Стихарник с северо русским сюжетом старообрядцев Тувы

Характеристика двух вариантов стихарников: духовного стиха «Петрозаводская могила» и стиха «об узнике невольнике» из рукописных сборников, выявленных в ходе экспедиционных исследований 2018 г. в верховьях р. Енисей. Текст в рукописях датируется 1853 г. и посвящен московскому купцу, попечителю Преображенской общины Федору Алексеевичу Гучкову. Несомненна многоаспектность текста – это и отражение северо русских мотивов в локальной книжно рукописной традиции, и персонификация старообрядческой истории, и отражение исторических реалий взаимоотношений старообрядчества и светских властей, и, конечно же, назидание последующим поколениям. В текстах отмечены явные ошибки, вероятно, являющиеся последствием неполного понимания создателями рукописей ряда слов. Подобное могло произойти в двух случаях – во время записи устного исполнения стиха, либо при переписке «затухающего», а потому не вполне понятного текста. Выявленные варианты духовных стихов коррелируют с аналогичными текстами из сборников нижегородских, прибалтийских, западносибирских и алтайских беспоповцев.

Духовные стихи (стихарники) – эпические или лирические произведения религиозного характера. Наряду с литургическими песнопениями они занимают важное место в певческом репертуаре старообрядцев.

Интерес к духовным стихам у фольклористов, филологов, религиозных философов возникает еще в XIX в. П.А. Бессонов, В.Г. Варенцов, Н.И. Барсов, Е.А. Ляцкий и ряд других исследователей собрали и опубликовали ставшие теперь уже классическими сборники этих своеобразных поэтических текстов.

В старообрядческой среде духовные стихи (стихарник), с одной стороны, стали поэтическим воплощением истории и учения, с другой – неотъемлемой частью повседневности. Осмысление никонианской реформы, разгром и закрытие монастырей, начиная с Соловецкого, «выгонки» в отдаленные места, подвиги и мучения героев и страдальцев – протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Симеона Верхотурского и др., учение об антихристе, споры о браке, указание путей к спасению – все становилось предметом поэтического описания; при этом бытовали как более ранние тексты, так и новые, созданные уже самими старообрядцами.

У часовенных Тувы духовные стихи (стихарник) были распространены не меньше, чем в других регионах проживания старообрядцев. Однако рассмотрение письменной традиции духовных стихов, а также соотношение устной и письменных форм бытования стихов не получило должного освещения в региональной научной литературе, хотя фрагментарные исследования проводились. Одна из причин подобной «невостребованности» темы, на наш взгляд, заключалась в недостаточности текстологического материала. В связи с этим, безусловно, актуальной задачей по-прежнему остается собирание и публикация как устных, так и письменных версий поэтических текстов.

В 2018 г. при поддержке РФФИ на базе Тувинского государственного университета под руководством А.А. Стороженко начались работы по проекту

«Енисейский меридиан старообрядчества: сохранение и развитие традиции в условиях таежных скитов и деревень».

В ходе полевых исследований в верховьях Енисея в 2018 г. было выявлено несколько рукописных сборников, содержащих духовные стихи; зафиксировать удалось 4 сборника. Все они – поздней традиции, датируются рубежом XIX–XX вв.

Проанализировав репертуар в стихарниках, мы выявили стихи, относящиеся ко всем основным группам этого вида духовной литературы (по классификации Н.С. Мурашовой): догматические, исторические, дидактические, лирические.

Духовные стихи не однородны и по своей социальной сущности; различные вариации одного и того же стиха могут выражать собою различную социальную устремленность и иметь различную социально-экономическую обусловленность.

Наше внимание привлек один из поздних «исторических» текстов, включенных в сборники, – духовный стих «Петрозаводская могила», стихарник датирован в рукописях 1853 годом; ранее в рукописях на этой территории не выявленный. Этот текст достаточно распространен не только в старообрядческой среде европейской части России (Вятке, Нижнем Новгороде и др.) и в Прибалтике, но и на Урале, Алтае, в Сибири. Варианты стиха исследованы и опубликованы Н.С. Мурашовой [7, с. 134–140; 9, с.76–83], М.Г. Казанцевой, Т.В. Философовой [10, с.81–111], Е.А. Бучилиной [4, с. 250] и др.

Исследователи относят текст стиха к северо русским сюжетам, отмечая его историческую персонифицированность. В текстах духовных стихов можно отметить две группы персонажей – легендарные и реальные. Н.С. Мурашова отмечает, что персонажами нескольких духовных стихов стали представители федосеевского толка староверов-беспоповцев, в том числе и получивший наибольшую популярность в старообрядческих произведениях московский купец, попечитель Преображенской общины Федор Алексеевич Гучков (1777–1856). Он стал героем ряда сюжетов, связанных с отказом перейти в единоверие и последовавшими затем высылкой из Москвы в Петрозаводск, кончиной и перенесением его праха из Петрозаводска в Москву. Смерти Федора Алексеевича посвящен стих Егора Корева «Петрозаводская могила», варианты которого были выявлены в двух рукописных старообрядческих сборниках верховьев Енисея [9, с.77].

Стихарник обращают на себя внимание явными несуразностями в тексте рукописей. Речь идет не о диалектологических особенностях письменной речи (цветучей вместо цветущей, присоединение союза к последующему слову и т. п.). Слова «нугрюмая», «свюсти», «пред потчем», вероятно, свидетельствуют о неполном понимании переписчиком смысла текста. Подобное, на наш взгляд, могло произойти в двух случаях – во время записи устного исполнения стиха либо при переписке «затухающего», а потому не вполне понятного текста. Есть и несоответствие дат (в названии указан 1853 год), что, возможно, говорит о незнании подоплеки событий, которым посвящен стих. Тем не менее выявление двух вариантов стиха подтверждает бытование текста в старообрядческой среде верховьев Енисея.

Стих с с. Сизим

Стих 2.
Петрозаводская могила! 1853.
Там где север хладный бурный.
Где цветучих нет полей.
Мрачен свод небес лазурный,
Где страна суровых дней,
Где природа вся уныла, нугрюмая
Весна, есть там ссыльнаго могила,
Одинока искромна. Не стоит
Надней гранита, или урны дорогой…
Без окончания 

 

Сборник стихов, с. Эржей

Л. 45. Стих 26:
Петро заводская могила в кончине Ф.А. Гучькова. В 1853
года
Там где север хладный бурный
Где цветущих нет полей
Мрачен свод небес лазурный
Где страна суровых дней
Где природа вся уныла
И угрюмая весна
Есть там ссыльнаго могила
Одинока и скромна
Нестаит надней гранита
И лето урны дорогой
В зиму снегом лишь покрыта
Летом блеклою травой
Наших поздних поколений
Л. 45 об.
Тут заснувший вечным сном
Знаменитый тлеет гений
Под насыпанным холмом.
Волю! Родину! Столицу!
Променять решился он
Наизгнанье и темниц, чтоб
Свюсти святой закон.
Пренебрег он все украты,
Запорядок вековой,
Миллионы иполаты
И пожертвовал собой,
Путь закончил итерпеньем на
Ступил его предел
К светлым райским селеньем
На покой он улетел;
Преплыл бурную пучину
И житейский океан
В стреял радостно кончину
Л. 46
Житель стал премирных стран.
Миновались все напасти
Неспадет сресниц слеза,
И могучей светской власти
Нестрашна ему гроза.
Получил дары велики
Застрадальческий конец
От царя царей владыки
Светлый почести венец
Хоть в стране унынья хлада
Будет в гробе прахом тлеть
Где веселье где от рады
Там душе покой иметь
Пред потчем его потоком
Игрядущий скажет век
Что его поступок громок
Он ВЕЛИКИЙ человек

Широко известный в старообрядческой среде стих «Поздно-поздно вечерами» также посвящен Федору Алексеевичу и, по сведениям Н.С. Мурашовой, имеет самоназвания «Стих узника Гучкова» и «Стих об изгнании Гучкова». Текст так же опосредованно отнесем к северо русским сюжетам. В один из сборников стихов, выявленных в 2018 г. в верховьях Енисея, также включен этот стих с самоназванием «Стих об узнике невольнике».

Итак, несомненна многоаспектность текста – это и отражение северо русских мотивов в локальной книжно-рукописной традиции, и персонификация старообрядческой истории, и отражение исторических реалий взаимоотношений старообрядчества и светских властей, и, конечно же, назидание последующим поколениям. У нас пока нет сведений об исполнении этого стиха в верховьях Енисея прежде и в настоящее время. Выявленные рукописные варианты стиха близки к текстам из сборников нижегородских, прибалтийских, западносибирских и алтайских беспоповцев. Вероятно, стих «Петрозаводская могила» был воспринят часовенными не как «федосеевский», а был включен в стихарник — рукописные сборники как еще одно яркое свидетельство притеснения старообрядцев «за веру», свидетельство стойкости духа, самоотверженности.

Светлана Валерьевна Бураева
Институт монголоведения,
буддологии и тибетологии СО РАН,
Центр восточных рукописей и ксилографов,
670047, г. Улан-Удэ , ул. Сахьяновой, д.6

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18–09–00723А «Енисейский меридиан старообрядчества: сохранение и развитие традиции в условиях таежных скитов и деревень».

Подписывайтесь на наш Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь