Говорит старообрядец Власьевской общины Архангельской области.

… Мы, как это исторически сложилось со дня крещения Руси, носим лестовки, учрежденные поместными соборами, преданиями святых отцов. Правда, в наших храмах, приходах, в часовнях и молельнях торговых точек не существует, имеем только свечные ящики для прихожан. Каждый взрослый прихожанин вносит обусловленную плату в кассу прихода на ремонт храма, содержание церковного притча, обновление икон, на покупку воска, муки, вина для приготовления причастия, церковной утвари. Это называется десятинная часть дохода. От этого у нас крещение бесплатное, все требы церковные тоже исполняются бесплатно.

Сейчас такое переломное, тяжелое время, вроде все на месте: есть закон о свободе вероисповедания, никого за веру не преследуют, но нет теплоты в отношениях между нами, русскими, не ощущается твердости, успокоения, А сколько горя у людей? С горем не пойдешь к соседу, не поделишься, у него своих бед достаточно. А так хочется снять тяжесть с души! Куда идти? Впоследствии я нашел своих единоверцев в лице старообрядческой церкви.

Есть люди, которым небезразлична судьба староверов, не безразлична и судьба нынешней России. Это было уже после перестройки, после ломки всего устоявшегося за годы оголтелого атеизма. Но в советское время официальную церковь так жестоко как нас, не преследовали. И в настоящее время среди духовенства новообрядческой церкви идет травля нас, старовер.

В одном из сельсоветов Верхнетоемского района — более 30 лет блюдут старую веру, выполняются все церковные атрибуты, моляться по старым канонам, крестят и отпевают по старым книгам с медными застежками, носят лестовки и подручники. В настоящее время являюсь уставщиком Власьевской православной общины. У нас есть своя церковь, и всегда после службы раздается мелодичный звон колоколов. Радость вселяется в наши сердца.

По словам мамы, они ходили молится на Сидорову Едему, это довольно далеко от дома. Девушки собирались и шли группой, так веселей. Шли босиком, и уже перед молельней мыли ноги и одевали ботинки. Жили дружно. У моей бабушки, Ефимии Бочуриной и деда Тимофея Ерофеича, было пятнадцать детей.

Правда выжили самые сильные. Им давали имена по святцам: Прохор, Ерофей, Терентий, Акулина …, Староверы всегда отличались трудолюбием, аккуратностью и чистотой. Говорят, что старовер воды попить даст -и тут же кружку выбросит. Ну, выбросят, не выбросят — не знаю, но у мамы в доме после чужих сразу же мыли посуду. А как же не мыть, ведь врачей было мало, странников много. Зараза разносилась. Вот староверы и стремились соблюдать чистоту.

Мамины родители были людьми молчаливыми. Если хочешь выжить — не болтай лишнего. Так уж веками повелось. Терпеливые, чистоплотные, работящие, много и усердно молящиеся. Строго чтился порядок. Отец был строгих правил, семейный уклад сохранялся и поныне сохраняется в моей семье. Дом был большой, без перегородок, на полу половики домотканые, сплошь постеленные. Дома ходили в носочках. А пол мели куриным перышком.

Бранного слова не услышишь в семье, не то что матерного. И табаком не баловались. Вот такие люди были в наших селах. Поэтому с Божьей помощью все у них было хорошо: порядок, достаток, здоровье. Может, поэтому их и не любили те, кто жил иначе. Может, я впитал в себя эти качества с молоком матери, и вложил в свою семью. Терпеть не могу мата, пьянства и грязи в доме. Я счастлив тем, что старовер.

Приезжайте к нам в приход, побывайте в нашем храме, пообщайтесь с людьми. Да поможет вам Бог. А меня простите за мои суждения.

Лукиан Шашков

д. Власьевская

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь