Новой год у древних славян, как отмечался

В преддверии Нового года хотелось бы поговорить немного об истории этого праздника, конкретно, как назывался, как отмечался, когда начинали отмечать новый год древние славяне, наши предки. В зале Исторического музея, в Москве, посвященному истории формирование древнерусского государства, Русь имеется интереснейший памятник каменный, древнейший, славянский, языческий идол именуемый Збручским.

славянский идол именуемый Збручским
каменный славянский идол именуемый Збручским

Этот идол, это изваяние было обнаружено еще в середине XIX столетия в реке Збруч, река и дала название памятнику. Каменное изваяние высечено из песчаника высотой более 2,5 м.

Каменное изваяние высечено из песчаника высотой более 2,5 м. Новый год древних славян

В сечение имеет квадратную форму, на изваянии имеются резные изображения божеств и людей, кроме всего прочего, имеется отделения в три горизонтальных яруса. Есть основания полагать, что здесь мы имеем дело с отображением представления древних славян об устройстве Вселенной. По их представлению Вселенная делилась на три части: мир нижний  — исподний мир, средний — мир людей, мир земной и мир верхний — мир божественный. 

мир верхний - мир божественный.
Мир верхний — мир божественный. 
средний - мир людей, Новый год древних славян
средний — мир людей

В нижней части идола изображено мужское божество, которое стоит на коленях и на своих руках держит землю.

мужское божество, которое стоит на коленях и на своих руках держит землю.

Соотносится это божество со славянским богом Велесом, который соединял мир подземный с миром людей. Велес был одним из самых почитаемых богов в языческом пантеоне славян. Верхняя часть — наибольшая часть, имеет изображение 4 божеств под общей круглой шапкой.

Верхняя часть - наибольшая часть, имеет изображение 4 божеств под общей круглой шапкой

Кроме изображения лиц этих божеств, и рук, имеется определённые атрибуты, которые указывает на то, кто мог быть здесь изображён, какие божества. На той грани, которая обращена к нам, мы видим изображение божества с кольцом в руках.

Новой год у древних славян, как отмечался
изображение божества с кольцом в руках.
изображение божества с кольцом в руках.

Изображение кольца дает основание полагать, что это изображения славянского божества Дажьбога — бога плодородия, бога солнечного света. Дело в том, что основным занятием древних славян являлось сельское хозяйство и, безусловно, славянский народный календарь был земледельческий, в основу которого был положен природный цикл смены сезонов. В этой связи в народном календаре славян было несколько особых дней, которые были связаны с такими астрономическими явлениями, как солнцестояние — летнее и зимнее, которые приходится на конец июля и декабря — когда можно наблюдать самый длинный и самый короткий день в году, и день весеннего и осеннего равноденствия, когда день равен ночи. Эти дни приходятся, соответственно на конец марта и сентября. Надо сказать, что в языческой Руси в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица.

в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица.
в славянской мифологии Даждьбог также имел 4 ипостаси, 4 лица.

Они соотносятся с сезонами, с возрастом солнца, если можно так выразиться. Рождалось солнце зимой в день зимнего солнцестояния, именовалось Калядой — зимнее солнце. Коляда ассоциировалось с младенцем. В это время в день весеннего равноденствие рождалось весеннее солнце — Ярило, чаще всего представляемое в образе молодого парня, за тем в день летнего солнцестояния Ярилу сменял Коляда, который представлялся уже взрослым мужем, а осенью Каляду сменял Хорс, который олицетворял осеннее солнце. 

Таким образом день весеннего равноденствия, который приходится на 20-21 марта и являлся днем начала нового года древних славян, новолетие. В этот день Каляду сменял Ярило и день —  начало нового года, должен начинаться новый год древних славян, собственно именовался Ярилиным днём.

Повесть временных лет —  древнейшая из дошедших древнерусских летописей — несколько раз упоминает имя Ярилы и сообщает о том, что в этот день, Новый год древних славян, начинали праздновать в честь солнечного божества. Чаще всего праздники устраивались на открытых площадках — святилищах, круглых или овальных по форме, окруженного рвом в центре такого святилища помещался идол, он мог быть как деревянный так и каменный, подобный Збручскому. Праздник — Новый год древних славян сопровождался песнопениями, ритуальными хороводами.

В средней части Збручского идола мы видим изображение мужчин и женщин - людей, которые взялись за руки образуя таким образом круг - символ солнца, они танцуют хоровод.
В средней части Збручского идола мы видим изображение мужчин и женщин - людей, которые взялись за руки образуя таким образом круг - символ солнца, они танцуют хоровод. Возможно празднуют Новый год древних славян

В средней части Збручского идола мы видим изображение мужчин и женщин — людей, которые взялись за руки образуя таким образом круг — символ солнца, они танцуют хоровод. Праздник также сопровождался разжиганием костров, приготовлением ритуальных блюд. Таким образом, солярной т. е. солнечной символикой было пронизано буквально всё. Мы видим этой на изображениях, вырезанных на идоле, в ритуалах, которые в этот день, Новый год древних славян, проводились.

Это нашло отображение в славянских украшениях, которые имели в первую очередь ритуальное значение.

славянские украшения, которые имели в первую очередь ритуальное значение, к новому году древних славян также имеют отношение

Большая часть украшений имеют форму кольца или круга, что является символом солнца, символ вечности. Обращает на себя внимание такое украшение, как височное кольцо.

височное кольцо
височное кольцо

Это женское украшение, которое крепилась к головному убору в области висков. Существует несколько видов таких колец, как например, 7 лопастные 7 лучевые — спиралевидные, но всех объединяет единое кольцеобразная форма.

женское украшение, которое крепилась к головному убору в области висков

Такую же форму имели массивные гривны которые носились на шее. Янтарное ожерелье с многочисленными круглыми и кольцеобразными привесками. Браслет украшавший запястье, серьги и перстни.

массивные гривны
массивные гривны
Янтарное ожерелье с многочисленными круглыми и кольцеобразными привесками
Янтарное ожерелье
Браслет украшавший запястье, серьги и перстни
Браслеты, серьги и перстни

Обращает на себя внимание застёжка верхней одежды — фибула, сделанная в форме солнечного диска, испускающая множество солнечных лучей.

застёжка верхней одежды - фибула
фибула
застёжка верхней одежды - фибула

Все эти украшения носили в первую очередь функцию оберега. Круг — символ солнца, в славянской мифологии считался символом защиты от нечисти и зла. 

Другим любопытным украшениями являются многочисленные шумящие привески (подвески), уже из названия можно судить об их основном функционале. Такими привязками были связки бубенчиков. 

связки бубенчиков
связки бубенчиков

Или, например изображением двух смотрящих в разные стороны птиц. По всей видимости, это изображение петуха. В славянской мифологии петух являлся символом весеннего солнца, символом Ярилы. Подвеска, находящаяся рядом выполнена в виде двух направленных в разные стороны коней. Конь также являлся символом солнечного божества Ярилы.

петух
петух
Подвеска выполнена в виде двух направленных в разные стороны коней, возможно имеют отношение к празднованию Нового года древних славян
Подвеска выполнена в виде двух направленных в разные стороны коней

В течение весны было несколько дней, которые были посвящены солнечному божеству. Так, праздник именуемый Ярило Вешний, приходился на 23 апреля. Считалось что в этот день весна встречается с летом, после этого праздника начались активные полевые работы, это даже нашло отражение в поговорках:

Ярилу первой сохой встречают.

читайте также: Новый год — языческие истоки

Считалось, что в этот день Ярило объезжает поля, леса, осматривая готова ли земля к посевной. Кстати, было еще одно воплощение Ярилы в образе волка — его называли Волчьим пастырем. Считалось, что волки могут напасть на домашний скот только по приказу Ярилы. Был ещё день посвящённый Яриле или, точнее даже не день, а ночь — самая короткая ночь в году с 21 на 22 июня, когда весеннее солнце уступало место летнему, — так называемая купальская ночь. Традиция дошла и до наших дней.

Культ солнца пронизывают весь народный календарь и образуя единый праздничный обрядовый годовой цикл

Культ солнца пронизывают весь народный календарь и образуя единый праздничный обрядовый годовой цикл. Начинался этот цикл в Ярилин день, в день весеннего равноденствия этот  день и являлся началом Нового года древних славян, новолетие.

читайте также: Слово на новый год . Святитель свт. Иоанн Златоуст

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь