Вклад Православной старообрядческой церкви в победу в великой отечественной войне

В данной статье рассматривается история побед старообрядцев в различные исторические эпохи, и как эти победы вдохновляли советский народ на ратные подвиги и самоотверженную работу в тылу во время Великой Отечественной войны. А также поднимается вопрос взаимоотношения Русской Православной Церкви с властью накануне войны. Особо подчеркивается мысль, что, несмотря на гонения и репрессии, старообрядцы были и остаются верны своему Отечеству.

В мае 2023 года все прогрессивное человечество будет отмечать 78–летие Победы во Второй мировой войне 1939–1945 гг. Важной и решающей ее частью является Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Весь советский народ поднялся против фашистской Германии. Среди защитников были представители разных религиозных конфессий, в том числе и Русской Православной Церкви. Большое количество старообрядцев отдали свои жизни, чтобы приблизить Победу. И сколько бы лет не прошло, мы всегда будем помнить, и передавать из поколения в поколение, какой ценой досталась победа нашему народу.

С каждым годом все больше и больше архивных документов становятся доступны. Это так важно и актуально сейчас, когда в мире стараются перекроить исторические факты, связанные с военными событиями, пытаются принизить роль нашего государства в освобождении мира от гитлеровской «чумы». Архивные документы, касающиеся участия старообрядцев в Великой Отечественное войне, рассказывают об их подвигах на фронтах и в тылу, раскрывая «белые пятна» истории.

Деятельность священнослужителей и прихожан — старообрядцев в тяжелые для нашего Отечества времена не достаточно полно освещается в различного рода источниках, постараемся восполнить данный пробел. И начать надо с далекого прошлого, так как корни старообрядческого воспитания находятся именно там. Здесь надо разграничить понятия староверов и старообрядцев. До середины XVII века, до раскола церкви, все были староверами, а потом появились старообрядцы разного толка и приверженцы новой Церкви.

Русское старообрядчество – сложное религиозное и социально-культурное явление, которое на протяжении трех с половиной веков являлось влиятельным фактором русской истории и культуры. Несмотря на то, что еще много белых пятен, связанных со старообрядчеством, есть исторические факты, которые упоминаются и в учебниках по истории, и передаются в виде былин и легенд из поколения в поколение.

Всем известны боевые подвиги наших именитых героев староверов. Это Александр Невский (возведенный позже в ранг Святых), стойко воевавший со своим войском на озере Чудском и разбивший Тевтонский орден, тем самым, освободив нашу землю от немецкого ига. А также Дмитрий Донской, одержавший яркую победу на Куликовом поле, которая стала началом изгнания воинствующих иноплеменников с русской земли.

Они, как и знаменитые полководцы, и флотоводцы, были увековечены в названиях боевых наград, которые вручались уже героям Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В июле 1942 года были учреждены ордена Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, а в марте 1944 года – Федора Федоровича Ушакова и Павла Степановича Нахимова, разрешено ношение георгиевских крестов [1].

Такие награды, несомненно, поднимали боевой дух как воюющих на фронтах, так и трудившихся в тылу. Кроме того, уже в современной истории, вспомнив подвиг Александра Невского на озере Чудском (Ледовое побоище) 18(5) апреля 1242 года, в нашей стране 13 марта 1995 года (№32-ФЗ) был учрежден День воинской славы России, который теперь отмечается 18 апреля [2].

Не менее героически сражался весь русский народ против Наполеона в Первой Отечественной войне. Особо отличились донские казаки под предводительством атамана Платова. Алексей Рябцев в своем очерке о старообрядцах приводит свидетельства известного русского писателя Мельникова-Печерского, который исследуя события 1812 года, пишет, что после изгнания Наполеона из Москвы столицу заняли донские казаки, в числе которых было много старообрядцев. Войсковой атаман граф Платов, сам тоже старообрядец, оставил на кладбище походную церковь, освященную во имя Пресвятой Богородицы. Далее А. Рябцев описывает подвиги крестьян — старообрядцев Герасима Курина и Егора Стулова, которые с помощью казаков — уральцев выгнали французов из города Богородска (ныне Ногинск Московской области) [3].

Продолжили свои подвиги казаки —1 старообрядцы, коих было до трети войска, и в Первую мировую войну 1914 г. Первым георгиевским кавалером Германской войны стал донской казак старовер Козьма Крючков (хутор Нижне-Калмыков Усть-Хуторской станицы) [3].

Казаки испокон веков были поборниками старой веры и отчаянно защищали ее. Эта борьба идет с середины XVII века, когда в результате церковной реформы, проведенной царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, произошел раскол церкви. Значительная часть российских христиан, среди которых было практически все казачество, не приняла данные нововведения [4].

Фактически старая вера стала официальной религией казаков. Они мечтали восстановить ее во всем российском государстве.

Революция 1917 года в корне изменила положение всего народа в стране. Большевики, пришедшие к власти, ставили перед собой цель: воспитать «нового человека». И в этом воспитании не было места религии, поэтому первым актом борьбы стал Декрет от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Для церкви начались «черные дни»: ее лишали собственности, убивали священнослужителей, закрывались церковные учебные заведения, и даже на дому запрещалось религиозное обучение. Но церковь не сдавалась, церковнослужители со своими прихожанами боролись, как могли: устраивали крестные ходы для вразумления народа. Множество людей вышло на улицы Москвы, Петрограда и других городов, но их стали расстреливать.

Политика искоренения религиозных взглядов продолжалась долгие годы. Так, в 1922 году издается «Декрет об изъятии церковных ценностей», что, как считала власть, должно было помочь ослабить влияние Церкви. А фактически это был грабеж, ведь изымалась самая дорогая утварь. В этом же году приговаривают к смертной казни по обвинению в контрреволюционной деятельности 8100 священнослужителей разного ранга.

С 1929 по 1933 годы продолжается массовая антирелигиозная компания, в результате которой закрылось, перепрофилировалось или вообще уничтожилось множество церквей, было арестовано 40 тысяч церковнослужителей. В 1932 году провозглашается «безбожная» пятилетка [1].

Исторические процессы, происходящие в России, так или иначе, отражались и в судьбах старообрядцев. Репрессии, прокатившиеся по стране в 1930-е годы, затронули «контрреволюционные классы»: духовенство, крестьянство, казачество. Практически все старообрядческие архиереи были репрессированы, в 1938 году остался только один епископ [5]. Кроме того были уничтожены целые социальные слои, традиционно служившие опорой старообрядчества: торговцы, промышленники, кустари, мелкие предприниматели, кооператоры [6].

Самые зажиточные крепкие крестьянские хозяйства были у старообрядцев, к коим относилась и хозяйство родителей моей бабушки Сомовой Таисии Андреевны. Они жили хорошо потому, что много трудились – и взрослые, и дети. В семьях старообрядцев не приветствовалась праздная жизнь. Моя бабушка и все ее многочисленные сестры, (единственный брат пропал без вести), до самой смерти не позволяли себе сидеть без дела.

О жизни старообрядцев в те годы можно судить по следующему примеру. Так, в Ленинграде после закрытия храмов Громовского кладбища, отпевания покойников или какие-либо другие требы совершались в домах и на квартирах в обстановке страха и глубокой конспирации, часто по ночам. Верующие приглашали к себе как вернувшихся из заключения священников города, так и иногородних по принципу «кто кого лучше знает».

Но, несмотря на гонения со стороны властей, они оставались патриотами своей Родины.

Ранним воскресным утром, 22 июня 1941 года, нацистская Германия без объявления напала на СССР. Весь советский народ поднялся на борьбу с фашизмом. Старообрядцы, как и в 1812, и в 1914 годах, вновь встали на защиту своего Отечества, забыв про все обиды, которые нанесла им Советская власть.

Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к чадам своим с призывом стать на защиту Отечества:

«Пришло время, пришел час для каждого верующего старообрядца направить все свои силы и помыслы на борьбу с насевшим врагом и не щадя живота постоять за других искренне своя, отстоять грудью великую, мирную и прекрасную Родину! …… Меч победы да пребудет в руках ваших, разящих иноземного врага!» [5].

Характерно, что послание митрополита Сергия к верующим от 22 июня власть разрешила огласить в храмах только 6 июля 1941 года, спустя три дня после выступления Сталина со знаменитым обращением «Братья и сестры!», в котором признала, что Красная Армия понесла тяжелые потери и отступает [7].

За время войны множество раз священнослужители старообрядческой Христовой церкви обращались к населению:

«Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь…. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага со священной земли нашей и тем самым приблизить радостный час соединения с вами»

Эти обращения размножались в виде листовок и разбрасывались с самолетов, в том числе и над территориями, оккупированными фашистами [5].

Надо сказать, что с началом войны увеличилась посещаемость богослужений всех храмов: в трудное время верующие люди искали помощи у Бога, мира и успокоения. Известен афоризм «На войне нет атеистов». Это нетрудно доказать. Практически все, кто шел в бой, говорили: «Господи, спаси и сохрани!» или «С Богом!». Кроме того, известны случаи, когда пули попадали в нательные иконки или образки, что спасало жизни их обладателей.

В 2015 году в рамках III Рождественских Парламентских встреч в Государственной Думе Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций был проведен круглый стол, посвященный Победе в Великой Отечественной войне. Выступая, митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий подчеркнул, что вера в Бога играла роль не только источника духовных сил для граждан, но и консолидирующего фактора [8].

Среди выходцев из старообрядческих семей, сражавшихся с первого дня на фронтах, были и известные, и не очень известные, и совсем неизвестные защитники. Обо всех написать невозможно, но вспомним некоторых из них.

В частности, дважды Герой Советского Союза генерал армии Афанасий Павлантьевич Белобородов, выходец из старообрядческой семьи [3]. Его героическая биография началась еще в октябре 1919 года, когда он 16-летним добровольцем вступил в партизанский отряд под командованием Уварова. Осенью 1941 года полковник Белобородов принимал участие в битве за Москву. Войну закончил в Японии. 16 сентября 1945 года он принимал парад Победы над Японией в Харбине. С марта 1963 года был назначен командующим Московского военного округа.

Афанасий Павлантьевич, по его же завещанию, был похоронен в сентябре 1990 г. на Мемориальном воинском кладбище «Снегири», рядом с погибшими при обороне Москвы солдатами его дивизии. Награжден многими отечественными и зарубежными орденами и медалями [9].

Нельзя сказать, что легендарный разведчик Николай Кузнецов был сильно верующим человеком, но воспитание, данное ему родителями старообрядцами — беспоповцами из глухой деревеньки Зырянки Талицкого района Пермской губернии, помогло ему в службе на благо Отечества [5]. Он лично ликвидировал 11 генералов. Знание нескольких иностранных языков, в том числе шести немецких диалектов в совершенстве, как раз и определило его судьбу разведчика. Погиб он 9 марта 1944 года во Львовской области, по не совсем выясненным обстоятельствам. Есть предположение, что, нарвавшись на засаду и приняв бой, он подорвал себя гранатой. В декабре 1943 года он был награжден первым Орденом Ленина, а 5 ноября 1944 года ему посмертно было присвоено знание Героя Советского Союза и награжден вторым орденом Ленина и различными медалями.

После войны ему были поставлены памятники во Львове и Ровно, которые в 1992 году были демонтированы, а в апреле 2015 года памятник в селе Повча Ровенской области был взорван. Так наши «братья — украинцы» отблагодарили человека, отдавшего свою жизнь за их счастливое будущее [9].

Подполковник в отставке, фронтовик Путилов Климент Федорович, несмотря на то, что получил тяжелое ранение в боях на территории Калужской области и долго лечился, опять встал в строй. В конце 40-х – начале 50-х годов, он включился в борьбу с бандеровцами [5].

Многие священники воевали обычными бойцами и командирами. Вспомним некоторых. Это Иеромонах Пимен (Извеков), будущий Патриарх служил заместителем командира стрелковой роты. Диакон Костромского кафедрального собора Борис Васильев был командиром взвода разведки и дослужился до заместителя командира полковой разведки.

Родина отметила их вклад в ратный труд, наградив орденами и медалями разного достоинства. Перечислять всех нет возможности, это бы заняло ни одну страницу.

Воевали священники и в партизанских отрядах. Так протоиерей Александр Романушко, настоятель церкви, что находилась в Пинской области, вместе с двумя сыновьями участвовал в боевых операциях в составе партизанского отряда, ходил в разведку и был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени [7].

Хочется отметить работу медицинских работников — старообрядцев, благодаря которым сумели вернуться в строй многие командиры и рядовые.

Фронтовой врач — хирург Пименова Зоя Борисовна (в девичестве – Чичкина) родилась в 1922 году в Калуге. С детства хотела быть врачом, война способствовала воплощению ее желания в жизнь. Она окончила ускоренный курс института и в 1943 году была призвана на фронт. Эта, совсем юная девушка, часами не уходила из операционной. За свой героический труд она была награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За трудовое отличие». После войны ей присвоено звание «Заслуженный врач РСФСР». Также впоследствии, она награждалась многочисленными юбилейными наградами. Подводя итог своей трудовой деятельности, она сказала:

«Я 40 лет проработала хирургом, и за это время на столе у меня никто не умер. Слава Богу за это» [5] .

Удивительная судьба у архиепископа Русской Православной Церкви Луки (Войно-Ясенецкого). Духовный сан он принял еще в 20-х годах двадцатого столетия. Начинал свою медицинскую практику земским врачом в селе Романовка Саратовской губернии. Когда началась война, он находился в ссылке в Красноярском крае, как многие старообрядцы. Оттуда он послал телеграмму на имя Председателя Верховного Совета СССР Михаила Калинина, в которой сообщал, что являясь специалистом по гнойной хирургии, «готов оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено». После войны он готов был опять
вернуться в изгнание.

Его прошение удовлетворили. С октября 1941 года в возрасте 64-х лет профессор Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным хирургом местного эвакуационного госпиталя и консультантом всех красноярских больниц. Он проводил в день 3-4 операции, показывая пример
молодым хирургам.

В декабре 1942 года, без отрыва от работы военным хирургом, возглавил Красноярскую епархию. Переехав в 1944 году вместе с госпиталем в Тамбовскую область, он и там совмещал эти должности. Его епархия перечислила на военные нужды около миллиона рублей [7]. После операций профессор консультировал врачей, проводил прием больных в поликлинике, выступал на научных конференциях, читал лекции, писал медицинские трактаты.

В 1943 году он опубликовал второе, переработанное и значительно дополненное, издание своего знаменитого труда «Очерки гнойной хирургии» о новых научных разработках хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений. За этот труд профессор в 1946 году получил Сталинскую премию I степени. После окончания войны Валентин Войно-Ясенецкий был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и получил право носить бриллиантовый крест на клобуке [10].

В 2000 году Русской Православной Церковью он причислен к лику святых. И в Саратове на территории клинического городка Саратовского государственного университета выстроен храм, освещенный в его честь. Это достойное продолжение его духовной жизни.

Ярким проявлением патриотизма явилась добровольная финансовая помощь населения, благодаря которой было отправлено на фронт много военной техники. Один миллион двести тысяч рублей собрала небольшая архиепископия Московская и всея Руси. Люди отдавали на помощь фронту все, что могли. Мариничева Галина – секретарь архиепископии Покровского кафедрального собора вспоминает, как с горячим порывом протягивались руки к тарелке «За оборону Родины», чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту [5].

После освобождения Ворошиловградской области в 1943 году в родном селе Городище протоиерей Феофилакт Слесарев среди старообрядцев активно проводил сбор средств в Фонд обороны Родины. В результате было собрано 200 тысяч рублей [11].

Всего же за годы войны в данный фонд было собрано 300 миллионов рублей. На эти деньги были построены и переданы в действующую армию сорок Т-34 танковой колонны «Дмитрий Донской» и истребительная эскадрилья «Александр Невский» [7]. Так, на средства прихожан из Саратова было построено шесть самолетов, носящих имя святого полководца [10].

Если учесть, что годы репрессий «выкосили» практически всех священнослужителей и множество прихожан, это можно назвать чудом.

Помимо сбора денег и облигаций широкое распространение получило движение по сбору вещей и подарков для воинов. Жители приносили драгоценные металлы, обувь, полотенца, полотно. Кроме того, заготавливалось немало валяной и кожаной обуви, шинелей, носков, перчаток, белья [7].

За годы войны многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, защищая Родину, умерли от голода и болезней, до изнеможения работая у станков или на колхозных полях.

Нет ни одной семьи, не потерявшей близких в этой кровопролитной войне. В нашей родне тоже есть погибшие: брат моего дедушки Сомов Георгий Миронович погиб в битве под Москвой; брат моей бабушки Сомов Сергей Андреевич пропал без вести, (так получилось, что мои бабушка и дедушка были однофамильцами); бабушкина родственница Маштакова Агриппина Васильевна воевала в партизанском отряде в Орловской области, была замучена фашистами в 1942 году (до конца достоверно ее судьба не известна). Все они были старообрядцами.

Мой дедушка, не старообрядец, но тоже православной веры, Фролов Александр Григорьевич, мамин отец, пропал без вести в Польше, практически уже в конце войны. Все они дороги нам, мы их будем помнить всегда, и рассказывать о них внукам и правнукам.

Н.Н. Манжос

Список используемой литературы и источников

  1. [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-natemu-russkay-pravoslavnaya-cerkov-v-godi-velikoy-otechstvennoy-voyni-737568.html (дата обращения 25.03.2020).
  2. [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://27272.ru/uncategorized/calendar-voinskoyslavy-rossii-1 (дата обращения 05.03.2020).
  3. Рябцев Алексей. Староверы на воинской службе/[Электр.ресурс]. – Режим доступа:
    www.ngreligii/2009-04-15/5 starovery.html (дата обращения 05.03.2020).
  4. Ардабацкий Е.Н. Церковные реформы и великий раскол XVII века//Старая вера,
    №18. С. 17–18.
  5. Чистяков Глеб. Старообрядчество и Великая Отечественная война /
    [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://ruvera/ru/actikes/patriotikwarstavory (дата обращения 05.03.2020).
  6. Шкаровский М.Б. Старообрядцы СССР в годы Великой Отечественной войны /
    [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://slavv/ru/ istoriya/staroobryadcy-sssr-v-godivelikoy-otechstvennoy-voyni.html (дата обращения 05.03.2020).
  7. Словом и мечом: подвиг Церкви в годы войны/[Электр.ресурс]. – Режим доступа:
    https://foma/ru/slovom- i-mechom-podvig-tsekvi-v-godyi-voynyi.html (дата обращения
    05.03.2020).
  8. Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне /
    [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://mroc.pravobraz.ru/vklad-religiozacii-v-velikoyotechstvennoy-voyne-obsudili-v-gosdume/ (дата обращения 05.03.2020).
  9. [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https: // ru /Wikipedia.orq/wiki/ (дата обращения 25.03.2020).
  10. Новикова Ольга. Победа оружия и веры. О роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне / [Электр.ресурс]. – Режим доступа: https://www.nagore.ru/artikles/cerkov.vov.htm (дата обращения 05.03.2020).
  11. Флавиан. Епископы Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1940-е
    – I пол. 1980-х гг. // Во время оно. Приложение к журналу «Церковь». 2015 г.
    Вып.№7. С.34-37.

Подписывайтесь на наш Дзен канал

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь