Волое старое

Никто не знает точно, когда и кем основано Волое. Никто не скажет наверняка, почему это селение так называется.

Волое


Стоит Волое на реке Нёруче в Кировском районе Калужской области. Когда-то в этих краях были непроходимые леса, стояли корабельные сосны. Вятичи сплавляли их по Ботве и Десне в Днепр, в Киевскую Русь. Некогда здесь сходились верховьями рек два великих торговых пути «из варяг в греки» и восточный, с низовье Волги.

Струги поднимались вверх по Волге, затем по Оке, оттуда в Угру и Ресу, где был пологий водораздел между системами Оки и Десны. Лодки перетаскивали в реку Волоку, затем они спускались по Неручу в Болву, далее в Десну и,они спускались по Неручу в Балву, далее в Десну и наконец, в Днепр. В разные времена было здесь несколько княжеств: Черниговское, Новгород-Северское, Брянское.

Жители села не приняли церковных реформ XVII в. Из-за удаленности, непроходимых  лесов и топких болот христианам, хранящим древнее благочестие, не составляло труда укрываться от гонений господствующей церкви.

Вера

«Исстари исповедуем мы святую христианскую веру по обрядам старым, существовавшим до 1666 года, то есть до патриарха Никона, содержим таковую по примеру наших предков и родителей», так еще в 1860 году писали воловские крестьяне калужскому губернатору, испрашивая дозволение совершать браки и обращаться за прочими требам г к собственным священникам.

По некоторым данным, в приходе кировского села Фоминичи, куда входило и Волое, в 1893 году было около двух е половиной тысяч старообрядцев. В окрестных деревнях Смирновке, Зимничках, Ряполове Новоселках имелись моленные. В Волом местные крестьяне добились в 1889 году официальное разрешения от МВД на строительство деревянное дома, где размещалась комната для богослужений.

Прежняя моленная годом раньше сгорела. Вместе с ней пожар уничтожил около сотни дворов. Волое вместе с землями и людьми часто переходило от одного помещика другому: от подпоручика Ераста Сомова к штабсротмистру Василию Шепелеву, от того — к помещику Пересветову, затем к Подшивалову, к Смирнову.
 

Начал веротерпимости 

После 1905 года, когда Николай Второй подписал указ «Об у креплении начал веротерпимости», в деревне стали строить каменный храм. Он был освящен во имя Николы Чудотворна. 27 августа 1912 года епископ Иоасаф Калужский рукоположил к нему настоятелем Никиту Дроздова. В ноябре в Волом прошло собрание общины, и отца Никиту избрали председателем ее совета. Церковным старостой был назначен сорокалетний крестьянин Яков Зиновьевич Аверьянов.

Храм

Отец Никита прослужил в Никольском храме почти двадцать лет. Последние семь лет жизни одни невзгоды ему выпадали. Еще в 1929-м священника осудили на один год лишения свободы за сотрудничество с «кулаками». Дроздов отбывал наказание в Брянской НТК. Потом находился в ссылке. В 1930-м, когда он еще сидел за колючей проволокой, семья священника не сумела расплатиться с индивидуальным налогом на единоличников. Дом и хозяйство изъяли в счет погашения долга.

Жену батюшки за «расхищение имущества» (наверное, попыталась что-то припрятать из вещей) упекли на девять месяцев в Кировскую тюрьму. Когда в деревне началось выселение кулаков, Дроздовых тоже собирались депортировать, но вдруг неизвестно почему оставили. Вернувшись, отец Никита поселился в церковной сторожке. У него, как у библейского Иова, не стало теперь ни дома, ни хозяйства.

Возобновление службы

Служба в Никольской церкви была возобновлена и прекратилась в 1937 году, когда Дроздова арестовали во второй раз. Когда Дроздова арестовывали, нашли при обыске несколько клочков бумаги в половину обыкновенной тетрадной, страницы каждый. Это было стихотворение, написанное по-славянски. Содержание оказалось; (для тех времен именно оказалось, а не «показалось») явно «контрреволюционным», и следователь, когда вчитывался, даже подчеркнул красным карандашом несколько первых строк.

11 августа 1937 года тройка УГБ НКВД Западной области отца Никиту приговорила к высшей мере. 5 мая 1989 года , прокуратурой Калужской области он был реабилитирован.
После революции крестьяне получили землю, многие крестьянские семьи стали выселяться из  деревни поближе к своим наделам, создавая хутора., а по-местному — поселки. Так окало Валого возник и ныне крепкий, многолюдный поселок Малиновский — по имени Петра Филимоновича Малинкина, возглавившег переселенцев.

Там, в Малиновском, создали один из первых колхозов. А всего в Волом образовалось сразу десять сельхозартелей с чудными именами — «Луна», «Мощный трактор», «Красные облоги», «Ясное утро», в 50-х годах объединились в один большой и довольно богатый колхоз.

Война

Во время Второй мировой войны многие сельчане были эвакуированы вглубь страны. Военных; действий в селе не было, но село было под немцем; В подвале закрытой церкви оккупанты устроили  склад боеприпасов, которые при отступлении взорвали вместе с красавицей церковью.

В 1943 году из эвакуации в Тульскую область в Волое; возвращались жители села. Старикам, женщинам и с детям выпало взвалить на свои немощные плечи , главную тяжесть возвращения к мирной жизни; Лошадей не было — шестеро женщин впрягались в плуг, седьмая направляла борозду; скородили тоже на лямках.

Хаты в большинстве были сожжены, даже печей в селе почти не осталось. На колхозном сходе: постановили разобрать останки местной церкви на печи, ибо восстанавливать церковь не было сил. Люди плакали, крестились, но кирпичи для печи домой все же несли.

Наступило время духовного запустения. Огонек веры хранился подспудно. Церковная служба никогда не прекращалась. Хоть и удерживалась малым числом престарелых женщин. За 50 лет тайного хранения веры сменили четыре молитвенных дома и четырех уставщиков. На исповедь, крещение, венчание ездили в Сухиничи, где сохранялся и храм и священник. Все сельчане помнили о своем прошлом, всегда считали себя староверами.

Церковь была устроена

В 1997 году старушки-молитвенницы решили собрать общину и выстроить церковь. Стали хлопотать перед председателями сельсовета и колхоза. Администрацией села общине был передан бывший сельский магазин. С благодарением приняли христиане такой дар. Здание полностью перестроили, сделали иконостас, по домам собрали иконы и книги. Начали хлопотать об освящении церкви и почасту приглашать настоятеля старообрядческой церкви г. Боровска священноиерея Аргемона Шецдригайлова для окормления христиан.

Летом в Волое к родителям съезжаются многочисленные дети и внуки. А их здесь бывает более 500 человек. И не случайно — в 80-х годах XX века в Волое наблюдался «демографический взрыв». В Волом на одну семью, как выяснила статистика, в среднем приходится пять детей; проживает здесь 28 матерей-героинь, тех, у которых детей более десяти.

Село Волое и его жители имеют давнюю, очень богатую и особенную духовную историю и культуру, которые способны пролить свет на многие аспекты древней культуры русского дораскольного православия.

Больше статей на нашем канале Яндекс.Дзен  — Подписывайтесь

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь