была деревянная церковь при фабрике Зиминых — небольшое здание с восьмигранным куполом, построенное на их же средства в начале ХХ века, в нынешнем году исполнилось бы 160 лет со дня рождения последнего настоятеля церкви Григория Зубрилина.

храм Параскевы
Старообрядческий храм Параскевы Пятницы

Отец Григорий (в миру Григорий Семенович Зубрилин) родился в 1858 году в деревне Коровино, в семье крестьян. Коровинская старообрядческая община, официально зарегистрированная в 1910 году, была одной из крупнейших в уезде и нелегально существовала издревле. Ее почетным председателем и попечителем был прославленный богородский промышленник, меценат-старовер Арсений Иванович Морозов, построивший множествл старообрядческих храмов и школ, текстильных фабрик, которые в техническом отношении считались одними из лучших в мире.

В 1914 году старый коровинский храм (храм Параскевы) стараниями общины был отремонтирован, а на средства Арсения Морозова куплен красивый иконостас. В те годы в коровинский приход входил и деревни Савостьяново, Острово, Малое Кишнево, поселок Дрезна и другие.

Григорий Зубрилин обладал красивым голосом, пел в церковном хоре, стал стихарным, а затем диаконом. Дрезненский старообрядческий храм Параскевы он принял в начале ХХ века и прослужил в нем около 40 лет. Среднего роста, с окладистой бородой, с серыми глазами, излучавшими доброту, священник располагал к себе прихожан. Он никогда не болел, до последних лет жизни сохранял легкую походку, хотя и прибегал к помощи палочки. Его друзьями и задушевными собеседниками были старообрядцы — кучер местной больницы Г. Г. Потемкин, уставщик храма Л. В. Макеев, певчий А. Ф. Поздняков, а также священники из Павловского Посада Даниил Березин и Степан Чертихин. В последние годы жизни, читая Евангелие, отец Григорий, не стесняясь, плакал, объясняя это предчувствием кровопролитной войны. На полях сражений Великой Отечественной войны погибли сын священника Николай и внук Григорий.

Жил духовный пастырь в деревянном одноэтажном доме. Жена Мария Михайловна умерла в 1929 году, и ему пришлось одному растить трех сыновей и трех дочерей. Несколькими годами ранее батюшка взял на воспитание еще и детей старшего сына Зиновия — слепую внучку Ираиду и горбатого внука Сашу. Обязанности хозяйки в доме выполняла старшая дочь Татьяна.

Все, кто знал отца Григория, подчеркивали, что он был добр и бескорыстен. В храме крестил, венчал и отпевал мирян бесплатно. Жила большая поповская семья бедно. Зная это, прихожане приносили в дом священника картошку, молоко, овощи, кто что мог. Они любили пастыря, и он любил ближних, особенно детей. Встречая их на улице, каждого гладил по голове и угощал сладостями.

В начале 30-х волна церковных погромов и разрушений докатилась до Дрезны. Однажды вооруженные представители местной власти пришли в дом отца Григория, чтобы арестовать его. Один из них, с наганом в руке, вывел батюшку с детьми и внуками во двор и приказал всем встать к воротам.

«Сними крест!», — кричал он, угрожая оружием. «Не сниму», — ответил священник, — стреляй в святой крест». «Ты фашист!», — закричала комиссару слепая внучка Ираида, вцепившись намертво в деда. На шум к дому подоспели прихожане. Они не позволили карательной команде арестовать пастыря и надругаться над ним и его семейством. С угрожающими возгласами толпа отбила священника и его детей.

Дрезненцы не позволили закрыть и опечатать храм Параскевы, и отец Григорий продолжал в нем служить. Но местные власти лишили священника и детей гражданских прав, они стали лишенцами. Через полгода в дом нагрянула комиссия по раскулачиванию, но, кроме церковных книг, икон и походной церкви, ничего не нашла. В бедной семье поживиться было нечем. Так и уехали с пустыми руками.

Преследования отца Григория и его семьи продолжались, и тогда он принял смелое и для многих неожиданное решение — поехал на прием к М. И. Калинину. Очередь к Всесоюзному старосте была огромной, но преклонного возраста священник выстоял.

«Садитесь», — вежливо предложил Михаил Иванович. «Нет, сынок, я постою», — ответил священник. «Я вам товарищ, а не сынок», — поправил батюшку Калинин. «Я говорю языком русского старца. Власть человеку дается Богом, а вы представитель высшей Советской власти. Ежели бы вы пришли в мой храм, вы бы там не сидели, а стояли, потому что храм — святое место. Потому и я в вашем кабинете не стану садиться, а постою», — парировал отец Григорий и выложил Калинину душевную боль. Рассказал о горьком детстве, как в молодые годы содержал восьмерых сестер, описал издевательства над ним и его большим семейством. «Вы в общине состоите?», — спросил М. И. Калинин. «Состою и возглавляю приход. Позвольте, Михаил Иванович, дослужить в храме, мне до смертного часа осталась самая малость», — попросил священник. Калинин молча взял лист гербовой бумаги и написал на нем слова, разрешающие Г. С. Зубрилину продолжать службу в Дрезненском старообрядческом храме.

Местная власть вынуждена была подчиниться высокому указу и ждать кончины отца Григория. Он почил 10 июня 1941 года, за 12 дней до начала Великой Отечественной войны, которую предвещало его чуткое сердце. В дни прощания и похорон ворота дома священнослужителя не закрывались. Вся Дрезна шла, чтобы проститься с честным человеком, настоящим христианином и любимым священником. Вскоре церковь, где служил отец Григорий, закрыли. После закрытия храма его ждала печальная участь многих святынь.

Стало известно, что в настоящее время группа инициативных жителей города Дрезна решила на территории городского парка увековечить память о легендарном священнослужителе Григории Зубрилине и установить здесь старообрядческую часовню, тем самым приумножив историко-культурное наследие Дрезны и всего городского округа Ликино-Дулево.

Краевед объединения «Радуница», член Союза краеведов России Евгений Голоднов.

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь