Одной из величайших святынь христианства является Честной Животворящий Крест Господень.
Многими различными эпитетами наградили его составили церковных служб и песнопений. Крест — красота Церковная.
Крест — оружие Вселенной. Крест — Ангелом похвала. Крест — бесом язва. Всё это не простые слова, а действительные выражения силы и действия Креста Господня.
История Креста восходит еще к ветхо-заветной религии. Когда Господь выводил израильский народ под предводительством Моисея из пустыни Син, напали на них Аммаликтяне. И послал Моисей Исуса Наввина с войском сражаться с ними, а сам стал на вершине холма и поднял руки свои.
И пока поднимал — одолел Израиль, опускал — побеждал Аммалик. И Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца и низложил Исус Наввин Аммалика и народ его острием меча. «Не потому только, — говорит Иустин философ, — народ одерживал поведу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Исуса было во главе битвы, сам он Моисей, делал знамение Креста». И когда народ израильский был наказан непослушание от господа нашествием змей, по молитве Моисея Господь указал ему сделать медного змея на знамени и выставить на обозрение. Всяк ужаленный, взглянув на знамение, остался жив.
Во времена пришествия Спасителя на Землю, крест выл орудием позорной казни когда осужденного за особо тяжкое преступление привязывали к кресту и подвергали мучительной смерти на солнце. Блаженный Августин пишет: «Между всеми родами смертей, ни одного не выло страшного и поносного, как смерть крестная».
Почему же Спаситель изволил претерпеть такую позорную смерть?
Лактаниций в книге 4 гл. 26 пишет, что Христос это сделал для того, чтобы через такой презренный род смерти и свое смирение показать нам, что Его страдания спасительны будут людям и самого низкого состояния: «Может кто-нибудь скажет — для чего Христос, если он был Бог и благоволил умереть, то не умер по крайней мере какой — нибудь честною смертию? Или иначе — для чего Христос умер на кресте, что недостойно человека свободного, хотя бы он выл и преступник?
Это сделано для того, дабы Тот, Кто в смирении пришел, подал помощь людям самого низкого состояния и открыл всем надежду ко спасению, посему-то Христос и благоволил умереть такою смертию, какою умирали презренные и низкие рабы, дабы не было никого, кто бы не мог Ему последовать». Св.Афанасий в книге о воплощении Слова говорит: «Если бы Спаситель уклонился от крестной смерти, тогда бы навел на себя подозрение, что Он не всякий род смерти мог вынести, но только тот, который избирал Сам». Августин в толковании на Иоанна пишет: «Тот, который должен выл умертвить всякую смерть, избрал самый последний и низкий род смерти».
Другой же причиной святые отцы указывают то, что при этом виде смерти тело его осталось целым и не раздробленным. И Афанасии Великий пишет: «Христос не принял смерти Иоанновой, которому отсекли главу, ни смерти пророка Исаии, который перепилен пилой, дабы и в смерти сохранить вез разделения целым тело Свое и через то отнять повод у тех, кто захотел вы раздирать на части Церковь Его.
Так же древние писатели пишут: «Как первый Адам вкушением плода от запрещенного древа породил всеобщую смерть, так необходимо было второму Адаму — Христу приобрести жизнь на древе». Св. Златоуст в беседе на Св. и Сел. Пяток пишет: «Сидишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, древом же Христос и победил его. То древо низвергло нас в ад, ЭТО — ОСВОБОДИЛО и отшедших туда; то древо скрыло наготу Адама, а это показало победителем нагого.
Смерти Адама подвергались и его потомки, смерть же Христа воскресила и умерших до него. Кто возглаголет силы Господни. Из мертвых мы сделались Бессмертными. Таковы действия Креста. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.42) — олицетворение этих слов — образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в которое призывается и привлекается весь мир.
Сохраняя образ страданий Христа, Распятие в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его: «Вознесыися на Крест волею…» Христос в Своей Божественной любви, над которой смерть не властна, простирает к людям со Креста Свои объятия.
Поэтому Тело Его не висит, а торжественно покоится на Кресте. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Вселенную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя в верхнем конце Креста изображается Нерукотворенный Образ Господа или Святая Троица, в верхней короткой перекладине — приникшие ко Христу ангельские силы, у правой длани Христа изображается солнце, у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя — изображен вид города, как образ человеческого Общества, тех градов и весей по которым ходил Христос, проповедуя евангелие.
Под подножием Креста изображена покоящаяся голова Адама, грехи которого Христос омыл Своею Кровию, а еще ниже — древо познания добра и зла, которое принесло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и которому противопоставлено древо Креста, оживотворяющее и дающее вечную жизнь людям.
Пришедший во плоти в мир ради крестного подвига Сын Божий таинственно Объемлет Собою все области бытия Божественного, небесного и земного, наполняет Совою все творение, всю Вселенную. Становится понятным, что верхний конец Креста знаменует совою область бытия Божия, где прибывает Бог в Троическом единстве.
Отдаленность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она знаменует область небесного бытия, мир ангелов. Средняя перекладина вмещает понятие о всем творении вообще, поскольку здесь помещены солнце и луна. Здесь распростерты руки Сына Божия, через которого Вся тем быша, и вез него ничтоже быть, еже бысть. Косая перекладина — есть прекрасный образ, ведущий людей — к Богу посредством последовательности подвигу Христа: «Иже хощет по мне идти, да отвержется себя.
И возмет крест свой и по мне грядет» (Мф.37). Нижний конец Креста знаменует собой проклятую ранее за грех Адама землю (Быт3), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровию Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспренного. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста.
То, что нам дано ведать и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.
Церковь учит, что истинный Крест Христов, через который в мир пришло спасение, состоит из трех древ и даже называет их породу. Задолго до Рожества Христова устами пророка Исаии было произнесено пророчество: «Слава Ливанова к тебе приидет в кипарисе, в пейте и кедре, вкупе прославите место Мое».
Крест, на котором пострадал Христос, действительно состоял из кипариса (вертикальная часть), певга (горизонтальная часть), кедра (подножие). Об этом свидетельствуют многие уже новозаветные святые: Златоуст, Герман партиарх, Феодорит, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и другие.
Также, сверху на Крест Пилатом выла положена доска с надписью — титла, сделанная из «древа масличная. Поэтому истинным животворящим Крестом Господним с апостольских времен Церковью почитается четверочастный или восьмиконечный Крест. Отношение к нему было всегда более чем трепетным, даже нечаянное его попрание считалось величайшим грехом. К примеру, было категорически запрещено рисовать его на земле, чтобы кто-нибудь нечаянно не наступил.
В случаях, когда начертание восьмиконечного Креста не представлялось возможным из этих же соображений, использовалось начертание четвероконечного Креста, который почитался, как сень (т.е. тень, напоминание) Креста Господня, Его изображали на иерейских облачениях, иногда устанавливали на Храмах (обычно внутри него — восьмиконечный Крест). Совершая крестное знамение, мы тоже воображаем на севе лишь сень животворящего Креста. Нательный Крест у староверов четвероконечной формы, но внутри него видим непременно Крест восьмиконечный.
Нововерные миссионеры, католически мудрствуя (напомним, что католики почитают четвероконечный крест — так называемый латинский крыж), в злобе своей Обрушили хулы и на Святое Древо. «Христос лице нас грешных носящь повешен на древе дубовом, древо дубово многолетнее и долговременное есть» (Обличение, л. 34), «Крест есть из двух древ составлен, прочее же титла и подножие суть прибавления, и как вы украшение Креста…
Предание трисоставности Креста основано на баснословии» (Ответы Никифора астрахан., л. 43). «Зрите правовернии, коликий смертоносный яд, колико нечестие сии злокозненнии мужики (т.е. староверы) под осмиконечным Крестом под своима двумя перстома содержат. Может ли быть горший еретик и хулитель паче сих» (Обличение, л. 60).
Мы оставим боголювивому читателю самому выбирать, какой же Крест почитать за истинное Древо спасения и оружие на диавола. Приведем лишь показательный исторический пример, характеризующий отношение наших предков к четвероконечному кресту. Когда в Москву везли греческую царевну Софию Палеолог в качестве невесты царя Иоанна Васильевича, перед процессией шел легат Папы Римского (Греция тогда уже заключила унию — союз с Римом) и нес перед собой католический крест.
Царь по совету с духовенством даже запретил впускать этого легата с его латинским крыжем в город, дабы не осквернять столицу Православия. Староверы и теперь с трепетом поклоняются и с любовню лобызают подножие только истинного животворящего трисоставного четверочастного восьмиконечного Креста Господня, молясь древней молитвою: Четвероконечный днесь мир освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту Христе Боже наш.
Взято с журнала «СТАРАЯ ВЕРА» декабрь 2004 г.(7513)г. Духовно-просветительский журнал Саратовской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской Церкви
Поклон Вам за Ваши статьи
Наш канал Яндекс.Дзен