Василий Блаженный

Святые Блаженные Покровского собора

Василий Блаженный – святой, именем которого чаще всего называют Покровский собор на Красной площади в Москве. Каким же образом блаженный, Христа ради юродивый оказался настолько тесно связан с храмом, символом Казанского взятия? Какова природа и смысл быть блаженным? Был ли Василий единственным в своем роде? Попробуем разобраться.

Святой Василий Блаженный. Москва. XVI в.
Святой Василий Блаженный. Москва. XVI в.

Попробуем объяснить природу и контекст юродства Христа ради с точки зрения культурных аспектов, минуя религиозный, оставляя его трактовку церкви. Так кого же мы можем называть юродивым или блаженным? В смысле культуры – это человек, о котором окружающие считали, что он симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или ведет себя нарочито разнузданно, чем, безусловно, шокирует окружающих. Подобное поведение имеет скрытую мотивацию: с точки зрения религиозной культуры – божественную, с точки зрения светской – психологическую.

Покров на раку святого Василия Блаженного. Москва. 1589 г.
Покров на раку святого Василия Блаженного. Москва. 1589 г.

Традиция юродства имеет древние корни, и на Русь пришла из Византии. Покровителем всех русских юродивых считался святой Андрей Юродивый (Царьградский). Святой Андрей, по преданию, был непосредственным участником событий, легших в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно ему было видение о явлении Богоматери с покровом во Влахернском храме в Константинополе, во время всеобщей молитвы о спасении от осады города.

Святой Василий Блаженный родился в 1469 г. в селе Елохове под Москвой. Согласно житию, в юности Василий трудился учеником сапожника, и однажды некий состоятельный человек заказал сапоги, да такие «чтобы сносу не было». После ухода заказчика Василий сказал мастеру, что богач не вернется за сапогами, потому что ему суждено вскоре умереть. Так и случилось. Открывшийся дар предвидения заставил юношу задуматься о выборе дальнейшего жизненного пути. Им овладел страх, что он может неправильно использовать свой дар и Василий решил посвятить жизнь служению Богу. С 16 лет он вступил на путь юродства. Жизнь святого была непомерно тяжелой: в палящий зной и лютый мороз он ходил по улицам нагим и босым, не имея пропитания и крова. Поступки святого также были странны: он мог опрокинуть лоток с калачами или пролить квас из кувшина. За это Василий получал побои от рассерженных торговцев. А потом оказывалось, что калачи не свежи и квас был негодным. Вскоре люди признали в Василии святого, юродивого Христа ради, защитника слабых и обличителя неправды. Несмотря на тяжелую жизнь и телесные страдания Василий Блаженный прожил долгую жизнь и умер в 1557 г. К тому времени святость его была неоспорима и подкреплялась многочисленными чудесами. Царь Иван IV Грозный уважал и ценил святого

«яко провидца душ человеческих».

Вместе со своей семьей шел он за гробом Василия к месту упокоения – у восточной стены строящегося Покровского собора.

Святые Василий и Иоанн Блаженные. Москва. XVII в.
Святые Василий и Иоанн Блаженные. Москва. XVII в.

Почему же это место выбрал святой? Известно, что еще до начала строительства здесь была деревянная церковь Святой Троицы и вокруг нее, как и полагается, было кладбище. Позже, после победы в Казанском походе Иван Грозный начал на этом месте строительство Покровского собора в 1555 г. – символа победы христианства, мемориала во славу русского оружия. Спустя несколько десятилетий в 1588 г. по приказу царя Федора Иоанновича над могилой Василия Блаженного построили церковь. Поначалу она имела отдельный вход. Впоследствии она стала самой популярной в Покровском соборе. Идя сюда, люди шли в основном к Василию, и вскоре весь храм стал называться Храмом Василия Блаженного.

Василий Блаженный был не единственным в своем роде юродивым Христа ради, связанным с Покровским собором. Незадолго до официального прославления святого Василия в Москву из Ростова приходит Иоанн Блаженный. Он также был юродивым, однако его подвиг был скрыт от посторонних глаз – он был веригоносцем. Традиция веригоношения уходит корнями в древность и опирается на слова Нового Завета:

«Аз язвы Господа моего на теле моем ношу».

Иоанн был родом из Вологды и в юности решил посвятить свою жизнь служению Богу. Он трудился «водоносцем» на солеваренных промыслах в своем крае, а затем отправился в Ростов Великий, где принял на себя подвиг веригоношения. Св. Иоанн носил длинное одеяние с капюшоном, полностью закрывавшее тело и прятавшее тяжелые вериги. За свой высокий капюшон Иоанн Блаженный получил прозвище Большой Колпак. Со временем в историографии утвердилось мнение, что капюшон на самом деле был отдельным колпаком и под ним святой прятал железный венец. Однако это не так, не сохранилось ни одного упоминания в житийных списках о каком-либо железном венце и, кроме того нет ранних иконописных изображений «железного колпака».

Придя в Москву, Иоанн Блаженный снискал уважение и почет подобно своему предшественнику святому Василию Блаженному. Иоанн умер в 1589 г. и завещал похоронить себя рядом с почитаемым блаженным, у восточной стены Покровского собора. На погребении присутствовали царь и вновь утвержденный патриарх Иов. Из жития следует, что в этот день были «знамения», ударил гром и молния, от чего был пожар в Покровском соборе. Это связывали с нарушением обещания, данного святому Иоанну, который просил похоронить себя на третий день после смерти, что не было исполнено.

В этот период, в конце XVI в., при первом русском патриархе Иове начинается новый этап в прославлении русских местночтимых святых. Вериги святого Иоанна Блаженного, как важная святыня, и поныне хранятся в Покровском соборе, они сейчас находятся в церкви, посвященной святому, и доступны для поклонения. Сама же церковь святого Иоанна появилась позже, после 1672 г., когда были обретены его мощи. Правда, называться именем Иоанна она стала лишь накануне революции в 1916 г., хотя все это время его мощи там покоились под спудом. В исторических документах сохранилось разное наименование этой церкви: Положения риз Пресвятой Богородицы или Рождества Пресвятой Богородицы.

Святой Василий Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.
Святой Василий Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.
Святой Иоанн Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.
Святой Иоанн Блаженный. Хоругвь. Москва. Конец XIX в.

Так что же объединяет этих святых? Не только место захоронения, но и образ жизни. Обоих святых называли юродивыми Христа ради, и жизнь их был наполнена каждодневным подвигом. Однако подвиг этот, чем труднее он был, тем с большей благодарностью к Богу относились святые. Их жизнь была примером для других в том смысле, что они пытались объяснить и показать бренность нашей жизни, ее быстротечность и суетность. Также они посвятили себя помощи другим страждущим, молитвам и постам, обличая человеческие грехи и призывая к соблюдению христианских заповедей.

Василий Блаженный в иконописи Покровского собора

Есть ли на свете место, где не слышали о Храме Василия Блаженного? Наверное, нет. В мире собор известен именно под таким названием, но мало кто знает историю святого и почему Покровский собор получил второе название.

Василий Блаженный жил в конце XV – первой половине XVI века. Житие святого дошло до нас в разрозненном состоянии, существует несколько его редакций. Из него известно, что родился он на паперти церкви с. Елохова (ныне эта территория находится практически в центре Москвы). По одним сведениям, он был сыном гвоздевых дел мастера и обучался отцовскому ремеслу, по другим, более распространенным, – учеником сапожника. В 16 лет он решил уйти из мира и посвятить жизнь Богу. Уйти из мира можно было не только в монастырь, наоборот, можно остаться жить в людном городе, но как бы заново родившись, очистившись, отринув все мирские блага, пройти подобно Господу в абсолютном одиночестве свой крестный путь.

«Уход отрока Василия из дома». Миниатюра лицевого Жития святого Василия Блаженного
«Уход отрока Василия из дома». Миниатюра лицевого Жития святого Василия Блаженного

Василий избрал путь юродства Христа ради: он стал нагоходцем (нагое тело – чисто и невинно, как у младенца), жил на улице зимой и летом (нагое тело больше терпит), питался подаянием (но не прося милостыни), говорил особым «кодированным» (но понятным) языком, проповедуя библейские заповеди, – таким образом совершая свой труд во имя Господа. Прожил он долго, 88 лет, что тогда было большой редкостью, и Господь, отмечая его усердие, наделил его способностью творить чудеса еще при жизни.

Умер Василий Блаженный в 1557 году и был похоронен у стены строившегося тогда собора. К этому времени он был глубоко почитаем, а основным местом его пребывания был Торг, как в те времена называлась Красная площадь. От могилы также происходили чудеса, и в 1588 году, в правление Федора Иоанновича, Василий Блаженный был канонизирован, а над его захоронением к собору пристроили церковь.

В те времена общепросиявшие российские святые чудотворцы были редкостью. Как правило, прославились они в далёких от Москвы землях. И когда у москвичей ​ появился исполнявший высказанные в молении просьбы, исцелявший святой, в церковь началось такое паломничество, что ее даже держали открытой круглосуточно.​ Именно тогда собор приобрел еще одно посвящение и второе название – «Храм Василия Блаженного».

Покров на раку святого Василия Блаженного. 1589 г.
Покров на раку святого Василия Блаженного. 1589 г.

К канонизации святого готовились: вели запись чудес, над могилой поставили раку, начали писать иконы, а в мастерских царицы Ирины Годуновой на раку был изготовлен покров святого. Он датируется 1589 годом, и это одно из самых первых изображений святого – на нем вышит в рост совершенно обнаженный человек. Покров был богато украшен золотным шитьем (тонкими нитками-проволочками​ из серебра и золота толщиной в волос), драгоценными камнями и жемчугом, которые, к сожалению, были ​ похищены в лихие времена в​ начале 1920-х годов. Сейчас эта реликвия собора представлена в экспозиции.

Почему же нельзя было покрыть им, как и задумывалось ранее, раку святого? Это изделие древнее; насчитывающая столетия ткань не может свисать с раки, иначе она очень быстро разрушится. Специалистами был выбран оптимальный способ показа.

Икона «Святой Василий Блаженный». Конец XVI в.
Икона «Святой Василий Блаженный». Конец XVI в.

В Покровском соборе хранится святыня: небольшая по размеру икона Василия Блаженного, написанная в самом конце XVI века. Если учесть, что он был канонизирован​ только в 1588 году, то это очень точная датировка, что бывает крайне редко в случае с такими древними памятниками. На иконе святой Василий Блаженный совершенно обнаженный, предстоящий Спасителю. Это один из иконографических типов, который потом будет часто повторяться. Необходимо отметить, что святые​ юродивые – это самый низший ранг в иерархии святых, и их в древности никогда не писали отдельно: они всегда предстояли Христу или Богоматери. В отличие от более поздних вариантов, Василий Блаженный на древних иконах всегда предстает обнаженным.

Икона «Святой Василий Блаженный с клеймами жития»: Средник иконы: XVI в.; рама с клеймами жития: 1870-е гг.
Икона «Святой Василий Блаженный с клеймами жития»: Средник иконы: XVI в.; рама с клеймами жития: 1870-е гг.

Рядом с покровом демонстрируется икона такой же иконографии ​ и такой же датировки, и трудно сказать, какая из них более ранняя. Но эту икону не сразу увидишь, потому что внимание к себе, в первую очередь, привлечет​ житийная рама – яркая и интересная, специально выполненная для этой древней иконы палехскими художниками в конце XIX века. На клеймах – сюжеты из жития Василия Блаженного.

Погребение святого Василия Блаженного. Клеймо иконы
Погребение святого Василия Блаженного. Клеймо иконы

Четыре клейма повествуют о прижизненных чудесах Василия: спасение Москвы от татарского разорения, спасение Новгорода от пожара, чудо на море и чудо о шубе.​ Три клейма посвящены смерти и похоронам Василия Блаженного. Согласно легенде, перед смертью святого к нему пришел сам государь Иоанн Васильевич с семьей, и тогда Василий предсказал царю, что после его смерти будет править младший сын (которому в тот момент исполнилось только 3 месяца). По преданию, царь Иван Васильевич с семьей был на похоронах святого.

Мы познакомились с самой древней иконографией соборных образов Василия Блаженного. С XVII века она заметно меняется, появляются уже совершенно другие иконы, сюжеты которых становятся более разнообразными.

Икона «Святой Василий Блаженный и мученица Ирина». XVII в
Икона «Святой Василий Блаженный и мученица Ирина». XVII в.

В XVII столетии усложняется иконография образа Василия Блаженного, его часто пишут с другими святыми. К этому времени относится икона Василия Блаженного и священномученицы Ирины – небесной покровительницы царицы Ирины Годуновой, при которой был канонизирован святой и вышит уникальный покров. Удивительна история оклада этой иконы: в 1922 году он был изъят Комиссией Помгола вместе с другими ценностями Покровского собора. Однако, к счастью, он не был переплавлен, и в 1927 г. вернулся на своё законное место.

икона «Святой Василий Великий и святой Василий Блаженный». Конец XVI – начало XVII в.
Икона «Святой Василий Великий и святой Василий Блаженный». Конец XVI – начало XVII в.

В соборе есть икона конца XVI – начала XVII века, на которой мы видим Василия Блаженного с его небесным покровителем – Василием Великим. Предстоящие Богоматери святые изображены в рост. Также до нас дошла небольшая икона святого в окружении юродивых, большинству из нас неизвестных. Среди них Мария Египетская, Максим, Иоанн Блаженные и еще один святой, определить которого пока не удалось. Василий Блаженный был не единственный и далеко не первый юродивый.

Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в.
Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в.

Один из самых ранних образов Василия Блаженного XVIII в. в Покровском соборе – икона с треугольным завершением с Варварских врат. Василий изображен еще в традициях XVI–XVII вв. – абсолютно нагим, в рост, в позе молящегося заступника, предстоящего перед образом​ Христа, но он уже на фоне Кремля. Такая иконография образа будет часто встречаться в XVIII веке: на фоне Москвы, Кремля, Красной площади. Появляется икона так называемого «городского типа». Подобные произведения особенно ценны для исследователей, потому что являются великолепными источниками по истории градостроительства, архитектуры и топографии.​

Оклад иконы «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в.
Оклад иконы «Святой Василий Блаженный на фоне Покровского собора». XVIII в.

Интересна история этой иконы. В экспозиции она появилась совсем недавно, в 2011 году. Как и некоторые другие иконы, она ​ была спрятана музейными сотрудниками в первые послереволюционные годы. Ей могло грозить уничтожение, потому что она была под окладом, который производил впечатление золотого, а все церковное имущество из драгоценных металлов в 1920-х годах реквизировалось. Сама икона оказалась настолько хороша, что, при создании экспозиции, решили, что икона и оклад достойны внимания – изображения на них отличаются. Необыкновенно красивый оклад можно видеть рядом с иконой. Он выполнен в технике чеканки и гравировки, а золочение – в технике гальванопластики, позволяющей нанести тончайший слой золота.

Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Московского Кремля и Красной площади». XVIII в. Из иконостаса церкви святого Василия Блаженного
Икона «Святой Василий Блаженный на фоне Московского Кремля и Красной площади». XVIII в. Из иконостаса церкви святого Василия Блаженного
Икона «Богоматерь Знамение со святыми на полях». XVII в.
Икона «Богоматерь Знамение со святыми на полях». XVII в.
Икона «Богоматерь Знамение со святыми на полях». XVIII в.
Икона «Богоматерь Знамение со святыми на полях». XVIII в.

Скорее всего, большинство икон святого Василия Блаженного, которые сейчас находятся в собрании Покровского собора, были написаны специально для этого собора. К ним же можно отнести две фасадные иконы Богоматери «Знамение»: конца XVII века и реплику​ с нее, созданную в​ следующем столетии. На полях этих икон представлены святые московского круга и, конечно, среди них Василий Блаженный. В этот период уже все, что связано с собором, было связано и с Василием Блаженным. Со времени взятия Казани и главного посвящения собора, как обетного храма Покрова, прошло столетие; значимость события уходила на второй план, и собор уже все более воспринимали как Храм Василия Блаженного.

Икона «Покров Пресвятой Богоматери с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». XVIII в.
Икона «Покров Пресвятой Богоматери с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными». XVIII в.

В XVIII веке одним из излюбленных сюжетов становится изображение одного из чудес Василия Блаженного – чуда на море. Направляясь в Москву, персидские купцы шли через Каспийское море и попали в сильный шторм. Корабль получил большие повреждения, и люди стали готовиться к смерти, а бывшие на корабле​ христиане молились. Вдруг все увидели, что к ним по волнам идет обнажённый человек. Внезапно море утихло, человек помог им добраться до порта и исчез. А когда они с товаром дошли до Москвы, то встретили там этого человека, и оказался им Василий Блаженный. Такая икона есть в подместном ряду иконостаса центральной церкви Покрова, в классической традиции этот сюжет повторяется на раке Василия Блаженного конца XIX века и на фасадной иконе XVIII века «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» на южной стороне колокольни.

Сейчас фасадная икона экспонируется в центральной церкви для обеспечения ее сохранности, а на ее прежнем месте находится список, выполненный к 450-летию собора современными красками. Это очень большая икона: 3,5 × 2,5 м.​ Ее было видно даже с Москворецкого​ моста, и человек, подходивший к собору с той стороны, глядя на нее, сразу мог узнать основные посвящения храма: Покрову Богоматери и Василию Блаженному.

Хоругвь двусторонняя «Святой Василий Блаженный. Рождество Пресвятой Богородицы». Конец XIX в.
Хоругвь двусторонняя «Святой Василий Блаженный. Рождество Пресвятой Богородицы». Конец XIX в.

К XIX веку относятся две хоругви с изображением Василия Блаженного. Одна, парная хоругви с фигурой Иоанна Блаженного, находится в северном подклете собора. Ее удалось довольно точно датировать: она написана в 1896 г. на бристольском картоне. Это ростовое изображение святого в набедренной повязке. Вторая, тоже парная хоругвь находится в церкви Иоанна Блаженного.

. Икона «Днесь светло красуется славнейший град Москва…». Начало XX в.
Икона «Днесь светло красуется славнейший град Москва…». Начало XX в.

В самом начале ХХ века в соборе появилась икона с необычным названием: «Днесь светло красуется славнейший град Москва». Эта икона написана на металле, сейчас она находится в церкви Василия Блаженного. В центре ее изображена русская святыня – Владимирская икона Богоматери, которой предстоят святые земли русской, и среди них наш заступник – Василий Блаженный.

«Святой Василий Блаженный – заступник града Москвы и земли Русской». Миниатюра из лицевого жития.
«Святой Василий Блаженный – заступник града Москвы и земли Русской». Миниатюра из лицевого жития.

Чудеса Василия Блаженного. Великий праведник и страшный московский пожар

Много раз Василий Блаженный поражал людей своими чудесами и даром провидения. Вот и летом 1547 года народ был удивлен поведением юродивого. У Крестовоздвиженского монастыря, что находился в районе улицы Воздвиженка, Василий стоял и то горько плакал, то громко смеялся. Когда его спросили, отчего он плачет, а потом неожиданно смеется, блаженный ответил:

«Большое несчастье произойдет отсюда – беда для всех. Но то зло добру дорогу расчистит».

В изумлении люди разошлись. А через несколько дней, 21 июня 1547 года, они стали свидетелями страшного московского пожара, названного позже «Великим». Произошло возгорание, по воспоминаниям очевидцев, от горящей свечи в церкви Крестовоздвиженского монастыря, у которого на днях слезно молился праведник. Быстрому распространению пламени по городу способствовала разыгравшаяся в тот день буря с ветром, и стоявшая жаркая засушливая погода.

Вот как описывает это происшествие автор «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин:

«Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезли, каменные распались, железо рдело как в горнице, медь текла. Рёв бури, треск огня, и вопль людей от времени до времени был заглушаем взрывами пороха, хранившегося в Кремле и других частях города. Спасали единственно жизнь: богатство праведное и неправедное гибло. Царские палаты, казна, сокровища, иконы, древние хартии, клинки, даже мощи святых истлели. К вечеру буря затихла, и в три часа ночи, угасло пламя; но развалины курились несколько дней, от Арбата и Неглинной до Яузы и до конца Великой улицы, Варварской, Покровской, Мясницкой, Дмитровской, Тверской… Люди с опаленными волосами, черными лицами, бродили как тени среди ужасов обширного пепелища: искали детей, родителей, остатков имений; не находили и выли как дикие звери».

Миниатюра Жития «Святой Василий Блаженный»
Миниатюра Жития «Святой Василий Блаженный»

В тот страшный пожар пострадало сильно открытое пространство, которое позже назовут Красной площадью. Долгое время оно так и называлось – «Пожар». По свидетельству летописей, здесь

«огнь все полиза».

Вскоре после свершившихся событий молодой, недавно венчанный на царство, государь Иван Васильевич Грозный, повелел всем жителям Москвы иметь во дворах чан с водой и летом печи в домах не топить, а пищу готовить в огороде, на специально для этих целей сооруженной печи. Развивается каменное строительство домов и начинает меняться планировка улиц. Кроме того, появляются первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались «водополивными трубами».

Так было положено начало пожарному делу и сбылось одно из пророчеств святого Василия, обретшего место упокоения у стен Покровского собора, в настоящее время более известного как храм Василия Блаженного.

Чудеса Василия Блаженного. На пиру у царя

Как известно, правивший в XVI веке царь Иван Васильевич Грозный был очень верующим и набожным человеком. Почитал он, как и большинство жителей Москвы, прославившегося своими чудесами Василия Блаженного, который смело мог обличать государя в немилосердном отношении к подданным.

Чудо тушения новгородского пожара. Клеймо житийной иконы святого Василия Блаженного
Чудо тушения новгородского пожара. Клеймо житийной иконы святого Василия Блаженного
Василий Блаженный на пиру у царя. Миниатюра лицевого Жития
Василий Блаженный на пиру у царя. Миниатюра лицевого Жития

Однажды самодержец пригласил юродивого на свой пир и даже усадил его с собой рядом за пышным столом. В знак уважения царь преподнес праведнику кубок с вином, но тот его вылил. Иван Васильевич стерпел этот дерзкий поступок и снова наполнил сосуд вином, но оно было вновь опрокинуто блаженным. Трижды Василий опустошал чарку с вином, выливая его в окно. Разгневанный государь не выдержал и с раздражением спросил чудотворца:

«Что ты делаешь?».

Василий Блаженный заливает из кувшина пожар в Новгороде. Миниатюра лицевого Жития
Василий Блаженный заливает из кувшина пожар в Новгороде. Миниатюра лицевого Жития

Блаженный лишь ответил, что тушит пожар в Новгороде. Царь не поверил, и тотчас к месту бедствия был отправлен гонец. Новгородцы подтвердили слова праведника, сказав, что улицы города начал охватывать огонь, но не успел разгореться, так как некий нагой муж ходил с водоносом и заливал огненное пламя. Вскоре некоторые жители Новгорода прибыли в Москву, где на улицах города узнали спасителя своей малой родины. Им оказался Василий Блаженный.

Новгородцы узнали Василия Блаженного, спасшего их город. Изображение на металлической накладке на раке святого Василия Блаженного
Новгородцы узнали Василия Блаженного, спасшего их город. Изображение на металлической накладке на раке святого Василия Блаженного

Слава о чудесах и даре прозорливости еще при жизни святого распространилась далеко за пределы Москвы. К нему постоянно обращались люди за помощью. Когда же Василий преставился, его погребают у стен Покровского собора. На могилу к чудотворцу начинает стекаться народ, прося его об исцелении. В 1588 году, по приказу Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, над местом захоронения Василия Блаженного строят церковь. Само место погребения обозначают серебряной ракой, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней, из-за событий смутного времени XVII века. В 1896 году, во время реставрации церкви Василия Блаженного, над предполагаемым местом захоронения святого появляется новая, сохранившаяся до наших дней, рака, выполненная по проекту архитекторов А. М. Павлинова и С. У. Соловьева. Раку украшают металлические чеканные картуши, в которых изображены сцены прижизненных чудес Василия. Среди прочих представлено изображение чуда тушения новгородского пожара. Оно находится на стороне раки, скрытой от глаз посетителей. Также в Покровском соборе хранится икона святого, при внимательном изучении которой, в житийных клеймах можно найти сцену спасения Василием Блаженным Новгорода Великого от пожара.

Чудо о шубе

Святой Василий Блаженный, чьи мощи упокоились в Покровском соборе, прославился в XVI веке. До нашего времени дошли отрывочные сведения о праведной жизни блаженного. Мы не знаем точного года его рождения. Зато на протяжении веков, из уст в уста, передавали москвичи рассказы о чудесах Василия, о присущем ему даре провидения. Василий Блаженный совершал их при жизни, известны также чудеса исцеления, которые происходили у его мощей. Об одном из чудес заступника за Москву и её жителей мы хотим рассказать вам.

Фрагмент настенной росписи в церкви святого Василия Блаженного Покровского собора
Фрагмент настенной росписи в церкви святого Василия Блаженного Покровского собора

Известно, что Василий Блаженный вёл бродячую жизнь, «во юродство претворися и обнажи тело свое». В любую погоду он скитался по улицам Москвы без одежды и босой. И вот однажды богатый купец увидел нагого Василия и решил пожалеть его. Ведь простому человеку было неведомо, как в лютый мороз можно ходить без тёплой одежды. За оказанную Василием помощь купец даровал ему лисью шубу с красным подбоем. После долгих протестов блаженный принял её.

Об этом прознали трое разбойников и подумали: зачем Василию шуба, если он и без неё обходится.  Опасаясь забрать купеческий подарок насильно, они решили заполучить его обманным путем. Один из товарищей притворился мёртвым, а двое подошли к юродивому и попросили шубу – якобы, для погребения умершего друга. Василий исполнил просьбу и накрыл обманщика, при этом сказав:

«Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мёртв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся».

Товарищи обрадовались осуществлению своего злокозненного плана, но, когда они подняли шубу с притворившегося, обнаружили, что их друг действительно мёртв.

Конечно, можно заподозрить Василия Блаженного в жестокости. Однако так московский чудотворец явственно указывал, что помыслы и неблагочестивые поступки человеческие должны быть свободны от лжи. Своей праведной жизнью он подавал пример и призывал к благопристойному поведению.

Чудо о шубе. Клеймо житийной иконы святого Василия Блаженного. 1870-е гг.
Чудо о шубе. Клеймо житийной иконы святого Василия Блаженного. 1870-е гг.

Красочное изображение Чуда о шубе включено в настенную роспись церкви Василия Блаженного, выполненную на рубеже XIX–XX веков.  Также оно дополняет другие чудеса в житийных клеймах иконы святого. Рама со сценами жития на икону была написана палехскими мастерами в конце XIX в. Будете в Покровском соборе, обязательно разыщите изображения этого чуда.

авторы: ЕЛЕНА МОКРОУСОВА

ЯНА МЕРЗЛИКИНА

Алла Малыгина,

научный сотрудник отдела

«Покровский собор»

БЛОГ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь