Слово о крестном знамении

Поучение священника Филиппа Привалова

Всяк, иже аще исповесть Мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть его пред Ангелы Божими (Лук. 12, 8).

Своею крестною смертью Господь избавил нас от прародительского осуждения: греха, проклятия и смерти и создав церковь нерукотворенную, последователям ея дав новое имя рекомое „христиане», по пророчеству Исаии: работающим мне наречется имя новое». Люди с этим новым именем познаются по особому знамению, по пророчеству того же пророка: „Придут и узрят славу мою и оставлю на них знамение,» „еже убежати от лица лука» (Пс. 59, 4). Это сильное знамение есть честный Крест: „Имже знаменающие лица своя убегают от лица лука; сиречь от всякого навета. и козней бесовских, иже уязвляют безпрестанни сердца верных» (След. псал. сл. о кр. зн.).

Как же изображать христианину это знамение креста? Преподобный Максим Грек пишет: Совокуплением триех перст (десныя руки), сиречь, пальца, еже от средняго и малаго тайну исповедуем богоначальных триех упостасей Отца и Сына и Святаго Духа, единаго Бога трое. Протяжешем же долгаго и средняго, сшедшася два естества во Христе совершенна Бога и совершенна человека… Положением перст на челе исповедуем два некая сия, яко Сын от Бога Отца родися, яко же и наше слово от ума происходить и яко свыше сниде, по Божественному гласу, глаголющу: преклони небеса и сниде.

А положешем перст еже на пупе, снитие Его на землю и в пречистей утроб Богоматери бессеменное зачатие Его и девятомесячное вселение явственне возвещаем. А обвождеше еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящий изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии на стоящихъ ошуюю Судии грешных и нечестивых… Такова убо сила есть знамения честнаго креста, имже знаменуемся егда молимся» (Сл. 40 о кр. зн.) Подобно сему учат—блаженный Феодорит, Преподобный Петр Дамаскин и многие другие св. отцы.

Крестное знамение есть наш символ, которым мы явно пред всеми исповедуем Господа Нашего Исуса Христа, и по которому познаемся и от Бога и от людей за православных христиан. И если мы этот символ хорошо соблюдаем, то оправдаемся пред Богом, если же плохо, то осудимся. Ибо дан он нам самим Господом, принят и утвержден святыми Апостолами и св. отцами; и как дарование Божие имеет чудодейственную силу: «Через него совершается все, что для нас нужно, говорить Св. И. Златоуст: нужно ли родиться, для нас предлагается крест; хотим ли мы напитаться таинственною пищею, нужно ли принять рукоположение, или другое что сделать —везде предстоит нам сей знак победы.

Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе и на сердце. Ибо крест есть знамение нашего спасения, и общей свободы и милосердия нашего Владыки… Посему, когда знаменуешься крестом, то представляй всю знаменательность креста, погашай гнев и все прочия страсти. Когда знаменуешься крестом, пусть на челе твоем выражается живое упование, а душа твоя делается свободною… Если так изобразишь его на лице твоем; то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану» (Бес. на ев. Мате. 11, стр. 416—17).

Посему честный крест есть первое и самое сильное оружие всякому христианину против всех злых козней. И самое первое благословение Божье: „Без него убо ни чтоже начинай, ниже кончай, пишет св. Ефрем Сирин,

и спя, и востая, и делая, и в путь шествуя, вся уды своя животворящим крестом утверди, и не приступит к тебе злое“. (л. 108 и 162). И если с верою и правильно употреблять это знамение, то нет такой страсти, нет такой похоти, которая могла бы противиться всепобеждающей силе креста, как говорить св. Златоуст (о крестном знамении): „Когда ты делаешь крестное знамение, вспомни всю силу креста, все крестное дело, и потушишь всю ярость и все прочая страсти». (Бес. па Мате. 54, стр. 417).

И „если почувствуешь, что сердце твое раздражается, огради грудь свою крестным знамением» (Бес. 84). А посему, зная чудодейственную силу креста: „да не стыдимся исповедывать распятаго, с дерзновением да изображаем знамение креста на челе и на всем, говорить св. Кирилл Иерусалимский, он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов. Потому, что по средством онаго победил Он их, изведши в позор с дерзновением» (Колос. 2, 15, оглас. поуч. 13, стр. 36). И так св. церковь учить употреблять крестное знамение великою верою и вниманием.

Совокупленные вместе три перста—большой, безымянный и мизинец, означают тройность ипостасей Отца, и Сына и св. Духа, а два протянутые перста показывают два естества Сына Божия: указательный—Божество, а средний согнутый, „преклони небеса и спиде на землю», человечество. Сии соединенные персты полагают на лоб, на живот, потом на правое плечо и на левое. Это и есть истое воображение христианином!» креста на теле своем. Св. отцы стоглавого собора, строго охраняя предания и обычаи св. церкви, в числе прочих свои постановлений, положили: „Аще кто не крестится и не благословляетъ двума персты, якоже и Христос, да будетъ проклятъ».

Но „многие не знающие, говорить св. И. Златоуст, желая на себе изобразить знамение креста, махают по лицу своему рукою, таковые напрасно трудятся: ибо они, не. делая правильно креста на лице своем, сим маханием бесов радуют» (Прол. 18 апр.). В настоящее время приходится видеть многих сынов св. церкви, которые, или по незнание, что сомнительно, или лености ради, не хотят вообразить на себе истово знамение честного креста; поэтому прямо подпадают под осуждение церковное, и своими бесчинным маханием бесов радуют. Некоторые же, что еще прискорбнее, все хорошо знают и понимают, а стыдятся правильно положить на себе знамение креста.

Но горе таковым! Господь говорит: „иже бо аще постыдится Мене и Моих словес, в роде семь прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего, со ангелы святыми“ (Мар. 8, 38) О крестном знамении. Св. Кирилл Иерусалимский пишет: „Со страхом и с правою верою, и с чистою совестью полагаем креста знамение на лице своем, якоже божественная предания указуют, а иже аще кто не по подобию лице свое знаменует, сиречь не истово крестится гордости ради, или лености, и махает семо и овамо, и тому маханиюю беси радуются» (л. 208). О крестном знамении

Православные христиане! внемлите сим страшными угрозами и воображайте на себе великий символ христианства—знамение креста правильно, как заповедует нам св. церковь. Кто же, к сожалению, подпадет теперь под осуждение за это, то постарайся исправиться. „Если, только, кто крестится правильно, говорит св. И. Златоуст, полагая руку свою на челе, и на животе, на правом плече, и потом на левом, то ангелы взирая на изображение истинного креста на их лицах, веселятся, и ангел Господень записывает также входящих в церковь Господню со страхом и верою.

И если кто, пришедши в церковь, со страхом, и с умилением творить поклонение образу Божию; то они получить отпущение грехов и милость Божию, Если же без страха, то таковый, больший грех получив, отходить. Потому и мы, вошедши в церковь, будем стоять со страхом, ожидая великой милости в сей веки и в будущий от Бога. Ему же слава во веки аминь! (Пр. 18 аир.).

 

наш канал Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь