Праздник Георгия Победоносца в древнерусской литературе как фактор воспитания подростков

В статье речь идет о своеобразии православных праздников, изложенных в древнерусских произведениях. На основе анализа литературных текстов показана значимость образа Георгия Победоносца в процессе становления подростков, русского национального характера. Рассматривается понятие праздника в этическом аспекте. Затрагивается проблема утраты значения книжной культуры в современном обществе.

В условиях глобализации современного общества роль литературы, как фактора воспитания детей любых возрастов и особенно подростков заметно снижается. Огромный объем информации, представленный в виде мелькающих образов и коротких фраз, меньше всего направлен на развитие духовно-нравственной самобытной личности.

Икона. Чудо Георгия о змее с житием
Икона. Чудо Георгия о змее с житием. Первая половина XIV в. Новгород. Дерево, темпера. Из собрания М. П. Погодина.

«Клиповая культура определяет восприятие мира как некий поток образов. Эта культура скорее эмоциональна, чем рациональна». [8, с. 134].

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте дети еще слышат чтение вслух им детской литературы родителями, бабушками, дедушками – всеми воспитателями; – то в подростковом возрасте такое общение утрачивается в силу особенностей психологии этого возраста. Уже с 11 12 лет происходит становление личности молодых людей: заметно ослабевает связь с родителями, усиливается поиск ролевых образцов среди учителей, друзей и актуальных для данного времени героев. Они идентифицируют себя с ними и используют их как образец для себя, в соответствии с этим, стремясь стать независимым индивидуумом.

В связи с чем важны исторические традиции. Наиболее интересными представляются праздники. Этимологически слово образовано от старославянского «праздьнъ», т.е. «праздничный», в буквальном смысле − «день, не занятый делами, свободный от работы».

В Толковом словаре Д. Н. Ушакова дается следующее определение слову «праздник»:

  1. Официальный день отдыха, установленный в связи с календарным событием, противоположность будням;
  2. Массовые развлекательные мероприятия, веселое препровождение свободного времени;
  3. День какого-либо радостного события;
  4. Общее состояние душевного подъема [9, с. 513].

А. И. Пигалев праздник определяет, как отрезок времени, выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное значение и связанный с культурной или религиозной традицией [5, с. 134]. По наблюдению Э. Дюркгейма и Э. Элиаде, праздник – это период непосредственного контакта сакральной и мирской сторон существования человека, которые в повседневной жизни не соприкасаются. Это первичная форма человеческой культуры, по определению М. Бахтина, через которую распознается система ценностей того или иного народа [1, с. 1].

Праздник является одним из важнейших факторов социализации. Именно, благодаря участию в праздничных церемониях и обрядах, во всех культурах происходит первоначальное приобщение к нормам поведения и ценностям общества, так как именно в ритуалах праздников сохраняются традиции исторической, религиозной и повседневной жизни народа, которые передаются от поколения к поколению. Система народных праздников создает духовную общность детей и взрослых, основу, на которой развиваются высоконравственные качества: любовь, верность родине и клятве, преданность, мужество, доброта, сострадание, великодушие, честность. В праздник ритм жизни замедляется, особенно торжественный момент позволяет осмыслить народные обряды, приобщиться к истокам культуры своего народа. Обрядность объединяла людей всегда, составляла общий непоколебимый уклад жизни. Это кладезь многовекового опыта народа, этика и эстетика, передающаяся из рода в род и составляющая основу русской народной культуры.

Происхождение праздника относится к периоду, когда человечество осознало понятия времени и календаря. С точки зрения К. Жигульского, счет времени представляется как одно из величайших достижений человеческой культуры. Календарь везде в своих истоках выступает как форма упорядочения, закрепления, заблаговременного исчисления праздничных дней и периодов [2, с. 58]. Осознав в цикличности природы, в смене холодных и теплых времен года очень важные для хозяйственной деятельности дни, люди стали особо радостно отмечать эти моменты. М. М. Бахтин отмечает, что празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с крупными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека [1, с. 3].

В России исчисление времени суток и месяцев велось до 1917 г. по церковным праздникам. В ти моменты привычный обыденный уклад нарушался, и день проходил по-другому: принято было посещать богослужение, отложить работу (за исключением самой необходимой – приготовление пищи, уход за скотом), а затем радоваться. Обязательным было совместное народное гуляние, люди ходили друг к другу в гости.

Все дни в церковном календаре были отмечены поминовением одного или нескольких святых, или важных событий в жизни православия. Празднование их соединялось наряду с богослужебной практикой также с дохристианскими поверьями и народными приметами. По святцам определялось время свадеб. С названиями христианских праздников связывали начало различных сельскохозяйственных работ, святых стали воспринимать и как небесных покровителей определенных работ. Так, день Святой Ирины (5 мая) получил народное название Ирины — рассадницы, так как в этот день обычно начинали высаживать рассаду. Отмечая существенные события, обычно говорили: это случилось на Благовещенье или на Егория [3, с. 188]. Егорьев день считался великим праздником. И это не случайно. В условиях многочисленных сражений (половецкие набеги, нашествие монголо-татарского ига) образы святых — воинов, святых — защитников были особенно дороги русским людям. Поэтому одним из наиболее любимых на Руси стал святой, особо почитаемый во всех христианских странах уже с V века как защитник, воин – Георгий Победоносец. В русском языке это имя звучало как Егор, Егорий, Юрий.

У князей древней Руси имя Георгий также стало одним из любимейших. В некоторых летописях есть сведения, что уже великий киевский князь Владимир, креститель Руси, воздвиг первую церковь святого Георгия. Большой вклад в упрочнение имени Георгия Победоносца на Руси внес Ярослав Мудрый, принявший при крещении его имя. В честь святого он построил Георгиевский монастырь в Киеве, основал город Юрьев (ныне Тарту).

Во времена правления Ярослава Мудрого лик святого Георгия помещался на царские печати, а также украшал серебряные монеты, отчеканенные в Новгороде, − сребреники. По указу князя Ярославля Мудрого день освящения первого храма святого Георгия − 26 ноября 1051 г. − был объявлен ежегодным праздником и вошел в народную память под названием Юрьева дня, или осеннего Георгия. В этот день крестьянам можно было переходить от одного помещика к другому. «Переходы должны совершаться за неделю до Юрьева дня и неделю по Юрьеве дне осеннем», − говорится в Судебнике. «Отказывать (отпускать) служилых людей при монастырях, домах монастырских, архиерейских и епископских на срок по Юрьеве дне осеннем по старине же», − повелевается в Стоглаве указом царя и митрополита. И это также значимо − люди получали своего рода освобождение. С началом правления Царя Бориса Годунова, и во времена царя Василия Ивановича Шуйского эти вольные переходы крестьян были запрещены, вместе с этим и утратилось прежнее значение осеннего Юрьева дня. В народной памяти это событие осталось только в пословице «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день», в которой чувствуется горечь утраты дня свободы [6].

Именно при Ярославе и его сыновьях Изяславе, Святославе, Всеволоде и племяннике Святополке появились первые произведения русской литературы, которые сразу отличились высоким мастерством художественного слова. Один из ранних литературных трудов – летопись Нестора «Повести временных лет» − тому подтверждение.

Образ святого Георгия Победоносца занимает важное место в русской литературе. В ХI в. на русский язык было переведено Житие Святого Георгия. Особенно полюбился эпизод, связанный с победой Георгия над чудищем-змеем. Он стал самостоятельным сюжетом в древнерусской литературе. В повествовании «Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием» подвиг Георгия глубоко символичен. Образ змия-дракона – пожирателя человеческих жертв приобретает более широкое значение символа сатаны и всех злых сил. Своими корнями он уходит еще в библейский сюжет первого грехопадения прародителей − Адама и Евы. Жители города Гевала – это иносказательный собирательный тип людей без истинной веры, погрязших в грехах. Интересен образ детей, которых отдают на растерзание змию, особенно значим образ дочери царя − отроковицы. Возраст девушки указывает на ее невинность. Дева и детство − это символы чистоты и безгрешия человеческой души. Следовательно, смиренно отдавая безгрешных детей змию, жители Гевала столь же смиренно отдавали свои души в услужение дьяволу и не надеялись на вечное спасение, т.е. совершали зло.

Образ Святого Георгия − воина, защитника правой веры и борца со злом − ключевой. Его духовная победа − он одолел дьявола силой креста и молитвы − важнейший момент. Чудо совершилось благодаря Божьей помощи, непоколебимой вере, верности клятве фиде и воинской храбрости Георгия.

«Сотвори же абие знамение Христово на земли святый Георгие и рече:

«Во имя Исуса Христа, сына Божия, покорися, горки зверю, и гряди воследъ мене. И абие силою Божиею и великого мученика и страстотерпца Христова Георгия паде под коленьми ногъ его страшный онъ змий»,

− сказано в повествовании [11].

И далее:

«Тогда воздвигоша людие вси единъ глас, глаголюще: «Тобою веруемъ во единаго Бога Вседержителся и во единороднаго Сына его, Господа нашего Исуса Христа и во Святый животворящий Духъ» [11].

В этом спасении человеческих душ и есть истинный смысл духовного подвига Георгия.

Впоследствии, увидев их чистоту веры, Георгий сотворил еще одно чудо – послал свой щит над алтарем церкви, который висел в воздухе силою и действием Святаго Духа, символизируя заступничество Георгия всех истинных верных христиан во все времена. Отмечается разноплановость облика святого. С одной стороны, он смиренный великомученик, а с другой – грозный воин — защитник, Победоносец.

Т. В. Седунова отмечает, что образ святости и героизма, которые олицетворял Георгий Победоносец, есть настоящая школа русского национального характера. Преклонение перед святым и героем возвышает душу: оно указывает ей и задание, и верный путь. Поэтому во всей христианской истории трудно найти более устойчивый и выразительный символ единства торжествующей религии и власти, опирающейся на копье Георгия Победоносца, поражающего Змея [7, с. 1-2].

В народном православии образ Святого Георгия представлен еще и как защитник скота, и волчий пастырь, и покровитель земледелия. Имя Георгий в переводе с греческого языка значит «возделывающий землю». С днем его поминовения − 23 апреля (весенний Георгий) − на Руси издревле связывали начало полевых работ и первый выгон скота на поле. Таким образом, победа Святого Георгия над змеем связывалась с победой живых весенних сил природы над мертвыми силами суровой зимы. Поэтому в посвященных ему песнях, с которыми ходили поздравлять соседей на пасхальной неделе (что-то типа весеннего колядования) всегда присутствовало обращение к святому:

Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный,
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого [3, с. 163].
На тых столах все святки,
Все святки, все празднички:
Перво свято — Велик Христов день,
Друго свято — Юрий-Егорий:
В чистом поле статок спасает,
Статок спасает, домой гоняет [3, с. 163].

В народном сознании образ Георгия тесно связывался с Воскресением Христовым −

«смертию смерть, поправ», он дает новую жизнь [10, с. 36].

О Георгии Победоносце сложено много былин и духовных стихов, в которых часто именуется Егорием Храбрым. В них Георгий показан как русский богатырь:

«Егорий, у которого руки по локоть в красной замше, ноги по колено в чистом серебре, а во лбу-то солнце, во тылу − месяц, по косицам − звезды перехожие» [3, с. 164].

В одной из легенд рассказывается, что Георгий поразил копьем не только Змея, но и волка, вцепившегося зубами в ногу его коня. Раненый волк спросил святого:

«За что ты меня бьешь, я же есть хочу». − «Если ты хочешь есть, проси у меня, − сказал Георгий. − Возьми другую лошадь, тебе ее хватит на два дня».

В легенде отразилось поверье, что любая скотина, которую унес волк или медведь, дана им святым Георгием. Отсюда происходит и поговорка:

«Что у волка в зубах, то Георгий дал».

Существует специальный обряд, которым сопровождается выгон скота в поле. К Георгию обращались с просьбой защитить скот. Вначале хозяин обходил с образом Георгия всю домашнюю скотину, собранную на дворе, а в часовне служили водосвятный молебен. Затем коров кропили святой водой и гнали за околицу. Чтобы охранить скотину, хозяйки хлестали ее вербой, освященной в Вербную неделю. Вербу завязывали в пучок и прятали в хлеве под стрехой. Считалось, что освященная верба спасет хлев от удара молнии.

В целом, Святой Георгий особо почитаем и в Русской Православной Церкви, и в отечественной Религиозно-философский мысли, и в народном сознании, нарекшим его Георгием (Егорием) Победоносцем. К нему обращались с просьбой о здравии душевном и телесном, о плодородии земли, о помощи и заступничестве в борьбе с врагами родной земли, об ограждении от козней дьявола. Его видели предстоящим перед престолом Господа, как «помощника и теплого заступника» людей [6].

День Святого Георгия Победоносца как православный праздник находит свое отражение в литературе. В древнерусских произведениях заложены, с одной стороны, заповеди Библии, с другой − разнообразные нравственные запреты, советы, наставления, т. е. правила поведения в будни и праздники. Мифология, фольклор и бытовые поверья переплетаются в традициях праздника. Если общество забывает свои традиции, оно разрушается − это выражение уже практически стало афоризмом нашего времени. Сформировать национальное самосознания поколения, которому предстоит стать примером патриотизма и любви к Отечеству, выразителем лучших гражданских черт – вот важнейшая задача процесса воспитания подростков в условиях современности.

Самый верный путь – возродить забытые национальные ценности. Только так можно приостановить разрушительный поток духовных потерь, деградации личности. Детей в отроческом возрасте необходимо приобщать к истокам традиционной культуры предков. Важно показать детям настоящие образцы для подражания, каковым и является святой Георгий Победоносец.

По мнению Н. Малышевой, главное в познании народной самобытности − создать такую среду, в которой дети прочувствуют все эмоционально и глубоко. И эти впечатления оставят свой след в сознании ребенка. Именно поэтому, главную роль в приобщении детей к народной культуре играют праздники [4]. Преданность, кротость, душевная чистота, смирение, но в то же время в нужный момент бесстрашие и отвага, милосердие, честность, верность Родине, отзывчивость, великодушие − вот основные качества высоконравственного русского человека. Семейные традиции всегда были крепки. Во взаимных отношениях ценилось, прежде всего, целомудрие. Чистота нравов имеет многовековые корни [4].

Процесс утраты ценных народных традиций очевиден. Уровень культуры нации зависит от того, насколько велико противостояние этому процессу. Но еще более важно вернуть и сохранить утраченное.

Икона св. влмч. Георгию в Кызыле. 6 мая Престольный Праздник.
Икона св. влмч. Георгию в Кызыле. Храм в Кызыле назван в честь св. влмч. Георгия, Престольный праздник отмечается ежегодно 6 мая.

Е. А. Карась
Барнаул, АлтГПУ

Библиографический список:

  1. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин – Москва, 1990. − 262с.
  2. Жигульский, К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога / К. Жигульский. − Москва, 1985. – 336с.
  3. Капица, Ф. C. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник / Ф. С. Капица. – Москава : Флинта; Наука, 2009. – 296с.
  4. Малышева, Н. Народные праздники и обряды как фактор этнокультурного воспитания [Электронный ресурс] / Н. Малышева. − Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/-narodnyeprazdniki-i-obrjady-kak-faktor-yetnokulturnogo-vospitanija-detei.html.
  5. Пигалев, А. И. Культурология ХХ век : энциклопедия. [Электронный ресурс] / А. И. Пигалев – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict/P_3.php.
  6. Перевезенцев, С. Первые свидетельства святости на Руси. [Электронный ресурс] / С. Перевезенцев. − Режим доступа: http://mirznanii.com/a/317186/pervye svidetelstva-svyatosti-na-rusi.
  7. Седунова, Т. В. Церковь святого Георгия Победоносца в здании главного штаба: храм, памятник, символ. [Электронный ресурс] / Т. В. Седунова. − Режим доступа: http://docplayer.ru/47577957-Cerkovsvyatogo-georgiya-pobedonosca-v-zdanii-glavnogo-shtaba-hram-pamyatnik-simvol.html.
  8. Синцова, Л. К. «Клиповость» как характеристика сознания / Л. К. Синцова // Формирование системного мировоззрения современного человека : материалы научно-практической конференции, г. Барнаул, 14-15 апреля 2017 г. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – С. 134–136.
  9. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / Д. Н. Ушаков. – Москва : Аделант, − 800с.
  10. Федотов, Г. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам ) / Г. Федотов. – Москва :
    Прогресс; Гнозис, 1991. – 192с.
  11. Чудо, бывшее с Святым Великомученником Георгием о Змии / [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://lib.pushkinskijdom.ru/default.aspx?tabid=4969.

Подписывайтесь на наш Telegram канал

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь