КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ ГОСПОДЕНЬ

КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ ГОСПОДЕНЬ

Одной из величайших святынь христианства является Честной Животво­рящий Крест Господень.
Многими различными эпитетами наградили его составили церковных служб и песнопений. Крест — красота Церковная.
Крест — оружие Вселенной. Крест — Ангелом похвала. Крест — бесом язва. Всё это не про­стые слова, а действительные выражения силы и действия Креста Господня.
История Креста восходит еще к ветхо-заветной религии. Когда Господь выводил из­раильский народ под предводительством Мо­исея из пустыни Син, напали на них Аммаликтяне. И послал Моисей Исуса Наввина с войском сражаться с ними, а сам стал на вершине холма и поднял руки свои.

И пока подни­мал — одолел Израиль, опускал — побеждал Аммалик. И Аарон и Ор поддерживали руки Моисея до захождения солнца и низложил Исус Наввин Аммалика и народ его острием меча. «Не потому только, — говорит Иустин фило­соф, — народ одерживал поведу, что Моисей молился, но и потому, что в то время, как имя Исуса было во главе битвы, сам он Моисей, делал знамение Креста». И когда народ изра­ильский был наказан непослушание от господа нашествием змей, по молитве Моисея Господь указал ему сделать медного змея на знамени и выставить на обозрение. Всяк ужа­ленный, взглянув на знамение, остался жив.

Во времена пришествия Спасителя на Землю, крест выл орудием позорной казни когда осужденного за особо тяжкое преступ­ление привязывали к кресту и подвергали му­чительной смерти на солнце. Блаженный Ав­густин пишет: «Между всеми родами смер­тей, ни одного не выло страшного и поносного, как смерть крестная».
Почему же Спаситель изволил претер­петь такую позорную смерть?

Лактаниций в книге 4 гл. 26 пишет, что Христос это сделал для того, чтобы через такой презренный род смерти и свое смирение показать нам, что Его страдания спасительны будут людям и само­го низкого состояния: «Может кто-нибудь ска­жет — для чего Христос, если он был Бог и благоволил умереть, то не умер по крайней мере какой — нибудь честною смертию? Или иначе — для чего Христос умер на кресте, что недостойно человека свободного, хотя бы он выл и преступник?

Это сделано для того, дабы Тот, Кто в смирении пришел, подал помощь людям самого низкого состояния и открыл всем надежду ко спасению, посему-то Христос и бла­говолил умереть такою смертию, какою уми­рали презренные и низкие рабы, дабы не было никого, кто бы не мог Ему последовать». Св.Афанасий в книге о воплощении Слова гово­рит: «Если бы Спаситель уклонился от крест­ной смерти, тогда бы навел на себя подозре­ние, что Он не всякий род смерти мог вынес­ти, но только тот, который избирал Сам». Ав­густин в толковании на Иоанна пишет: «Тот, который должен выл умертвить всякую смерть, избрал самый последний и низкий род смерти».

Другой же причиной святые отцы ука­зывают то, что при этом виде смерти тело его осталось целым и не раздробленным. И Афанасии Великий пишет: «Христос не при­нял смерти Иоанновой, которому отсекли главу, ни смерти пророка Исаии, который перепи­лен пилой, дабы и в смерти сохранить вез раз­деления целым тело Свое и через то отнять повод у тех, кто захотел вы раздирать на ча­сти Церковь Его.

Так же древние писатели пишут: «Как первый Адам вкушением плода от запрещенного древа породил всеобщую смерть, так необходимо было второму Адаму — Христу приобрести жизнь на древе». Св. Златоуст в беседе на Св. и Сел. Пя­ток пишет: «Сидишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, дре­вом же Христос и победил его. То древо низвергло нас в ад, ЭТО — ОСВОБОДИЛО и отшедших туда; то древо скрыло наготу Адама, а это показало победителем нагого.

Смерти Адама подвергались и его потомки, смерть же Христа воскресила и умерших до него. Кто возглаголет силы Господни. Из мертвых мы сде­лались Бессмертными. Таковы действия Кре­ста. И аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе» (Ин.42) — олицетворение этих слов — образ вознесенного на Крест Сына Божия, распростершего руки в объятии, в кото­рое призывается и привлекается весь мир.КРЕСТ ЖИВОТВОРЯЩИЙ ГОСПОДЕНЬ
Сохраняя образ страданий Христа, Распятие в то же время удивительно точно передает догматическую глубину смысла его: «Вознесыися на Крест волею…» Христос в Своей Бо­жественной любви, над которой смерть не вла­стна, простирает к людям со Креста Свои объятия.

Поэтому Тело Его не висит, а тор­жественно покоится на Кресте. Привлекающее объятие Христовых рук объемлет всю Все­ленную, что особенно хорошо представлено на старинных бронзовых Распятиях, где над главою Спасителя в верхнем конце Креста изображается Нерукотворенный Образ Господа или Святая Троица, в верхней короткой перекла­дине — приникшие ко Христу ангельские силы, у правой длани Христа изображается солнце, у левой — луна, на косой перекладине у ног Спасителя — изображен вид города, как образ человеческого Общества, тех градов и весей по которым ходил Христос, проповедуя евангелие.

Под подножием Креста изображена по­коящаяся голова Адама, грехи которого Хрис­тос омыл Своею Кровию, а еще ниже — древо познания добра и зла, которое принес­ло смерть Адаму и в нем всем его потомкам и кото­рому противопоставлено древо Креста, оживотворя­ющее и дающее вечную жизнь людям.

Пришедший во плоти в мир ради крест­ного подвига Сын Божий таинственно Объемлет Со­бою все области бытия Бо­жественного, небесного и земного, наполняет Совою все творение, всю Вселен­ную. Становится понят­ным, что верхний конец Креста знаменует совою область бытия Божия, где прибывает Бог в Троическом единстве.

Отдаленность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она знаменует область небесного бы­тия, мир ангелов. Средняя перекладина вме­щает понятие о всем творении вообще, по­скольку здесь помещены солнце и луна. Здесь распростерты руки Сына Божия, через кото­рого Вся тем быша, и вез него ничтоже быть, еже бысть. Косая перекладина — есть прекрас­ный образ, ведущий людей — к Богу посред­ством последовательности подвигу Христа: «Иже хощет по мне идти, да отвержется себя.

И возмет крест свой и по мне грядет» (Мф.37). Нижний конец Креста знаменует собой проклятую ранее за грех Адама землю (Быт3), но теперь вновь соединенную с Бо­гом подвигом Христовым, прощенную и очи­щенную Кровию Сына Божия. При этом доб­ровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспренного. Это заключает в себе не­постижимую тайну Распятия, тайну Креста.

То, что нам дано ведать и разуметь в Крес­те, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.
Церковь учит, что истинный Крест Хрис­тов, через который в мир пришло спасение, со­стоит из трех древ и  даже называет их поро­ду. Задолго до Рожества Христова устами про­рока Исаии было произнесено пророчество: «Сла­ва Ливанова к тебе приидет в кипарисе, в пей­те и кедре, вкупе прославите место Мое».

Крест, на котором пострадал Христос, действительно состоял из кипариса (верти­кальная часть), певга (горизонтальная часть), кедра (подножие). Об этом свидетельствуют многие уже новозаветные святые: Златоуст, Герман партиарх, Феодорит, Иоанн Дамаскин, Феодор Студит и другие.

Также, сверху на Крест Пилатом выла положена доска с надписью — титла, сделанная из «древа маслич­ная. Поэтому ис­тинным животво­рящим Крестом Господним с апостольских времен Церковью почитается четверочастный или восьмиконеч­ный Крест. Отношение к нему было всегда более чем трепетным, даже нечаянное его по­прание считалось величайшим грехом. К при­меру, было категорически запрещено рисовать его на земле, чтобы кто-нибудь нечаянно не наступил.

В случаях, когда начертание вось­миконечного Креста не представлялось воз­можным из этих же соображений, использова­лось начертание четвероконечного Креста, ко­торый почитался, как сень (т.е. тень, напо­минание) Креста Господня, Его изображали на иерейских облачениях, иногда устанавли­вали на Храмах (обычно внутри него — вось­миконечный Крест). Совершая крестное зна­мение, мы тоже воображаем на севе лишь сень животворящего Креста. Нательный Крест у староверов четвероконечной формы, но внут­ри него видим непременно Крест восьмико­нечный.

Нововерные миссионеры, католически мудрствуя (напомним, что католики почита­ют четвероконечный крест — так называемый латинский крыж), в злобе своей Обрушили хулы и на Святое Древо. «Христос лице нас греш­ных носящь повешен на древе дубовом, древо дубово многолетнее и долговременное есть» (Обличение, л. 34), «Крест есть из двух древ составлен, прочее же титла и подножие суть прибавления, и как вы украшение Креста…

Предание трисоставности Креста основано на баснословии» (Ответы Никифора астрахан., л. 43). «Зрите правовернии, коликий смертонос­ный яд, колико нечестие сии злокозненнии мужики (т.е. староверы) под осмиконечным Крестом под своима двумя перстома содер­жат. Может ли быть горший ере­тик и хулитель паче сих» (Обличе­ние, л. 60).

Мы оставим боголювивому чи­тателю самому выбирать, какой же Крест почи­тать за истинное Древо спасения и оружие на диавола. Приведем лишь показательный исторический пример, характеризующий отношение наших предков к четвероконечному кресту. Когда в Москву везли греческую царевну Софию Па­леолог в качестве невесты царя Иоанна Ва­сильевича, перед процессией шел легат Папы Римского (Греция тогда уже заключила унию — союз с Римом) и нес перед собой католичес­кий крест.

Царь по совету с духовенством даже запретил впускать этого легата с его латинским крыжем в город, дабы не осквер­нять столицу Православия. Староверы и те­перь с трепетом поклоняются и с любовню лобызают подножие только истинного живот­ворящего трисоставного четверочастного восьмиконечного Креста Господня, молясь древней молитвою: Четвероконечный днесь мир освящается, четверочастному воздвизаему Твоему Кресту Христе Боже наш.

Взято с журнала «СТАРАЯ ВЕРА» декабрь 2004 г.(7513)г. Духовно-просветительский журнал Саратовской старообрядческой Поморской общины Древлеправославной Поморской Церкви

Поклон Вам за Ваши статьи

Наш канал Яндекс.Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ