Сколько лет старообрядчеству?
На этот, казалось бы, очень простой вопрос любой историк и всякий, кто помнит русскую историю даже не выходя за рамки школьной программы, ответит, не задумываясь: триста с небольшим. Середина 17 века — вот граница раскола русской церкви, та веха, от которой пошел отсчет разделения некогда единой Православной Церкви на старо- и новообрядческую.
Патриарх Никон, протопоп Аввакум, боярыня Морозова — имена столь известные, что за хрестоматийным глянцем известности исчезло подлинное значение их для людей, о них “знающих”, стало возможным холодно и отстраненно, не разбираясь, кто прав, кто виноват, на чью сторону должно встать, рассказывать о том, за что поплатился один и сподобились вечной славы другие.
За эти триста с лишним лет очень больной и важный для всякого русского человека вопрос — вопрос о выборе Истинной Веры, вопрос о жизни по совести — сгладили, “причесали”, ввели в рамки приличия и законопослушания.
Годы гонений, кровавых расправ, когда государство через ушедшую за Никоном Церковь использовало все, вплоть до тайны исповеди, чтобы выявить, уничтожить, поработить православие, “закончились» миротворческим актом — постановлением поместного собора патриаршей церкви 1971 года, на котором древние догматы и обряды были признаны спасительными.
Произошло то же, что и с памятью православного мученика и праведника протопопа Аввакума. Ее “разрешили» одновременно, за давностию лет, забыв всё то, ради чего он взошел на костер. Ведь по логике вещей и по совести нельзя, признав попираемую в течение веков истину истиной, не начать следовать этой истине! Иначе признание это не что иное, как ложь, а признавшие истину лишь на словах — лицемеры.
И тогда видимое перемирие — всего лишь уловка, более страшное, чем дыбы и мечи оружие — равнодушие. И тогда понятно, почему в храмах, в душах, в головах, в стране — «все форточки, все двери настежь»: любой ветер гуляй-не-хочу!
И восточные религии, и протестанты, и богатые свидетели Иеговы, и различные секты, и деньги, и “необходимость и веления времени”, и “свободная любовь”, и любовь к свободе — все, кроме ревности о спасении души, кроме порядка, где все “но ряду”, то есть последовательно делается; кроме свободы подчинения собственной воли Высшему Закону, где хозяин не пускает в свой дом всех, кого ни попадя, а хранит и бережет его для потомства; где есть поле, которое нужно возделывать, чтобы хорошо жилось на земле, и есть Храм, который поможет тебе и твоим детям наследовать Жизнь Вечную.
Триста с лишним лет назад в России произошла попытка Церковь Христову, в которой все равны перед лицом Господа, вне зависимости от достатка, социального положения и чинов, в которую приходили правители мира сего, чтобы исповедать грехи свои и испросить совета, поставить эту Церковь на службу человеком, подчинить государству. Произошел раскол.
Православную Церковь, не пожелавшую подчиниться Никоновым нововведениям, стали называть старообрядческой сектой, а исповедников Православия, принявших гонения, а иногда и мученическую смерть за Веру — старообрядцами.
Так сколько же лет старообрядчеству?
На Руси Православие насчитывает уже более 1000 лет. Может быть, эту дату считать точкой отсчета? Или вернее будет начинать отсчет с самых первых веков христианства? Кто даст ответ на этот вопрос?
Чтобы постичь, что исповедует, что охраняет от посягательств извне старообрядчество, нужно постичь основы Православной Веры: Священное Писание, Предание и постановления 7 Вселенских и 9 Поместных Святых Церковных Соборов. Нужно узнать историю гонений и борьбы со стороны государства и господствующей церкви, которые Русская Православная Церковь выстояла и которые сродни истории гонений времен первохристианства.
Нужно познакомиться с людьми, сохранившими Православие в своей родовой традиции и с новопришедшими, присоединившимися к Церкви в последние времена, пройдя долгий и мучительный путь поисков. Нужно постараться преодолеть в себе равнодушие и определить свое место в отечественной, родовой и духовной истории.
Ещё статьи на нашем канале на Яндекс.Дзен