В поте лица

(Тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб», — сказал Бог Адаму, изгоняя его и Еву из рая (Быт. 3, 19). Существует расхожее мнение, что этими словами Бог вменил человеку труд как проклятие, а до того, живя в раю, наши прародители лишь пользовались райскими благами и не трудились. Мнение это ошибочно. Во второй главе книги Бытия (стих 15) говорится, что Господь поселил человека в Едемском саду (раю), чтобы он хранил и возделывал сад, то есть трудился во славу Божию. Но после грехопадения Адама и Евы (см. Первородный грех), после искажения всех предначертаний Божиих, изменилась и суть труда — он стал тяжкой необходимостью, одним из основных средств к существованию человека в искаженном грехом мире.


Пребывание первых людей в раю

Было пребыванием их в непосредственном общении с Богом, которое и было первой и совершеннейшей религией человеческого рода. Внешним выражением этой религии была церковь, как собрание первых двух верующих. Но так как церковь, как внешнее учреждение, предполагает известные установления и условия, на которых основывается собрание, то и первобытная церковь была основана на особом завете между Богом и человеком. Завет этот состоял в том, чтобы человек любил Бога и ближних и оказывал Творцу своему совершенное послушание во всех Его повелениях, а Бог с своей стороны обетовал за это человеку продолжение его блаженного состояния, безопасность от смерти как болезненного разрушения тела и наконец жизнь вечную. Чтобы предоставить человеку возможность засвидетельствовать свое послушание и укреплять свою веру. Бог дал ему заповедь, которая могла служить для него испытанием, как средством укрепления того свободного нравственного самоопределения в котором заключается высшее благо жизни.

Заповедь состояла в запрещении есть от плодов дерева познания добра и зла. „И заповедовал Господь Бог человеку и сказал: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла  не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. Предоставив человеку полную свободу. Творец однако же этою заповедью хотел показать ему, что как существо ограниченное он должен жить под законом и что за нарушением закона последует страшное наказание.

Откровение

Не сообщает, как продолжительно было блаженное пребывание первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную ненависть врага, который лишившись его сам, с ненавистью смотрел на невинное блаженство первых людей. Когда на земле господствовал еще мир все общего блаженства и она не знала зла, мир в высших своих областях уже был знаком со злом, и происходила борьба с ним. В среде высших сотворенных существ или ангелов, одаренных высшими дарами разума и свободы, некоторые уже нарушили заповедь послушания Творцу, возгордились своим совершенством (1 Тим. ІП, 6) и не сохранили своего достоинства (Іуд. 6), за что и низвергнуты были из небесного рая в преисподнюю. Зависть и жажда зла сделалась душею этих существ. Всякое благо, всякий мир, порядок, невинность, послушание — стали ненавистны для них, и они попытались разрушить их и среди людей, наслаждавшихся блаженством райской жизни на земле. И вот в раю явился искуситель — в вид змея, который „был хитрее всех зверей полевых”. При этом он употребил лукавую хитрость, направив искушение не к обоим людям и не к мужу, а к одной жене, как слабейшему члену, скорее поддающемуся увлечению.

Змей

Приблизился к жене и сказал ей: „Подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?” В вопрос этом заключалась коварная ложь, которая должна бы сразу оттолкнуть собеседницу от искусителя. Но она по своей невинности не в состоянии была сразу понять здесь коварство, и в то же время была слишком любопытна, чтобы тот час же и прекратить разговор. Однако же она поняла ложь вопроса и ответила, что Бог разрешил им есть от всех дерев кроме одного лишь дерева, которое посреди рая, потому что от вкушения плодов его они могут умереть. Тогда искуситель прямо возбуждает недоверие к Богу. „Нет, сказал он, не умрете; но Бог знает, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло”. Коварное слово глубоко запало в душу женщины. Оно возбудило ряд сомнений и душевную борьбу.

Что такое добро и зло, которое она может узнать? И если люди блаженствуют в теперешнем состоянии, то в каком же блаженстве будут они, когда станут как боги?.. В тревожном возбуждении она не вольно обращает взор к запретному дереву, а оно так приятно для глаз, вероятно сладостно для вкуса, а особенно заманчиво по своим таинственным свойствам. Это внешнее впечатление решило внутреннюю борьбу, и женщина „взяла подов этого дерева, и ела; и дала также мужу своему, и он ел”. Величайший переворот в истории человечества совершился. Те, которые должны были служить чистым источником всего человеческого рода, отравили себя плодами смерти. Женщина последовала змею, как бы он был выше Бога. По его внушению они сделала то, что запретил Творец. А ея муж во грех последовал жене, которая из соблазнённой  сделалась соблазнительницею.

Следствия вкушения

Не замедлили сказаться и следствия вкушения запрещённого плода: у них действительно открылись глаза, как обещал искуситель, и запретный плод дал им знание; но что же узнали они? — узнали то, что они наги. Возмущенное нравственное чувство открыло пред ними сознание их наготы, ставшей победным знаком чувственности и торжества плоти, и чтобы прикрыть ее, они сшили себе смоковные листья и сделали из них опоясания — эту первичную форму одежды. Но если согрешившие устыдились так даже собственного внутреннего голоса совести, то им совершенно страшно стало предстать теперь перед Богом. Настал вечер, и прохлада теней его разлива блаженство по саду. В это время обыкновенно происходило у них собеседование с Богом, которого они до сих пор с невинною радостью ожидали и встречали как дети своего отца. Теперь же они желают, чтобы этого момента никогда не наступало. А между тем он приблизился, и они услышали знакомый голос. Ужас объял Адама и жену его, и они „скрылись от лица Господа Бога между деревьями рая”.

И воззвал Господь Бог

И воззвал Господь Бог к Адаму; „Адам, где ты?” А несчастный беглец с трепетом ответил из чащи дерев: „Голос Твой я услышалъ в раю и убоялся, потому что я наг, и скрылся”. — „Но кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от древа, с которого Я запретил тебе есть?” Вопрос был поставлен прямо, но грешник не в силах был ответить на него так же прямо; он дал уклончивый и лукавый ответ: „Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от древа, и я ел”. Вину он сваливает на жену и даже на Самого Бога. Господь обратился к жене: „что ты это сделала?” Жена также в свою очередь отклоняет от себя вину: „Змей обольстил меня, и я ела”. Жена сказала правду, но в том, что они оба старались выгородить себя от вины, заключалась лож. В этом сразу сказалось пагубное влияние отца лжи, обольщению которого поддались первые люди, и это влияние, как испитый яд, отравило всю их нравственную и телесную природу.

Наказание

Тогда Господь изрек заслуженное наказание и прежде всего змею, как послужившему орудием искушения; он был проклят пред всеми животными и ему определена жалкая жизнь пресмыкания на чреве своем и питания прахом земли. Жена осуждена на подчинение мужу и на тяжкие страдания и болезни при рождении детей; а муж осужден на тяжелую жизнь , так как вся земля, проклята за дела человека, должна была оскудеть в своих дарах, производить терние и волчцы, и только в изнурительном поте он мог добывать себе хлеб для пропитания, «В поте лица твоего будешь есть хлеб» пока не возвратится в землю, из которой взят был: „ибо прах ты, и в прах возвратишься”, сказал Господь, осуждая его на телесную смерть. Страшно было наказание за преступление заповеди Божьей; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой надеждой на восстановление потерянного блаженства должно было поддерживать их унылый дух в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни.

Это именно обетование о Семени жены, которое долженствовало стереть главу змея, т.е. окончательно победить разрушителя блаженства людей, и восстановить людям возможность достигать блаженства и жизни вечной на небе. Это было первое обетование о Спасителе мира, и в знамение Его пришествия установлено жертвоприношение животных (видимо уже теперь разделенных на два класса — чистых и нечистых), заклание которых должно было предзнаменовать заклание великого Агнца за грехи мира. Сделав Адаму и жене его Еве (матери живущих, как назвал ее теперь Адам) кожаные одежды (из убитых для жертвоприношения животных) и научив их одеваться. Господь изгнал их из рая, „и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный мечь обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни”, которого они чрез свой грех сделались теперь недостойны.

С изгнанием людей из рая у них среди трудов и невзгод греховной жизни изгладилась с течением времени самая память о точном его местонахождении. У разных народов мы встречаем самые смутные предания, неопределенно указывающие на восток, как место первобытного блаженного состояния. Более точное указание находится в Библии, но и оно настолько неясно для нас при теперешнем виде земли, что по нему так же невозможно с географическою точностью определить местоположение Едема, в котором находился рай.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь