Старообрядцы в русской революции

Роль старообрядцев в русской революции, рассматриваются вопросы предпринимательской этики старообрядцев. Делается вывод, что революция 1917 г. не привела к национально — гражданскому типу государственности. Российский социум продолжает эволюционировать в сторону патерналистско — государственного типа. В настоящее время наблюдается кризис нравственных ценностей, в преодолении которого старообрядцы могут сыграть большую роль.

Русская революция явилась переломным этапом в жизни российского государства. Она коренным образом изменила жизнь всех социальных групп тогдашнего российского общества. Это касается и такой социальной группы как старообрядчество. В 2017 г. исполнилось 350 лет окончания Собора 1667 г., на котором были одобрены книги новой печати, утверждены новые обряды и чины и наложены страшные проклятия и анафемы на старые книги и обряды.

Феномен старообрядчества, казалось бы исследован достаточно, тем не менее, остается много спорных моментов и даже мифов относительно участия представителей древлеправославия в революции 1917 г. (Старообрядцы в русской революции). В Казани в июле 2017 г. прошла научная конференция «Старообрядчество и революция». Выступая на ней, пресс-секретарь митрополии Московской и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Даниил Андрюков заявил, что вопреки слухам о финансировании старообрядцами революции, факты свидетельствует о другом: «Это были не все старообрядцы, а буквально отдельные представители, можно сказать, были не в вере, например, Савва Тимофеевич Морозов, который проучился в Англии, находясь в удалении от веры, он приехал уже будучи только «одной ногой» в старообрядчестве». Митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий отметил, что «старообрядчеству очень близок дух созидания, а не разрушения». Он также отметил, что старообрядцы как раз активно боролись против советской власти. И только когда эти попытки не увенчались успехом, они попытались адаптироваться к советской
власти

В Казани старообрядцы решили развенчать миф об ответственности за революцию. URL (дата доступа: 24 июля 2017 г.)

Старообрядческий историк и филолог М. А. Дзюбенко также полагает, что старообрядцы были настроены решительно против Октября. Но, по мнению видного представителя старообрядчества П.П. Рябушинского, совсем другое отношение было к Февральской революции. Историк заключает, что старообрядцам не нужна была революция, им нужна была эволюция. К Февралю 1917 г. старообрядчество было мощной экономической силой, но не обладало политической властью. Этим и объясняется то, почему старообрядцы в целом приветствовали Февраль»

«Повлиять на общий ход событий 1917 года старообрядчество, может быть, и хотело, но не могло». URL (дата доступа: 16 марта 2017 г.)

Дзюбенко М.А.

Старообрядцы составляли незначительный в целом слой населения дореволюционной России (по разным оценкам от 2 до 10%), тем не менее, они обладали значительным экономическим капиталом: среди предпринимателей, купцов было много выходцев из старообрядческих семей, которые внесли огромный вклад в развитие капитализма.

Также были случаи перехода в старую веру c целью войти в круг старообрядцев — предпринимателей, в том числе и ради получения доступа к беспроцентному общинному кредиту; прельщало также хозяйственное и духовное равенство всех членов старообрядческой общины. Но были и случаи перехода старообрядцев в новую веру. Это можно отследить, обращаясь к архивным источникам. Работая над своей родословной в Калужском государственном историческом архиве (ГАКО), я обнаружила несколько таких случаев перехода в новую веру; в основном, это были выходцы из крестьян. Но в целом приверженность старой вере сохранялась до революции. В чем же была ее привлекательность?

Здесь можно обратиться к вопросу о трудовой этике старообрядцев. Этому вопросу был посвящен круглый стол под названием: «Трудовая этика старообрядчества и модернизация России». На круглом столе рассматривался вопрос о том, «какую роль играет — или сыграло, или не сыграло — старообрядчество в социальной эволюции нашего общества?» В связи с этим были отмечены особенности трудовой этики старообрядчества. Один из исследователей подчеркнул, что «самое главное — это та ответственность, та этика, которая предлагается старообрядческим движением. Для старообрядчества характерна, в первую очередь, личная ответственность за то, что ты делаешь, за твой собственный мир. Тогда как этика «никонианская» больше склоняется к тому, чтобы увязать человека с государством, привязать его к руководителю, вождю, царю, государю, президенту, сделать его зависимым от чего-то такого, что им, в принципе, не контролируется, что он не может никак изменить. Вопрос предпринимательской этики — это вопрос, что более ценно — человек или общество, личность или государство. Старообрядчество ответило однозначно в пользу ценности человеческой личности, ее неприкосновенности, ответственности личной за себя
и за то, что тебе дано в управление и распоряжение»

Трудовая этика старообрядчества и модернизация России в XIX и XX вв. (дата обращения: 30 октября 2017 г.)

Роль раскола в жизни российского общества до сих пор вызывает споры и воспринимается неоднозначно. Так, остается дискуссионным вопрос: каким путем могла бы развиваться, модернизироваться Россия в случае торжества старообрядческих ценностей? Возможно ли проведение аналогии между Русским расколом и Реформацией? Исследователь Алла Глинчикова полагает, что в старообрядчестве «проявилась попытка соединить индивидуализацию веры с чувством социальной ответственности общества за судьбу государства», что роднит этот феномен с западной Реформацией. Но старообрядцы пытались осуществить эту эволюцию на базе православной ветви христианства. Автор в связи с этим делает вывод, что

«срыв индивидуализации веры нарушил естественный процесс эволюции российского общества и позволил правящей бюрократии осуществить особый тип секуляризации»

Глинчикова А.Г. Россия и Европа: два пути к Современности. М., 2014. С. 188

В ходе гражданской войны, репрессий 1930-х гг. пострадало много приверженцев старой веры, впрочем, как и представителей разных социальных слоев. В качестве иллюстрации можно привести расправу над донскими казаками, многие из которых придерживались старой веры.

«Реввоенсовет 8-й армии приказывает в наикратчайший срок подавить восстание предателей, воспользовавшихся доверием красных войск и поднявших мятеж в тылу. Предатели донцы еще раз обнаружили в себе вековых врагов трудового народа. Все казаки, поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены…
18 марта 1919 г., комиссар дивизии»

Сведения о положении на советских фронтах. Из перехваченных документов частей Красной Армии. Опросный лист № 16 Штаба 5 Донского армейского
корпуса. Агент № 1 при опросе 15 марта 1919 г. РГВА, Фонд 40130, опись 1,
дело 39

Революция 1917 г. не привела к национально — гражданскому типу государственности. Российский социум продолжает эволюционировать в сторону патерналистского государственного типа. Но что хуже, наблюдается кризис нравственных ценностей, называемый французским социологом Эмилем Дюркгеймом аномией. В преодолении этого кризиса могут сыграть большую роль старообрядцы с их высоким чувством долга, развитой социальной ответственностью, высокоморальными принципами.

Автор:

Сорокина, Н. Д. Старообрядцы в русской революции / Н. Д. Сорокина // Старообрядчество: история, культура, современность: Коллективная монография. В 2-х томах / Ответственный редактор Г.С. Широкалова. Том 2. – Нижний Новгород: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», 2019. – С. 67-70. – EDN GWLMYH.

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь