О каких веригах идет речь?
Святой апостол Петр, по приказание царя Ирода [1], был ввергнуть в темницу и скован двумя железными цепями. Но ночью, когда он спал среди двух воинов, ангел Господень разбудил его, толкнув в бок, и вывел из темницы, при чем железные вериги упали с рук апостола, как повествуется об этом в книге Деяний Апостольских [2]. Весть о чудесном избавлении Петра от оков и темницы разошлась по всему Иерусалиму,—и некоторые из верующих, взяв тайно эти вериги, стали хранить их у себя, чтобы, смотря на них, иметь пред глазами как-бы самого первоверховного апостола Петра, который, немедленно по выходе из темницы, отправился для проповедания слова Божия в другие страны и не возвращался в Иерусалим.
читать также: Начало старообрядческой мысли.
Эти вериги получили от тела апостола, который был крепко ими связан, целебную силу. Известно, что головные повязки и платки святого апостола Павла исцеляли болезни и изгоняли нечистых духов, потому что были пропитаны потом ого [3]; такое же действие оказывали вериги святого Петра, потому что некогда плотно охватывали тело апостола. Верующие с глубоким благоговением чтили эти честные вериги, воздавали им поклонение и тщательно хранили их, как дорогое наследство, из рода в род, при чем каждый раз родители—детям, а те—своим наследникам, объясняли, какого великого узника касались эти вериги и чьим телом они освящены. Так перешли они по наследству в руки святейшего иерусалимского патриарха Ювеналия [4].
читать тоже: О ТРЕХ ИСПОВЕДНИЦАХ
И когда благочестивая царица Евдокия, супруга царя Феодосия Младшего [5], возвращалась в Царьград из Иерусалима,—где, за время своего пребывания, построила много церквей и украсила из своих царских средств святые места,—то патриархъ Ювеналий подарил ей за её благочестие и любовь к святыне немало разных духовных сокровищ. В числе их он подарил ей и эти честные и чудотворные вериги святого апостола Петра [6] . По возвращении в Царьград, Евдокия одну веригу принесла в дар храму святого апостола Петра, находившемуся внутри Великого Софийского собора [7], а другую послала в Рим своей дочери Евдокии, которая была замужем за римским царем Валентинианом III-им [8].
Благочестивая, подобно матери, Евдокия с любовью приняла этот драгоценный дар и, построив на Эксквилийской горе храм во имя святого апостола Петра, положила там эту веригу, вместе с найденной в Риме другой веригой святого апостола Петра, которою связал его во время мучений Нерон [9]. После того было установлено совершать 16-го января праздник поклонения этим честным веригам, в память и честь святого апостола Петра и во славу Христа Бога нашего.
читать также: ПОГРЕБЕНИЯ УМЕРШИХ И ДНИ ПОМИНАНИЯ ИХ
- Здесь разумеется Ирод Агриппа 1-й, внук Ирода Великого, царь Иудейский, убивший мечем св. апостола Иакова Зеведеева и хотевший погубить также и апостола Петра; управлял Иудеей в царствование римских императоров Калигулы (37—41 г.) и Клавдия (41—54 г.); умер, пораженный Ангелом, от тяжкой болезни вскоре после чудесного освобождения апостола Петра из темницы.
- Кн. Деян. Ап. гл. 12, ст. 1.
- Кн. Дeян. Ап. гл. 19, ст. 15.
- Св. Ювеналий—патриархъ Иерусалимский с 420—450.
- Феодомий II младший—Византийский император, царствовал с 408—450 год.
- Честныя вериги св. апостола Петра хранились в Иерусалиме до 439 года, в котором и получила их от патриарха Ювеналия императрица Евдокия.
- Здесь разумеется главный собор в Константинополе во имя Софии—Премудрости Божией, созданный Константином Великим. Впоследствии этот собор был великолепно возобновлен и расширен императором Юстинианом Великим в 537 году; в 1453 году, по взятии Константинополя турками, обращен в мечеть. Юстиниановский храм Св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
- Валентиниан III—Римский император; царствовал с 423—455 год.
- Нерон—римский император царствовал с 54—68 год; по его повелению, апостол Петр предан был мученической смерти (около 67 года).—Вериги, которыми апостол Петръ был окован по повелению Нерона, были обретены в Риме во II веке.
Взято с книги «Жития святых. январь» Д.Ростовского