ПОРЯДОК ЦЕЛОВАНИЯ ИКОНЫ И ЕВАНГЕЛИЯ

ПОТРЕБНИК

ПОРЯДОК ЦЕЛОВАНИЯ ИКОНЫ И ЕВАНГЕЛИЯ

Особый порядок имеют целования иконы праздника после величания, Евангелия на воскресной Утрени и Честнаго Креста в крестные праздники¹ .

Всякое целование совершается по чину и по старшинству. Сначала идут священнослужители; старшие, потом младшие. Когда к образу, или к Евангелию, или ко Кресту приложится старший по чину священнослужитель (епископ или священник), он восходит на амвон и кланяется молящимся в пояс со словами: «Христос посреде нас» (если это епископ, то он благословляет рукой народ с теми же словами).

Все же находящиеся в церкви на это кланяются ему в землю, без крестного знамения, отвечая: «Есть и будет» После этого к целованию попарно подходят младшие служители (священники, дияконы и чтецы, если они есть), затем стоящие в храме: иноческий чин, затем миряне — сначала мужчины, потом девы и женщины.

Порядок целования иконы следующий: подходя к иконе двое прихожанки совершают два поклона в землю с крестным знамением, творя соответствующую празднику молитву, обычно запев из праздничного канона, например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», а в праздник св. Николы: «Святителю Христов Николае, моли Бога о нас».

Затем с этой же молитвой, перекрестившись, и согласно церковному Преданию, сложив персты обеих рук как для крестного знамения и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы рук — двуперстие — должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — целуем образ: ²

Спасителя в правую ножку;

Нерукотворенный Образ и главу Иоанна Предотечи (на Обретение ея) — в косицу;

образ Богородицы или святыхв правую ручку. Если на иконе нет воображения ручки, то целуем правое плечико. Обычно в этих случаях у иконы стоит кто-либо из церковных служителей и указывает свечой то место, куда надлежит прикладываться.

Первым целует икону прихожанин, стоящий справа, обычно он — старший. После целования молящиеся вновь творят перед образом земной поклон с крестным знамением и вышеуказанной молитвой, и, далее, не крестясь, кланяются в землю со словами: «Прости Христа ради, отче честный» или «владьіко святый», стоящему справа от иконы священнику или епископу.

Затем, также не крестясь, кланяются в землю друг другу, так, чтобы быть друг от друга по правую руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреде нас», а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника святой Пасхи вместо вышеприведенного «приветствия — ответа» исповедуем пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Это указание относится и к священнослужителям.

Следует отметить, что к иконам, стоящим на постоянных местах, прикладываться в любой день нельзя.

Такой же порядок соблюдается и на целовании святого Евангелия, когда за всенощным бдением субботу вечером (под воскресный день) после прочтения оно выносится на середину церкви для поклонения. Только здесь имеются некоторые отличия. Когда епископ или священник выносит Евангелие через Царские врата, следует, перекрестясь, поклониться в пояс со словами: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». Подходящие затем к целованию святой книги на первый земной поклон произносят молитву: «Со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим».

На второй поклон: «Страхом убо греха ради, любовию же спасения ради». Затем, перекрестившись, целуют на Евангелии изображение распятого Спасителя в правую ножку, с молитвой Исусовой ³ . После этого вновь кланяются в землю, произнося: «Верую, Господи во святое Евангелие Твое, Христе Боже, помози ми и спаси мя». Далее, — по вышеописанному обычаю. Когда же все молящиеся приложатся к Евангелию, священник уносит его в алтарь Царскими вратами, и, обратившись оттуда на церковь, осеняет крестообразно всех Евангелием с произнесением слов: «Силою и заступлением святаго Евангелия Твоего, сохрани нас. Господи». На это все находящиеся в храме совершают поясной поклон, с крестным знамением и молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». В этот момент чтец канона должен прервать чтение и вместе со всеми совершить поклон с молитвой .

При целовании Честнаго Креста на Утрени на все поклоны произносится молитва «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», целуют изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия, в правую ножку. Такой порядок имеет следующее объяснение. На образе Распятия Господня правая ножка Христа всегда приподнята, левая же опущена.

По толкованию книги «Иконописный подлинник» (16-го века) это обозначает евангельский догмат о том, что те, кто будут стоять справа от Христа («одесную Его») на Страшном Суде, будут вознаграждены вечным блаженством за праведную жизнь, вознесены в Рай, те же, кто окажется на Суде слева («ошуюю Христа»), будут низвержены в ад на вечные муки за грехи. Поэтому, безусловно желая попасть на Судищи Христовом в число вознесенных, а не низверженных, правоверные християне прикладываются к правой, приподнятой ноге Спасителя на образе Честнаго Креста Его.

 

¹ Чтоб приступать к этим святыням, также нужно иметь достоинство (см. Кому нельзя входит в храм).
² т.е. целуем устами определенное место, согласно древнему Преданию св. Церкви. И только. В некоторых же приходах имеет место обычай; после целования устами (иконы или Евангелия) прикладываются тут же еще лбом к святыне… Обычай этот чужд Церкви Божией и нельзя следовать ему, ибо проникает он в ограду стада Христова из обществ неправоверующих и еретических.

³ Книга «Сын церковный» предлагает при целовании Евангелия прикладываться не к образу Распятия, а к евангелисту, евангелие которого читалось.

Так же должно поступать и в момент ограждения молящихся Крестом, после окончания Литургии, когда настоятель произносит «Силою и заступлением Честнаго     Креста…», если в это время читается поучение.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ

Комментарии закрыты.

  1. Алиса

    Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

    1. Евгений автор

      Спаси Христос! Есть же в тексте: …. например, в праздники Пресвятой Богородицы: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас», …