Память преподобному Стефану Махрищскому Церковь чтит 27 июля (14 июля ст. ст.). Считается, что молитвы святому и его мощи помогают отвести врагов и грабителей от жилища; защитить близких и родственников от вредных пристрастий; облегчить муки больных падучей болезнью и параличом.
Житие преподобного Стефана Махрищского
Родом из Киева, Стефан принял иночество буквально на заре жизни в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской. Многим приходилось в эти времена покинуть Печерскую обитель.
В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По одной из версий, тогда были гонения на православных католиками. Политические события, такие как подчинение южной части России литовским князьям, а затем — польскому королю, стали причиной очередной проверки на прочность веры русских поборников благочестия. Через эти изменения усиливалось влияние католичества, стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них помещения (костелы) для справления собственных обрядов, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. По другой же трактовке, преподобный спасался от власти Киевского митрополита, поставленного Болгарским патриархом. Впрочем, возможно, одно не исключает другого.
Пришедши в Москву, вероятно ещё при митрополите Феогносте, Стефан упросил со смиренным дерзновением князя Московского Иоанна II уйти в отдаление в поисках безмолвия. Ещё совсем молодой Стефан решил поселиться в пустыне, продемонстрировав Господу свою решимость в отрешении, и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского.
Приступив к задуманному, подвижник водрузил крест на новом месте своего пребывания. Питаться отшельник избрал аскетично, от земли, занимаясь её возделыванием для нужд насущных, что благоприятствует образу канонического христианина, а для крова себе изготовил убогую келью, столь же скромную, как путь, который избрал. И сложил он c себя мирские тяготы и суеты, предавшись Богу в трудах своих и уповая на Исуса Христа, как единственного спасителя своей души.
Когда к св. Стефану собралось достаточное количество иноков, он построил храм «в славу Живоначальной и неразделимой Троицы», братские келии и общую трапезу. [7] Естественно, такой искренний подвиг привлекал людей, и дабы созданы были условия пребывать им близ своего вдохновителя — в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре, — святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил в иеромонаха (не позднее 1358 г.) и поставил игуменом собранной братии.
По житию, вероятно в 1354-1358 гг., св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алексии.[7] От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.
Формирование вотчин Махрищского монастыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуждения. Одно из первых упоминаний о земельных вкладах в монастырь находится в житии Стефана Махрищского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока».
Однако по промыслу Божьему возникли обстоятельства, открывшие большие горизонты для монаха: жители села Юрцева близ его обители, Алексей, Федор, Иван, Петр, опасаясь, что князь Дмитрий Иванович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю, воспротивились этому, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, вопреки увещаниям, угрожали Стефану смертью. «Бог вас простит, чада, — смиренно ответил святой, пытаясь успокоить «тревоги корысти», но не смог, — не вы это злобствуете, но лукавый диавол». С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север.
В 1370 г. в шестидесяти верстах севернее древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, на реке Авнеже, близ реки Сухоны, основали они с учеником Григорием пустынную обитель во имя Святой Троицы — Троицкую Авнежскую пустынь.[1] Видать, угодно то было Господу, и по промыслу Его весьма вскоре разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, призвавшего преподобного Стефана явиться в Москву и пожаловавшего обоим его монастырям земельные и лесные угодья и озера.
По великому уважению к святому старцу, великий князь предложил Стефану снова вступить в управление Махрищской обителью. Преподобный Стефан так же, как и преподобный Сергий, некогда исходящий от первоначальной местности подвига, вернулся в свою обитель к искренней радости братии.
Преподобный Стефан Махрищский, приучаясь к духовному житию, в строгом послушании под руководством умудрённых опытом старцев подвизался воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве, становился примером строгой иноческой жизни для всей братии в Печерском монастыре.
Будучи строг к себе и снисходителен к другим, подавая тем пример, был по виду своему непритязателен к своим одеждам и комфорту, отдавая предпочтение внутреннему над внешним, как подобает христианину, ради усердия во славу Господню. Так явственно выделялся он в труде для обители, чем снискал расположение братии: видя в нём ревнителя истинного христианства, прислушивались они речам его кротким и смиренным. Напоминал он им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес»
(Ис. 66, 2).
Предчувствуя приближение кончины, преподобный собрал братию, преподал им последнее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и предал дух Господу 14 июля (ст. ст.) 1406 года. При погребении тела возле церкви мощи излучали дивный аромат, что указывало на святость останков.
Почитание преподобного Стефана Махрищского
После земной жизни преподобного Стефана в монастыре случился пожар, который, согласно житию, связывают с не вполне благополучным духовным последованием его обитателей, и произошло это в конце XV века. Тот пожар охватил и уничтожил все постройки монастыря. Дело в том, что в первые годы после смерти Стефана в обители день преставления Первоначальника отмечался ежегодно.
Почитание его памяти было установлено, как чаяние святого. Затем же оно было забыто на некоторый период, а восстановлено только после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище … и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и свешу велику поставити, сам совершив божественную службу соборные и братию вельми, учередив, и устави паки о том преподобному Стефану». Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.
При построении нового каменного храма во имя Святой Троицы в 1557 году святые мощи преподобного Стефана Махрищского были обретены нетленными (вероятнее всего, в 1557 году). Первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефана стал игумен Варлаам (1557-1570 гг.). Разыскав записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, Варлаам записал описанные тем чудеса, происходившие у святых мощей.
На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московского Макария составил житие и службу преподобному Стефану между 1580 и 1583 годами. Написание жития Стефана Махрищского относится к так называемому «Макарьевскому» времени. Именно в этот период была проделана огромная работа по канонизации проживавших на территории Руси святых.
Время канонизации Стефана Махрищского совпало с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александровой Слободе. Память преподобного венчалась щедрым покровительством. Иван IV делал пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги, царь лично был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строительство каменной церкви в 1557 г.
Окончательно утверждающей бумагой стала несудимая грамота на все владения Махрищского монастыря, данная Иваном Васильевичем в 1571 г. при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Обитель была обеспечена царскими милостями.
Преподобный Стефан Махрищский. Иконы
Самым ранним из известных нам житийных образов святого Стефана является икона XVII в. из Троице-Стефановского Махрищского монастыря. Сегодня она находится в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская слобода».
Авнежский мужской монастырь
Авнежский мужской монастырь в честь Святой Троицы находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских» и Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом. Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником свщмч. Григорием Авнежским. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по другой версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня.
В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игумена Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 епископ Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом влкмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная, кельи. Тогда же Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, а в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. Упразднен Авнежский монастырь был в 1764 г., а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской.
Литература:
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871.
Жития святых русских и Апокалипсис толковый. Рукопись XVI в. Фонд 304/1 № 692
Ключевский В.О. Древнерусские жития…
Минеячетья. Рукопись. 1632 г. Службы и жития св. Серапиона архиепископа новгородского и Стефана Махрищсксго. Рукопись. 1677.
Филарет. Архиепископ черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. — С-Пб., 1882. Т. 2.
Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православной российской церковью. — М., 1884.
Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882.
Денисов Л.И. Православные монастыри российской империи. — М., 1908.
Толстой М.В. Книга глаголемая описание о российских святых. — М., 1995.
Шумаков С. Обзор грамот коллегии-экономии. — М., 1917. Вып. 4.
Архимандрит Леонид. Махрищский монастырь. Синодик и Вкладная книга. — М., 1878.
Смирнов С.К. Историческое описание Махрищского монастыря. — М., 1852.
Преподобный Стефан Махрищский. — Сергиев Посад, 1906.
Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительного мужского монастыря. — Сергиев Посад., 1914.
Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. — М., 1992. С. 225.
Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радонежский. — М„ 1991.
Федотов Г. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радонежский. — М., 1991.
Голубинский Е. История, канонизации святых в русской церкви. — М., 1903.
Архимандрит Леонид. Указ.соч. — М., 1878.
Владимирские епархиальные ведомости. 1882. № 16.
Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 2]. Переславский и Александровский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Добронравов]. — 1895. — 520, VI с.
пономарь