Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии
Высокоторжественный праздник Успение Пресвятой Богородицы вызывает в памяти христиан светлые воспоминания о преставлении Её от земной жизни к Небесной. После Вознесения на небо Исуса Христа Пресвятая Дева осталась, согласно завещанию Сына, на попечении святого апостола Иоанна и постоянно пребывала в подвиге поста и молитвы. За три дня до упокоения Пресвятая Богородица получила весть от архангела Гавриила о Своём отшествии из здешнего мира. С радостью приняла Дева эту весть, ибо знала, что призывается к бессмертной жизни, вечному блаженству и созерцанию Своего возлюбленного Сына. Ко дню Успения Пресвятой Богородицы апостолы чудесным образом на облаках были собраны Духом Святым из разных стран земли в Иеросалим. Приготовляя Себя к отшествию в горний мир, Пресвятая Дева повелела раздать Свои немногие ризы вдовицам и девам и завещала, чтобы Пречистое тело Её было погребено близ Иеросалима в Гефсиманском саду, близ места упокоения Её праведных родителей Иоакима и Анны и святого Иосифа Обручника. Всех собравшихся у Её одра и с рыданием взиравших на Её отшествие Она ободряла и укрепляла словами любви и утешения, с радостью говоря: Отхожу к Богу и Сыну Моему, — обещав при этом по отшествии Своем не оставлять христиан в сиротстве, но о всех молиться и заботиться и помогать всем, кто в нуждах и печалях будет призывать Её в молитвах. Приготовившись ко Своему исходу, Пречистая Богородица всех благословила, чая Свое скорое отшествие. Вдруг необычный свет озарил дом, и Сам Царь Славы Господь Исус Христос с сонмом Небесных Сил явился к одру Своей Пречистой Матери и принял Её пренепорочную душу в Свои руки. Торжественно провожаемая пением ангелов, душа Пресвятой Богородицы была вознесена в Небесные обители, несомая руками Её Божественного Сына.
Пречистое тело Богоматери, освященное добротою Божества, сияло славою Божественного девства, разливая вокруг дивное благоухание. С благоговением и трепетом святые апостолы приступили к погребению пречистого тела Богородицы. Под священное пение они отнесли одр с телом Богородицы к месту погребения. Во время сего торжественного шествия иудейские начальники хотели помешать процессии, подговорив злых и дерзких людей опрокинуть одр, на котором возлежало Пречистое тело, но, как только кощунники приблизились ко гробу, светоносное облако окружило шествие, нападавшие были ослеплены и рассеяны силой Божией; а один иудей, который осмелился схватить одр своими руками, тотчас их лишился — внезапно небесным судом отсечены были дерзкие руки. Пораженные этим неожиданным чудом дерзостные иудеи раскаялись и по молитве святых апостол получили исцеление. Некоторые из них впоследствии уверовали во Христа и крестились.
Когда же, по Божественному промыслу, один из апостолов? Фома, не присутствовавший при погребении, прибыл на третий день в Иеросалим, то был весьма огорчён, что не удостоился получить благословение от Матери Господа и участвовать в Ее погребении. Святые апостолы из сердечной жалости к Фоме решились отвалить камень гроба, чтобы он поклонился телу Богородицы. Но когда они отвалили гробовой камень, то увидели с изумлением, что тела Пречистой Богородицы уже там не было, а лежали только погребальные пелены, от которых разливалось чудное благоухание. Тело Матери жизни, побеждая естества уставы, не претерпело тления, а было вознесено на Небо, как скиния вечной жизни, к Престолу Её Божественного Сына.
В тот же день верующие были утешены явлением Богородицы, Которая, стоя на воздухе в сиянии неизреченной славы, сказала: Радуйтесь! Я всегда буду вашей Молитвенницей перед Богом. Таким образом святые апостолы, а с ними и все христиане были уверены, что Матерь Божия воскрешена Своим Божественным Сыном, в третий день по Успении взята со Своим телом на небо и ныне пребывает в лучах невыразимой славы одесную Сына. Как воспевает псалмопевец Давыд: Предста Царица одесную Тебе (Пс. 44.) Она Сама воспела Божественное благодеяние Своего Сына: Сотворил Мне величие Сильный (Лк. 1, 49). Ныне Пресвятая Богородица ходатайствует за род человеческий, Её воспевающий: И по смерти жива, спасавши присно Богородицу Тя величающия (Ирм. 9-й песни).
Успение Богоматери возвещает нам, что телесная смерть не есть уничтожение нашего бытия: для праведников это только переход от земли на Небо, от тления к вечному бессмертию. Земная жизнь — начало нашей бесконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. Весьма утешительна для нас, братие и сестры, земная кончина Божией Матери, в ней мы ясно видим бессмертие души после кончины тела.