Похвальное слово преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому, чудотворцу

25 сентября/8 октября 5/18 июля Праведники во веки живут; и награда их — в Господе, и попечение о них -у Вышняго. (Прем. 5,15)

Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас! — с этими идущими от души словами множество верующих обращаются к столпу Церкви, «игумену земли Русской», её печальнику и заступнику — преподобному Сергию Радонежскому.

Преподобный Сергий Радонежский
Преподобный Сергий Радонежский.
Москва. Первая половина — середина XVII в. Дерево, левкас, темпера 29,1 х 22,1 ( первоначальная доска — 26,9 х 20,3)

В самые трудные и горькие времена русские люди черпали духовную и нравственную силу, обращаясь к святым, к своей истории, к памяти предков. Великими подвигами веры и молитвы сложилась и прославилась святая Русь. Много скорбей и бед претерпела она от врагов лютых, внутренних неустройств и раздоров. Иногда казалось, что все погибло, но Господь миловал Русь и спасал её Своею силою. Множество святых процвело на Русской земле, они были её заступниками и ходатаями перед Богом. Господь всегда являл Своё милосердие Руси и, по молитвам праведников. Свои особые знамения и чудеса для спасения земли Русской и народа православного.

Сегодня мы прославляем преподобного Сергия Радонежского, великого из святых, земного ангела и небесного человека, который с помощью Божией всю свою жизнь восходил по ступеням совершенства и достиг святости, исполнив Заповеди Блаженства, которые читались сегодня в Евангелии преподобному.

Преподобный Сергий — великий пример простоты, чистоты, милосердия, цельности и любви к Богу и людям. Он близок русским христианам тем, что, предстоя нераздельной мыслью и сердцем перед Господом, возносит молитвы о Русской земле, о державе сродник своих по духу и по плоти, обо всех нас, и мы чувствуем силу благодати, которую испрашивает преподобный у Господа.

Преподобный Сергий (память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября), в миру Варфоломей, родился в начале XIV века в семье Ростовских бояр Кирила и Марии, впоследствии переселившихся ближе к Москве, в селение Радонеж.

В те времена Русь была разорена набегами татар, эпидемиями, гладом, междоусобицами князей. На Руси царили смятение, страх, нравственное оцепенение. Татары относились к русским как к побежденным и рабам. Души русских людей без нравственной опоры становились бесчувственными и мельчали. Историк Карамзин говорит о тех временах: «Русские забыли гордость народную».

И вот в это время в одном из православных храмов Руси произошло чудо. Во время Божественной литургии, перед началом чтения Евангелия, в наступившей тишине церковь огласилась троекратным криком младенца, который слышался из притвора. Все взоры обратились к боярыне Марии, которая стояла в притворе и была беременна. И поскольку крик исходил от неё, то стали спрашивать, где она прячет ребёнка, но Мария со смущением

отвечала, что ребёнок у неё в утробе. Тщетно умом искать объяснение этому чуду, оно остается тайной. Троекратный крик младенца огласил дом Пресвятой Троицы и распространился по всей Русской земле, возвещая приход в мир угодника Божия! У Марии родился сын, которого родители назвали Варфоломей, то есть «сын радости», и дали обет посвятить его Богу.

Уже в младенчестве на Варфоломее явилось чудесное знамение — младенец не вкушал молока матери по средам и пятницам, а также после приема ею мясной пищи. Рос отрок послушным и богобоязненным. Он был отдан в обучение грамоте, но учёба не давалась ему, и мальчик ночами усердно молился о даровании ему разумения в чтении Священного Писания. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, Варфоломей увидел молящегося инока, который обратился к нему с добрым приветствием. Отрок поведал старцу свою скорбь о том, что ему плохо дается учение, и просил помолиться о нем. Выслушав мальчика, инок благословил его, помолился и предрёк ему величие перед Богом. Старец дал Варфоломею частицу просфоры, сказав, чтобы мальчик принял это во имя Святой Троицы, и стал невидим.

После этого чудесного события отрок начал ещё больше молиться и стал легко усваивать книжную премудрость, и в юном Варфоломее всё более крепло желание служить только Богу. В житии преподобного повествуется о том, что с детства он любил уединение, был тих и молчалив, строго соблюдал посты. Ночами мальчик молился со слезами на глазах. Он был со всеми приветлив, не раздражался, кроткая улыбка часто озаряла лицо отрока. Он любил всех, и его все любили. Душа Варфоломея тянулась к уединению и благодатному покою. Он мечтал посвятить себя Богу, уйти в монастырь, но родители упросили его этого не делать, пока они живы.

Вскоре монастырь стал их последним прибежищем. После смерти родителей Варфоломей со старшим братом Стефаном для удаления от мирских соблазнов и спасения души поселяются в глухом лесу, в 10 верстах от Радонежа. На высоком холме они построили церковку во имя Святой и Живоначальной Троицы. Стефан, не выдержав тягот пустынножительства, вскоре оставил своего брата и ушел в Москву, где стал впоследствии настоятелем монастыря. В житии сказано об этом так; «Стефан предпочел пустыне город, Сергий обратил пустыню в город».

Сергию Радонежскому - отцу нашему
Покров с изображением Преподобных Сергия и Никона Радонежских 1569 — 1592 годы

Как олень жаждет водных источников, так юная душа отшельника жаждала иноческого подвига. В 23 года юный Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий, отверг всё земное и предал себя в руки Божии. Он ушел в пустыню, чтобы бороться со злом в своем сердце, не со злом мира, но с более разрушительным злом греха! В этой борьбе Господь был всегда рядом, и Сергий всегда надеялся на Него, чая Бога, спасающего

от малодушия и бури. Трудно представить, сколько искушений и опасностей перенёс юный монах. Часто он оставался без хлеба, в окружении дикой природы и зимнего лютого холода. Страшнее всего были бесовские козни, когда на него устремлялись в видениях дикие звери и гады, а за стенами раздавались крики; «Уходи отсюда!» И только горячая молитва и вера в помощь и заступление Господа давали силы преодолевать все трудности и дьявольские напасти.

Преподобный Сергий Радонежский с житием в 22 клеймах
Преподобный Сергий Радонежский с житием в 22 клеймах
Центральная Россия (Москва)
Первая половина XVII в.; третья четверть XVII в. Дерево, левкас, темпера
130,7 x 99,8
Сергию Радонежскому - отцу нашему
Средник, исполненный в третьей четверти XVII в. и первоначально бывший, по-видимому, самостоятельным образом, вклеен в раму с житийными клеймами, созданную в первой половине XVII в. В среднике святой представлен в рост, фронтально, простертой правой рукой двуперстно благословляет, левой держит свиток с текстом духовного завещания. На верхнем поле поздняя надпись: «Житие преподобного и святого отца нашего Сергия Радонежского чюдотворца».
Сюжеты клейм (слева направо, сверху вниз) точно передаются позднейшими надписями: 1. Чудо прп. Сергия прежде его рождения; 2. Рождество прп. Сергия;
Сергию Радонежскому - отцу нашему

Однажды к келье пустынника пришел медведь, и Сергий дал ему кусок хлеба, медведь съел и ушел. Но потом, как повествуется в житии святого, медведь приходил снова и снова, «словно злой заимодавец, желающий настойчиво получить свой долг». А инок возблагодарил Бога, что послал ему медведя в утешение, и как с другом делился с ним последним куском хлеба.

В непрестанных трудах, слезных молитвах и богомыслии закалялась, крепла и возвышалась душа Сергия. Как ни старался инок скрывать свои подвиги, всё же через два-три года в окрестностях Радонежа заговорили о молодом пустыннике. Вскоре к нему пришли несколько человек, они построили себе кельи рядом с Сергием. «Если можете терпеть, то живите со мной рядом», — сказал им Сергий, ибо Господь сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20).

Сергий старался во всем служить братии как «купленный раб». Сам всем носил дрова и воду, шил одежду, готовил пищу. Он постановил, что питаться братия должны только от своих трудов и не просить милостыню по сёлам. Сам он питался только хлебом и водой, первый приходил в храм на молитву, а уходил последний. С годами насельников в скиту прибавилось, и братия стала просить Сергия стать их духовным наставником, принять сан священника и настоятеля. Сергий долгое время не соглашался, говоря, что желал бы умереть простым чернецом, что ему по душе «лучше учиться, нежели учить, лучше повиноваться, чем начальствовать». Но братия настаивала, говоря, что без духовного окормления они пропадут, как овцы без пастуха. И видя их неотступные и слезные просьбы, Сергий дал согласие, сказав: «Не могу более противиться и препираться, ибо страшусь суда Божия и предаю себя в волю Его».

Став настоятелем монастыря, Сергий по-прежнему как «купленный раб» служил братии, уча не только словом, но и собственным примером «тихого делания». В обители Святой Троицы преобладала крайняя скудость и бедность. Священные сосуды были сделаны из дерева, вместо свечей, бывало, светили лучины, подчас не было вина для совершения причастия. Но было великое упование на помощь Божию, и Господь проявлял Свое милосердие к инокам. Так, когда в обители истощились запасы муки, то неожиданно после молитвы иноки обнаружили у ворот монастыря повозки с теплым хлебом. Чтобы облегчить труд водоносам, Сергий испросил у Бога в молитве источник воды вблизи обители. Братия из чувства благодарности угоднику Божию стали называть этот источник Сергиевым. Узнав об этом, игумен призвал к себе братию и сказал: «Братие, ведь не я вам воду дал, это Господь милосердный утешил нас, недостойных. Причем тут я, грешный?» — и запретил им называть источник своим именем. Так Сергий проявил смирение, не принимая славы и почести людской и воздавая за все славу Богу.

Строгий, но справедливый игумен Сергий пользовался великим почтением среди иноков. Каждый вечер он тихо обходил все кельи, и если где слышал праздные разговоры, а не молитву, то ударял в окно, а потом мягко наставлял. Он учил братию добывать трудом пропитание по примеру апостолов и в этом сам подавал пример. Так, чтобы заработать на хлеб, он собственноручно построил сени в келии одного брата. По окончании работы брат вынес Сергию решето с заплесневелым хлебом и сказал: «Вот всё, что у меня есть, а больше не взыщи». Сергий с благодарностью принял сухари и, сдув с них плесень, утолил свой голод. Этим поступком он подал всем нам пример смирения и кротости.

В своей жизни он воплотил призыв Спасителя: Научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Когда одежда его стала ветха, он сам себе сшил рясу из куска материи, которую выбросили из-за её ветхости и убогости. В житии повествуется, что однажды в обитель пришел из дальних мест человек, желающий увидеть подвижника, о котором много слышал. Ему указали на монаха, который в ветхом рубище в поте лип^а копал землю. Пришелец не поверил, что это и есть тот подвижник, и стал смеяться. В это время в обитель прибыл князь со свитой и, подойдя к старцу, копавшему землю, низко поклонился ему. И тут пришелец всё понял и с поклоном стал просить прощения у Сергия, но тот сам поклонился ему и благодарил за бесчестите и унижение: «Не скорби, чадо, один ты справедливо рассудил обо мне, ведь все они ошибаются».

Когда престарелый митрополит Алексии, который узнал и полюбил Сергия, незадолго до своей кончины призвал его к себе и предложил ему принять сан митрополита и в награду за труды — свой золотой крест, преподобный Сергий ответил на это: «От юности своей я не носил золото, и в старости тем паче желаю в нищете пребывать» и с благодарностью, но решительно отклонил эту почесть.

В житии святого Сергия повествуется и о том, как он своей молитвой воскресил принесённого к нему умершего ребенка, и отец, увидев это, с благодарностью упал в ноги чудотворца. Сергий поднял его и сказал: «Ты обманываешься и не знаешь сам, за что благодаришь. Он только отогрелся у меня и ожил. Но если ты кому-то скажешь об этом, то лишишься сына».

И много других чудес и исцелений, по вере просящих, творил смиренный чудотворец. Однажды вечером после долгой молитвы о даровании милости для обители Сергий услышал за окном голос: «Господь принял твою молитву, посмотри кругом — видишь, какое множество иноков во имя Пресвятой Троицы собрано под твоим руководством!» Сергий открыл дверь и увидел луч света, в котором с небес к нему летело множество прекрасных райских птиц, и пение их было наполнено красотой и покоем. И вновь он услышал за окном голос: «Так умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они».

Год от года возрастала числом и укреплялась духом братия монастыря, росла слава о великом подвижнике Сергии и распространялась по всей Руси. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, почитал великого старца, и когда в 1380 году полчища Мамая двинулись на Русь, то князь Димитрий перед битвой с татарами, пришел просить благословения у преподобного Сергия. После молебна Сергий предложил князю уладить отношения с татарами миром и дарами, на что князь ответил, что он сделал всё возможное для мира, но битва неизбежна. Тогда Сергий осенил крестом князя Димитрия и благословил его такими словами: «Иди, господине, небоязненно. Господь поможет тебе на безбожных врагов».

Он дал князю в помощь двух иноков своей обители — Пересвета и Ослябю, отличавшихся силой и воинским искусством, которые затем пали героями в Куликовской битве. Благословение радонежского светильника укрепило дух русского воинства, и хотя в Куликовской битве татары превосходили русских в количестве, но русские воины были сильны помощью Божией в правом деле. Во время Куликовской битвы преподобный Сергий молился о даровании победы православным воинам и поминал по имени погибших на поле брани. Молитва святого старца закончилась провозглашением победы русского воинства, которую Сергий прозрел духовным оком. В память более ста тысяч погибших на Куликовом поле русских воинов Святая Церковь установила ежегодное поминание всех воинов, на поле брани убиенных, в так называемую Димитриевскую родительскую субботу.

Преподобный Сергий много потрудился для сплочения русского народа. Он мирил враждовавших князей, призывая их к объединению с Москвой. Главная его забота была о единении и духовном и нравственном и воспитании народа русского. Он это подкреплял примером всей своей подвижнической жизни. Этот пример был прост для понимания: трудись постоянно духовно и телесно, довольствуйся малым, помогай ближним, делись с бедным — и Бог не оставит тебя; не желай власти, не ищи богатства, переноси терпеливо тяготы и невзгоды — и Бог поможет тебе; подними падшего, выведи заблудшего, убеди строптивого, смири гордого, объедини всех в любви — и Бог воздаст тебе.

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился великих Божиих знамений и откровений. Так, избранные ученики Сергия видели, как во время Божественной литургии огонь исходил от руки святого во время благословления, видели ангела Господня, присутствовавшего в алтаре. Во время принятия Святых Таин Небесный огонь сходил в чашу, над которой совершал Литургию преподобный. Сам Сергий запретил своим ученикам рассказывать об этих чудесных видениях.

Сергию Радонежскому - отцу нашему
Во время принятия Святых Таин Небесный огонь сходил в чашу, над которой совершал Литургию преподобный

Венцом Божественных даров преподобному Сергию было событие, происшедшее незадолго до окончания его земного пути. В одну из пятниц Рождественского поста после продолжительной ночной молитвы Богородице о презрении обители, преподобный Сергий присел отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику Михею: «Бодрствуй, чадо, се Пречистая грядет». Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, где внезапно в ярком свете увидел Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном Богословом. Не в силах вынести блистания чудесного света, преподобный Сергий упал ниц. Пречистая Дева сказала: «Не бойся, избранниче мой, услышана твоя молитва. Отныне обитель сия будет иметь изобилие во всём не только при твоей жизни, но и при отшествии твоём к Богу. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его и помогать твоей обители». Сказав это. Божия Матерь стала невидимой. В великой духовной радости преподобный Сергий молился всю ночь со своим келейником Михеем, прославляя чудное явление Божией Матери.

Но всё проходит в этом мире, подошла к концу и жизнь праведника. Как корабль, обременённый множеством сокровищ, тихо приближается к желаемому пристанищу, так богоносный Сергий приблизился к исходу из сей временной жизни. Незадолго до кончины он получил откровение от Бога о дне и часе своего успения. Благословив в преемники своего ученика Никона, преподобный Сергий собрал всех учеников и напутствовал их отеческим поучением: «Я поручаю вас Богу и Небесной Матери, не скорбите обо мне». Свое тело он просил положить не в церкви, а на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями. Причастившись Пречистого Тела и Крови Христовой, он возвёл свои очи и руки горе’ и тихо сказал: «В руце Твои предаю дух мой, Господи» и с сей молитвой душа его отошла в Царство Небесное. В этот момент дивное благоухание разлилось по келии, а лицо праведника озарилось невыразимым небесным блаженством. Это было 25 сентября (8 октября) 1392 года.

Ковчег с мощами Сергия Радонежского. Троице - Сергиева лавра_1
Ковчег с мощами Сергия Радонежского. Троице - Сергиева лавра_2
Ковчег с мощами Сергия Радонежского. Троице — Сергиева лавра

Краткий курс истории. Троице-Сергиева лавра

Лавры и киновии

Во времена зарождения и становления христианского монашества (примерно IV–VI века) монастыри разделялись по форме жительства и впоследствии стали развиваться как две традиции. Существовали лавры – особножительные монастыри, где каждый насельник обеспечивал себя самостоятельно, зарабатывая деньги с продажи продуктов своего ремесленного труда и т. п., при этом организуя совместное устройство общих потребностей (богослужения, праздничные трапезы и т. п.). Были и киновии – закрытые монастыри внутри стен, отличавшиеся от лавр общежитийным устройством, то есть своеобразные монашеские коммуны с отсутствием частного имущества.

«Троице-Сергиева лавра, 1908-1913». А.М. Васнецов
«Троице-Сергиева лавра, 1908-1913». А.М. Васнецов

Лавры на Руси

Русское монашество выросло из византийской монашеской традиции. Но стоит отметить, что на Русь монашество пришло с Афона, где существовали разные формы монастырей. Кроме того, жизнь всякого монастыря определяется его уставом и синодиком (помянником). На Русь все уставы приходили из Византии (это был длительный процесс), но приспосабливались под местные монашеские традиции. В результате всего этого на Руси монастырские уклады стали существовать в промежуточных формах, тяготея к общежительной и отшельнической традициям, а процесс их унификации стал постепенно осуществляться после эпохи  Петра Великого. Жизнь монахов была строго ограничена, но в этих рамках можно было себе позволить некоторые вольности. Например, до революции 1917 года в некоторых монастырях у монахов имелось свое

Сергию Радонежскому - отцу нашему
«Схимник в келье». А.А. Шишкин

Знаменитая обитель

Общеизвестно, что Свято-Троицкая Сергиева лавра, или обитель Живоначальной Троицы, как она первоначально называлась, была основана преподобным Сергием Радонежским и его старшим братом Стефаном в 1337 году неподалеку от Москвы. При Сергии Радонежском основанный им монастырь был именно лаврой в традиционном понимании устройства. В течение многих веков этот монастырь был одним из самых почитаемых на Руси, привлекавшим тысячи и тысячи паломников. Таковой обитель остается до сих пор. Впрочем, звание лавры, полученное Троице-Сергиевой обителью в 1744 году, отнюдь не указывало на лаврский уклад жизни монастыря, а отражало его особый статус среди всех русских монастырей. То же касается лаврского именования и других русских монастырей, таких как  Киево-Печерская и Александро-Невская лавры.

«Преподобный Сергий благословляет Д. Донского». А.Д. Кившенко
«Преподобный Сергий благословляет Д. Донского». А.Д. Кившенко

Твиттер

ПОНОМАРЬ

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь