Память подвижников русского севера, основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, Церковь празднует 21 августа (8 августа ст. ст.). Со времени основания Соловецкого монастыря преподобные Зосима и Савватий почиталась как покровители мореплавателей, а в ХIХ веке в Центральной России еще и как покровители пчеловодства.
Житие
Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, а также тексты их Жития и создававшиеся позже повествования об их посмертных чудесах, приобрели в старообрядческих кругах в период Соловецкого восстания и восьмилетней осады монастыря (1657–1676 гг.) особую популярность, которая сохраняется затем в течение всего последующего времени.
Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь снискали ему уважение не только у монахов, но и у мирян. Тяготясь таким вниманием, преподобный Савватий ушел на Валаам. Однако и здесь он слышал много похвал в свой адрес. Поэтому узнав, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит большой, никем не заселенный остров, Савватий покинул Валаам. Сначала он поселился у часовни на реке Выг, где встретил инока Германа, одиноко жившего в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться с ним там. Согласно житию, оба старца в 1429 году благополучно прибыли на карбасе на остров и, не доходя 13 км до места нахождения современного монастыря, близ озера водрузили крест и поставили шатер. Затем они выбрали для кельи более удобное место в 1,5 км от моря, на берегу озера у высокой Секирной горы. Подвижники прожили вместе несколько лет, после чего Герман покинул обитель.
Через 2 года после его отъезда Савватий отправился в Выг, где причастился у игумена Нафанаила и почил. Это произошло 27 сентября 1435 года. В свою очередь преподобный Зосима родился в селе Толвуя, тогда Новгородской республики, на берегу Онежского озера. С преподобным Германом Зосима встретился, ища уединения, в устье реки Сумы. Вместе они отправились в плавание к Соловецким островам, куда прибыли в 1436 году и построили себе бревенчатую келью.
С помощью учеников, которые стали стекаться к Зосиме, был построен первый храм Преображения. Всего вокруг Зосимы собралось 22 брата. Они занимались варкой соли и ловлей рыбы. Зосима стал третьим игуменом монастыря, его утвердил архиепископ Иона (с 1458 года — архиепископ Великоновгородский и Псковский). Преподобный Зосима скончался 17 апреля 1478 года.
Почитание и прославление
История почитания Савватия началась сразу же после его кончины, а Зосимы — по прошествии небольшого времени. Особенно широко распространилось почитание преподобных Зосимы и Савватия среди жителей Поморья. В частности к их помощи прибегали во время бедствий на море. Кроме того к их гробницам привозили больных, одержимых нечистыми духами. Повествования о чудесах святых содержатся в их Житиях. Отметим, что по имеющимся свидетельствам почитание преподобного Зосимы укоренилось глубже, в отличие от почитания преподобного Савватия.
После вступления в 1542 году на митрополичью кафедру святого Макария, прежде всего почитание соловецких чудотворцев распространилось в столице при дворе великого князя Иоанна IV Васильевича. Собор, прошедший 1–2 февраля 1547 года в Москве, стал следующим этапом канонизации Зосимы и Савватия Соловецких. Была установлена дата поминания «новых святых» — 17 апреля. Отметим, по всем данным на сегодняшний день 17 апреля считается днем почитания только преподобного Зосимы. Общим днем почитания преподобных Зосимы и Савватия считается 21 августа в честь перенесения мощей святых 8 (21) августа 1566 года.
Тропарь, кондак и канон
Тропарь, глас 8:
Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы Зосимо и Саватие: вы бо крест Христов на рамо вземше, и усердно Тому последовасте, чистотою Богови приближившася, отнюду же и силами чюдес обогатистеся. Тем и мы любезно притекаем к ракам честных мощей ваших, и умильно глаголем, о преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 8:
Христовою любовию уязвившеся преподобнии, и Того крест на рамо взем понесше, божествене вооружившеся на невидимыя враги, и непрестанныя молитвы, яко копие в руку имуще, крепко победили есте бесовская ополчения: благодать Господню имеете, целити душа и телеса приходящих с верою к ракам мощей ваших, чюдес лучи испущающе всюду. Тем да зовем вам, радуйтеся преподобнии отцы Зосимо и Саватие иноком удобрение.
Библиотека Русской веры
Канон преподобным Зосиме и Савватию, Соловецким чудотворцам →
Иконы
В истории развития иконографии преподобных Зосимы и Савватия необходимо отметить, что их образы тесно связаны. В частности, на Соловецких островах сохранилось много мест, связанных с Зосимой и Савватием, где находились их иконы. Кроме того в самом монастыре хранилось несколько реликвий преподобных. Среди них четырехконечный келейный крест преподобного Савватия из белого камня, каменный колокол «строения» преподобного Зосимы, а также принадлежавшие ему, по преданию, деревянные потир, дискос и тарель.
В Житии Зосимы и Саваатия одно из чудес свидетельствует о почитании, вскоре после кончины святых, их изображений в домах окрестных жителей и даже в церквах. К XX веку каждый монастырь имел свои «раздаточные», или «променные», образа — изображения чудотворцев, мощи которых хранились в обители, такие иконы дарили, продавали, ими благословляли богомольцев.
Кроме того, образы Зосимы и Савватия были практически в каждой северной старообрядческой моленной или часовне, главным образом одного иконографического извода, который сложился в ХVII веке. Святые представлены в рост, в развороте к центру, в молении образу Божией Матери «Знамение» на облаках. Между ними вверху — панорама монастыря с характерным «дореформенным» видом обители с трехшатровой звонницей.
Также у старообрядцев Поморья получил распространение и другой образ — «Седмица, с припадающими Зосимой и Савватием».
Старообрядцы же Выговской пустыни создали новые формы в меднолитой мелкой пластике: Зосима и Савватий были включены в состав ряда литых изделий: икон, складней, образков.
Храмы
Всего в России насчитывается 135 храмов в честь Зосимы и Савватия Соловецких, которые относятся к РПЦ.
Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких находится в Москве в Гольянове (Байкальская улица, 37А). Первая постройка была возведена в 60-е годы XVII века в селе Гольяново. Основное время постройки храма относится к 1816 году, когда Гольяново стало центром имения Трубецких и официально получило статус села. В это же время вместо деревянной церкви препп. Зосимы и Савватия возводится кирпичная церковь, которая освящается в 1842 году. После вхождения Гольянова в состав Москвы, в селе начинается массовая жилищная застройка. В свою очередь здание храма до последнего остается единственной ценной постройкой первой четверти XIX в. Храм был возвращен РПЦ только в марте 1990 года.
Церковь Зосимы и Савватия Соловецких расположена в с. Верховский Погост (Верховье) Вологодской области. По официальным данным деревянная церковь была построена приблизительно между 1601 и 1700 гг., при этом даже приблизительный год утраты деревянной постройки неизвестен. По имеющейся информации уже в 1876 году Верховская Богородицкая церковь была каменная и имела престолы: в честь Рождества Пресвятой Богородицы — главный, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого Николы Мирликийского, великомученицы Параскевы Пятницы. Также имеется информация о разрушении деревянной церкви в честь святого Николы, которая была построена и освящена в 1748 году. В открытом доступе лишь упоминается о Верховской Зосимо-Савватиевской деревянной церкви XVII века.
Отдельного внимания заслуживает храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, который находится в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в городе Сергиев Посаде. Шатровая церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с западной стороны монастыря, на пути от Каличьих ворот к Троицкому собору, была возведена в 1635–1637 годах стараниями келаря Александра (Булатникова). Церковь расположена при больничных палатах, что также имеет определенную роль. По некоторым данным, множество больничных храмов посвящены именно Зосиме и Савватию Соловецким, что свидетельствует о целительной силе их молитв перед Богом. Церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, расположенная на высоком подклете, объединяет южные и северные двухэтажные палаты, известные по старым монастырским описям под названием Больничных. Сегодня храм и палаты представляют собой комплекс разновременных сооружений, поставленных на месте старой больницы 1552 года.
Старообрядческих храмов, освященных в честь Зосимы и Савватия Соловецких, нет.
Заключение. Необходимо сказать, что жизнеописание и наследие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких настолько велико, что с трудом может быть описано в одном тексте, не превышая при этом сотни страниц. Именно по этой причине сегодня существует множество исследований и эссе, описывающих разные стороны наследия преподобных. В этой же статье автор попытался сделать небольшой экскурс, который привлечет особое внимание читателя к персонам Зосимы и Савватия Соловецких, а также к их наследию.
Автор: Марина Малафеева
Подписывайтесь ПОНОМАРЬ