Моя хата с краю, ничего не знаю

Моя хата с краю

Знакомое вам выражение? Когда мы видим сомнительные, на наш взгляд ситуации, или требующие каких-либо усилий в плане спасения ближнего, посильной помощи, сразу возникает внутри борьба с собой: «Помогать? Не помогать? Правильно ли поймут? А не «пошлют»? А у меня своих проблем хватает!». Важно помнить, что ничего случайного не бывает. Господь посылает нам людей, ставит нас различные условия. Его Волей мы оказываемся в самых непредсказуемых ситуациях, в основном для нашего вразумления, исправления, научения. Как же поступать в таких случаях, когда от нас требуется духовная поддержка ближнего, когда мы замечаем, что должно исправить ситуацию. Как это сделать? Или не делать вообще? Молча наблюдать? Ясно, что не отреагировать нельзя, но как удержаться от осуждения? Такие и другие вопросы были актуальны во все времена духовного развития общества, интересны они и сейчас.

Давайте посмотрим, что нам советует в своих беседах святитель Христов Иоанн Златоуст.

«И никто не говори мне: «у меня нет ничего общего с ним; дай Бог мне исправить свои собственные дела«. Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении. Поэтому и Павел говорит: «никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого» (1 Кор. 10:24), зная, что собственная польза каждого соединена с пользой ближнего. Ты здоров, но брат твой болен. Итак, если у тебя доброе сердце, ты сильно поболезнуешь о страждущем и станешь подражать в этом блаженному (Павлу), который говорил: «хто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся» (2 Кор. 11:29)?

Если мы радуемся, когда подадим кому-нибудь две мелкие монеты и издержим на бедных несколько серебра; то, какое получим удовольствие, если успеем спасти души ближних? Какой удостоимся награды в будущем веке? Ибо и здесь мы, сколько раз ни будем встречаться с ними, всегда будем чувствовать от этой встречи великое удовольствие, припоминая об оказанном им добре; и там — на страшном судилище, увидев их, получим великое дерзновение. Как люди несправедливые и любостяжательные, похищающие чужое и делающие своим ближним множество зла, когда отойдут туда (в вечную жизнь) и увидят обиженных ими (а увидят их непременно, как показывает история о богатом и Лазаре), то не в состоянии будут ни уста открыть, ни сказать что-нибудь в свое оправдание, но покрытые стыдом и бесчестьем, от лица тех (обиженных) отведены будут в реки огня; так, напротив, те, которые в здешней жизни учат и наставляют (ближних), когда увидят там, что спасенные ими ходатайствуют за них, исполнятся великого дерзновения.

Объясняя это, Павел сказал: «мы будем вашей похвалой, равно и вы нашей» (2 Кор. 1:14). Когда? Скажи. «В день Господа нашего Исуса Христа». И Христос убеждает к этому, говоря: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук. 16:9). Видишь, какое великое дерзновение будет нам от облагодетельствованных нами теперь? Если же такие венцы, такая награда, такое воздаяние только за издержку денег; то не большие ли и не важнейшие ли блага будут (даны) нам за помощь, оказанную душе? Если Тавифа возвращена от смерти к жизни за то, что одевала вдовиц и помогала бедным; если слезы облагодетельствованных ею снова ввели в тело ее отошедшую душу, когда еще не настало воскресение; то чего не сделают слезы тех, которые спасены тобой? Как эту, вдовицы, окружив, возвратили от смерти к жизни, так и тебя тогда окружат спасенные тобой, исходатайствуют тебе великое человеколюбие (Судии), и похитят тебя из гееннского огня.

Зная это, будем пламенны и усердны не до настоящего только часа но, вышедши отсюда, воспламените огонь, который теперь в вас, и устройте спасение всего города; а если не знаете, кто болен, постарайтесь отыскать таковых. Тогда и мы будем беседовать с вами охотнее, узнав по самому опыту, что посеяли не на камень; и вы сами будете усерднее к добродетели. Как в денежных делах, получивший прибыли две златницы воспламеняется большим желанием собрать и скопить еще десять и двадцать; так бывает и с добродетелью; кто сделает одно доброе дело и подвиг, тот от этого самого подвига получает побуждение и поощрение к предприятию других (подвигов).

Итак, чтобы нам и братьев спасти, и себе пред уготовить прощение в грехах, а особенно великое дерзновение (к Богу), и, прежде всего другого, содействовать прославлению имени Божьего, выйдем, вместе с женами, детьми и домочадцами, на эту ловлю, похитим из сетей дьявола плененных им в его волю, и не отстанем, пока не сделаем все возможное для нас, будут ли они слушаться нас, или нет. Впрочем, невозможно, чтобы они, христиане, не послушались. А чтобы не было у вас и этой отговорки, скажу вот что: когда ты, истощив много слов и исполнив все зависящее от тебя, увидишь, что ближний упорствует, отведи его к священникам; они, конечно, при помощи Божьей благодати, поймают добычу; а успех весь будет принадлежать тебе, как приведшему его. Об этом говорите мужья с женами, жены с мужьями, отцы с детьми, и друзья с друзьями.».

А здесь послушаем, что говорит великий святитель о том, когда мы видим братьев и сестер наших согрешающими и уклоняющимися от пути истинного (беседа написана против иудеев, по случаю появления иудействующих христиан); «Не оставим же без внимания такое бедствие, не пройдем без жалости мимо столь жалкого зрелища, но, хотя бы другие так сделали, ты не делай так; не скажи сам себе: я человек мирской, имею жену и детей, это дело священников, дело монахов. Ведь самарянин тот не сказал; где теперь священники? Где теперь фарисеи? Где учители иудейские? — Нет, он, как будто нашедши самую великую ловитву, так и схватился за добычу. И ты, когда увидишь, что кто-либо нуждается в лечении для тела или для души, не говори себе: почему не помог ему такой-то и такой-то? Нет, избавь (страждущего) от болезни, и не обвиняй других в беспечности.

Если бы ты, скажи мне, нашел лежащее золото, то неужели сказал бы себе; почему такой-то и такой-то не подняли его? Напротив, не поспешишь ли унести его прежде других? Так рассуждай и на счет падших братьев, и попечение о них почитай находкой сокровища. Ибо, если ты на падшего возлиешь, как бы масло, слово учительное, если обвяжешь его кротостью, если исцелишь терпением; он обогатит тебя более всякого сокровища. «.Если извлечешь», говорит Господь, «драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иерем. 15:19).

Что может сравниться с этим? Чего не может сделать ни пост, ни лежание на земле, ни всенощные бдения, ни другое что-либо, то делает спасение брата. Подумай, сколько раз согрешали уста твои, сколько произнесли срамных слов, сколько извергли богохульств, сколько ругательств; и все это ты можешь возместить попечением о падшем, потому что одним этим добрым делом можешь очистить всю эту скверну. И что говорю очистить? Ты сделаешь свои уста устами Божьими. Что может сравниться с этой честью? Не я обещаю это; сам Бог сказал, что если хоть одного кого изведешь, уста твои будут, как Его уста, чисты, святы. Итак, не вознерадим о братьях…

Верховный Апостол Павел, икона. Андрей Рублев
Верховный Апостол Павел, икона. Андрей Рублев.

Пусть иудеи и те, которые кажутся единомышленными нам, но (на самом деле) держатся их образа мыслей, пусть узнают, что мы стараемся, заботимся и неусыпно печемся о наших братьях, которые убегают к ним. И, наверно, прежде нас, они прогонят от себя тех, которые от нас убегают к ним. А скорее — никто уже и не осмелится от нас перебегать к ним, напротив, тело церкви будет чисто. Бог же, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), и вас да укрепит на эту ловитву, и их да изведет из этого заблуждения и, спасши всех вообще, да сделает достойными царства небесного, — во славу Свою, ибо Ему подобает слава и держава во веки веком. Аминь».

(Святитель Иоанн Златоуст)

Вот ведь как! Если ты оказался рядом с раненым духовно человеком в этот момент, значит, тебе следует действовать, ты сможешь помочь, тебе в первую очередь это будет на пользу.

Еще необходимо помнить — всякий человек имеет страстную сущность. Советовать и наставлять ближнего следует с особой осторожностью, любовью, состраданием. Иначе — можно получить непредсказуемый, совсем обратный результат.

Нужно уметь обходить «острые углы» вопроса, учитывать уровень духовного развития того, которому собираешься помогать, понимать душевное состояние, сложившуюся ситуацию. Это под силу только опытным священникам, имеющим свыше благодать проникать вглубь человеческого сердца и находить индивидуальный способ к решению каждой проблемы. Иногда неосторожным обличением можно или озлобить человека, или ввести его в отчаяние. Эту грань необходимо чувствовать. Человек может быть или обижен, или испытывать стыд, быть озлобленным, или самоуверенным, может быть одержим местью. Это все — раненные души, требующие помощи, тепла, одним словом, лечения.

Поэтому, важнее всего отбросить свое личное мнение, суждение, эмоции, а обратившегося к вам за советом в острой ситуации человека выслушать, по возможности успокоить, дать надежду на облегчение ситуации. То есть -оказать первую неотложную посильную помощь и привести к священнику или духовному отцу. Тут уже, действующая через священника благодать Святаго Духа, устраивает все наилучшим образом. Очень часто опытные духовно люди постепенно подводят человека к выходу из ситуации и тот, руководствуясь своевременной терпеливой грамотной поддержкой — делает выводы и принимает правильное решение сам. Другая ситуация, когда человек не знает, как действовать, как поступить — он спрашивает совета у знакомого, друга, доверенного лица. Это очень хороший обычай; во времена расцвета подвижничества, во времена жизни святых отцов церкви, особенно в монастырях — никто не поступал по своей воле — все советовались друг с другом. И Господь через ближнего посылал ответ на вопрос — как поступить.

Но вот проблема — любой человек воспринимает в меру своего духовного развития, и, формируя свое видение проблемы, основывается на своих же принципах поведения, знаниях, реакции, что, в большинстве случаев, не совсем соответствует требуемому уровню духовной помощи. Святые отцы настоятельно советуют иметь смирение, обращаться к духовной литературе, «не мудрствовать», не преподносить свое мнение, решение как единственно правильный выход, а сознавать, что все относительно. Искать ответы в духовной литературе, руководствоваться правилами, установленными Святой Церковью, обращаться к духовно опытным людям. «Кто читает, тот знает…» — так говорили в старину.

Иногда просто даже разговор по душам, сочувствие, нелицемерное участие, да и сами ваши Богоугодные дела без слов — в силе обратить человека на путь истинный, поддержать, почувствовать «руку помощи» в сложные жизненные периоды, дать лучик надежды. Так что — не проходите мимо, не делайте вид, что ничего не видите, не знаете. Спасая душу ближнего, вы спасете в первую очередь свою, расширите свой духовный опыт, научитесь терпению, смирению, истинной любви.

«Все дни жизни своей, куда бы ни пришел ты, признавай себя странником, чтобы в состоянии быть тебе избавиться от вреда, порождаемого вольностию в обращении. Во всякое время думай о себе, что ничего не знаешь, чтобы избежать тебе порицания, по подозрению, будто бы ты хочешь по-своему установить мнение другого. Благословляй всегда устами, и не будут тебя злословить, потому что от злословия рождается злословие, а от благословения -благословение. Во всяком деле почитай себя скудным для того, чтобы учить, — и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Не сообщай другому, чего сам не постиг, чтобы не было тебе стыдно себя самого и по сличении жития твоего не открылась ложь твоя. Если же станешь говорить кому что-либо полезное, то говори в виде учащегося, а не со властию и бесстыдством, и наперед сам себя осуди, и покажи, что ты ниже его, чтобы слушающим показать чин смирения и побудить их выслушать речь твою и приступить к деланию, и будешь почтен в глазах их. Если можешь, то в подобных случаях говори со слезами, чтобы доставить пользу и себе, и слушающим тебя, — и с тобою будет благодать Божия»

                                    Преподобный Исаак Сирин.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь