Преподобный Стефан Махрищский

Память преподобному Стефану Махрищскому Церковь чтит 27 июля (14 июля ст. ст.). Считается, что молитвы святому и его мощи помогают отвести врагов и грабителей от жилища; защитить близких и родственников от вредных пристрастий; облегчить муки больных падучей болезнью и параличом.

Житие преподобного Стефана Махрищского

Родом из Киева, Стефан принял иночество буквально на заре жизни в Печерской обители, где несколько лет провел в подвигах послушания и молитвы. Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской. Многим приходилось в эти времена покинуть Печерскую обитель.

В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По одной из версий, тогда были гонения на православных католиками. Политические события, такие как подчинение южной части России литовским князьям, а затем — польскому королю, стали причиной очередной проверки на прочность веры русских поборников благочестия. Через эти изменения усиливалось влияние католичества, стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них помещения (костелы) для справления собственных обрядов, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. По другой же трактовке, преподобный спасался от власти Киевского митрополита, поставленного Болгарским патриархом. Впрочем, возможно, одно не исключает другого.

Пришедши в Москву, вероятно ещё при митрополите Феогносте, Стефан упросил со смиренным дерзновением князя Московского Иоанна II уйти в отдаление в поисках безмолвия. Ещё совсем молодой Стефан решил поселиться в пустыне, продемонстрировав Господу свою решимость в отрешении, и отправился на северо-во­сток, где избрал себе место в лесном уро­чище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского.

stefan mahrishhskij 8
Преподобный Стефан воздвигает крест на месте основания монастыря. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в.

Приступив к задуманному, подвижник водрузил крест на новом месте своего пребывания. Питаться отшельник избрал аскетично, от земли, занимаясь её возделыванием для нужд насущных, что благоприятствует образу канонического христианина, а для крова себе изготовил убогую келью, столь же скромную, как путь, который избрал. И сложил он c себя мирские тяготы и суеты, предавшись Богу в трудах своих и уповая на Исуса Христа, как единственного спасителя своей души.

stefan mahrishhskij 9
Приход к преподобному Стефану первых насельников. Клеймо иконы «Преподобный Стефан Махрищский с житием». XVII в.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальной и неразделимой Троицы», братские келии и общую тра­пезу. [7] Естественно, такой искренний подвиг привлекал людей, и дабы созданы были условия пребывать им близ своего вдохновителя — в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре, — святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил в иеромонаха (не позднее 1358 г.) и поставил игуменом собранной братии.

stefan mahrishhskij 12
Интерьер храма Живоначальной Троицы. Фото нач. ХХ в.

По житию, вероятно в 1354-1358 гг., св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии.[7] От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря.

stefan mahrishhskij 1
Вид Стефано-Махрищского монастыря в с. Махре Владимирской области. Фото нач. ХХ века

Формирование вотчин Махрищского мо­настыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуж­дения. Одно из первых упоминаний о земельных вкла­дах в монастырь находится в житии Стефана Махрищ­ского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в. Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока».

Однако по промыслу Божьему возникли обстоятельства, открывшие большие горизонты для монаха: жители села Юрцева близ его обители, Алексей, Федор, Иван, Петр, опасаясь, что князь Дмитрий Ива­нович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю, воспротивились этому, боясь, что земля, которой они владели, может быть отдана монастырю, вопреки увещаниям, угрожали Стефану смертью. «Бог вас простит, чада, — смиренно ответил святой, пытаясь успокоить «тревоги корысти», но не смог, — не вы это злобствуете, но лукавый диавол». С этими словами кроткий игумен покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на Север.

stefan mahrishhskij 2

В 1370 г. в шестидесяти верстах севернее древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, на реке Авнеже, близ реки Сухоны, основали они с учеником Григорием пустынную обитель во имя Святой Троицы — Троицкую Авнежскую пустынь.[1] Видать, угодно то было Господу, и по промыслу Его весьма вскоре разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Иоанновича, призвавшего преподобного Стефана явиться в Москву и пожаловавшего обоим его монастырям земельные и лесные угодья и озера.

По великому уважению к святому старцу, великий князь предложил Стефану снова вступить в управление Махрищской обителью. Преподобный Стефан так же, как и преподобный Сергий, некогда исходящий от первоначальной местности подвига, вернулся в свою обитель к искренней радости братии.

Преподобный Стефан Махрищский, приучаясь к духовному житию, в строгом послушании под руководством умудрённых опытом старцев подвизался воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве, становился примером строгой иноческой жизни для всей братии в Печерском монастыре.

Будучи строг к себе и снисходителен к другим, подавая тем пример, был по виду своему непритязателен к своим одеждам и комфорту, отдавая предпочтение внутреннему над внешним, как подобает христианину, ради усердия во славу Господню. Так явственно выделялся он в труде для обители, чем снискал расположение братии: видя в нём ревнителя истинного христианства, прислушивались они речам его кротким и смиренным. Напоминал он им слова Господни: «На кого воззрю, если не на кроткого и молчаливого и трепещущего Моих словес»
(Ис. 66, 2).

Предчувствуя приближение кон­чины, преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и предал дух Господу 14 июля (ст. ст.) 1406 года. При погребении тела возле церкви мощи излучали дивный аромат, что указывало на святость останков.

stefan mahrishhskij 3
Мощи преподобного Стефана Махрищского в Стефано-Махрищском монастыре

Почитание преподобного Стефана Махрищского

После земной жизни преподобного Стефана в монастыре случился пожар, который, согласно житию, связывают с не вполне благополучным духовным последованием его обитателей, и произошло это в конце XV века. Тот пожар охватил и уничтожил все постройки монастыря. Дело в том, что в первые годы после смерти Стефана в обители день преставления Первоначальника отмечался ежегодно.

Почитание его памяти было установлено, как чаяние святого. Затем же оно было забыто на некоторый период, а восстановлено только после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище … и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и свешу велику поставити, сам совершив божественную служ­бу соборные и братию вельми, учередив, и устави паки о том преподобному Стефану». Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.

При построении нового каменного храма во имя Святой Троицы в 1557 году святые мощи преподобного Стефана Махрищского были обретены нетленными (вероятнее всего, в 1557 году). Первым собирателем сведений о жизни преподобного Стефа­на стал игумен Варлаам (1557-1570 гг.). Разыскав записки о святом у своего прадеда Серапиона, лично знавшего преподобного Стефана, Варлаам записал описанные тем чудеса, происходившие у святых мощей.

На основе этих записей игумен Данилова монастыря Иоасаф (впоследствии епископ Вологодский) по благословению митрополита Московс­кого Макария составил житие и службу препо­добному Стефану между 1580 и 1583 годами. Написа­ние жития Стефана Махрищского относится к так называемому «Макарьевскому» вре­мени. Именно в этот период была проделана огром­ная работа по канонизации проживавших на территории Руси святых.

Время канонизации Стефана Махрищского совпа­ло с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александро­вой Слободе. Память преподобного венчалась щедрым покровительством. Иван IV делал пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги, царь лич­но был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строитель­ство каменной церкви в 1557 г. 

Окончательно утверждающей бумагой стала несудимая грамота на все владения Махрищского монас­тыря, данная Иваном Васильевичем в 1571 г. при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Обитель была обеспечена царскими милостями.

Преподобный Стефан Махрищский. Иконы

Самым ранним из известных нам житийных образов святого Стефана является икона XVII в. из Троице-Стефановского Махрищского монастыря. Сегодня она находится в государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Александровская слобода».

stefan mahrishhskij 11
Преподобный Стефан Махрищский с житием. Ныне хранится в Государственном историко-архитектурном музее-заповеднике «Александровская слобода»
stefan mahrishhskij 10
Преподобный Стефан Махрищский. Фрагмент иконы XVII в.
stefan mahrishhskij 13
Преподобный Стефан Махринский Чудотворец. Центральная Россия, вторая половина XIX в.
stefan mahrishhskij 4
Преподобный Стефан Махринский. Современная икона
stefan mahrishhskij 5
Преподобный Стефан Махринский. Современная икона
stefan mahrishhskij 11
Прп. Стефан Махрищский с житием. Мельникова А.В. (Иконописная школа). Икона. Сергиев Посад. 2000 г. Троице-Стефановский Махрищский монастырь
stefan 7
Махрищские прпп. (слева направо /1 ряд/: прпп. Варлаам Махрищский, Сергий Радонежский, Стефан Махрищский, Роман Киржачский; /2 ряд/ Кассиан и Григорий Авнежские). Мастерская Лавданского А.А. Икона. Москва. Около 2000 г.

Авнежский мужской монастырь

stefan mahrishhskij 8
Авнежский монастырь до разрушения

Авнежский мужской монастырь в честь Святой Троицы находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону. Источниками сведений об основании Авнежского монастыря являются «Сказание об обретении мощей Григория и Кассиана Авнежских» и Житие прп. Стефана Махрищского, составленное игуменом Данилова монастыря Иоасафом. Основан не ранее 1370 г. прп. Стефаном Махрищским и его учеником свщмч. Григорием Авнежским. В июне 1392 г., во время набегов казанских татар и вятчан, монастырь был сожжен, а настоятель Григорий и келарь Кассиан убиты (по другой версии иноки были убиты разбойниками, хотевшими завладеть монастырским имуществом). В 1524 г. крестьянином Феодором были обретены мощи преподобных Григория и Кассиана, над их гробами выстроена часовня.

В 1560 г. по повелению царя Иоанна IV Васильевича Грозного и по благословению свт. Макария, митр. Московского, обитель возобновилась трудами игумена Стефанова Махрищского монастыря Варлаама (с 1570 епископ Суздальский и Тарусский). На месте разрушенной часовни был вновь построен Троицкий храм с приделом влкмч. Георгия Победоносца, а также Благовещенский храм, трапезная, кельи. Тогда же Авнежский монастырь был приписан к Махрищскому монастырю. В Смутное время Авнежский и Махрищский монастыри сильно пострадали, а в 1615 г. по указу Михаила Федоровича обе обители были приписаны к Троице-Сергиеву монастырю. Упразднен Авнежский монастырь был в 1764 г., а Троицкий храм, в котором под спудом находились мощи угодников, обращен в приходской.


Литература:

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1871.

Жития святых русских и Апокалипсис толковый. Рукопись XVI в. Фонд 304/1 № 692

Ключевский В.О. Древнерусские жития…

Минеячетья. Рукопись. 1632 г. Службы и жития св. Серапиона архиепископа новгородского и Стефана Махрищсксго. Рукопись. 1677.

Филарет. Архиепископ черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их. — С-Пб., 1882. Т. 2.

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православной российской церковью. — М., 1884.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882.

Денисов Л.И. Православные монастыри российской империи. — М., 1908.

Толстой М.В. Книга глаголемая описание о российских святых. — М., 1995.

Шумаков С. Обзор грамот коллегии-экономии. — М., 1917. Вып. 4.

Архимандрит Леонид. Махрищский монастырь. Синодик и Вклад­ная книга. — М., 1878.

Смирнов С.К. Историческое описание Махрищского монастыря. — М., 1852.

Преподобный Стефан Махрищский. — Сергиев Посад, 1906.

Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительно­го мужского монастыря. — Сергиев Посад., 1914.

Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. — М., 1992. С. 225.

Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радо­нежский. — М„ 1991.

Федотов Г. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радо­нежский. — М., 1991.

Голубинский Е. История, канонизации святых в русской церкви. — М., 1903.

Архимандрит Леонид. Указ.соч. — М., 1878.

Владимирские епархиальные ведомости. 1882. № 16.

Добронравов, Василий Гаврилович (1861-1919). Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: [Вып. 2]. Переславский и Александровский уезды / Сост. препод. Владимирск. семинарии В. Добронравов]. — 1895. — 520, VI с.

пономарь

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь