Почему важен диалог со старообрядцами

Протоиерей Андрей Ткачев о старообрядчестве. Почему важен диалог со старообрядцами

диалог со старообрядцами
Савелий Хребтов из поселка Бурный (Тасеевский район). Фото: Виталий Иванов/ТАСС

Что для милого семь верст — не околица, то для истории 200-300 лет — вообще ничто. В этом контексте хочу поговорить о возвращении в наше сознание такой трагедии русской жизни, как старообрядческий раскол.

Патриарх Никон и Алексей Михайлович из дома Романовых, отец Петра, имели разные интересы, но они решили унифицировать обрядовую жизнь русской церкви по греческому образцу. И Никон решил делать это слишком уж сурово и безапелляционно. А народ, он же воспринимает веру именно как обряд. Как кланяться, как поститься, как петь, на какую икону обращать свой взор на молитве. Как одеваться, как приветствоваться, по каким книгам Богу молиться, — это все воспринимается в некоем единстве.

И вынимание по кирпичику или полный снос и воздвижение нового здания на старом месте воспринимается как полная измена народной вере. Полная измена исторического курса при том всем, что и Сергий в старом обряде, и Ермоген, поляков выгонявший в старом обряде.

Была жестокая поспешность, которая вылилась в первый, глубочайший раскол в русской истории, который, в принципе, не изжит до сегодняшнего времени. Большинство стало управляться меньшинством. Меньшинство, быстро перешедшее на новые стандартs в силу близости придворной номенклатурt и частично духовенствe.

И огромная масса народа вообще не понимала, что происходит. Почему крестились столетия двоеперстием, а сейчас приказывают креститься троеперстием, а иначе тебе грозят разными прещениями. Большее число русских людей, живущих на своей собственной территории, вдруг превратилось в меньшинство, угнетаемое и насилуемое.

Да, русские люди в старом обряде не заканчивали университетов, они не могли аргументированно объяснить, чем двоеперстие и троеперстие отличаются: и там и там крест, и там и там Христос. Просто там три пальца обозначают Святую Троицу, а два — две природы. А здесь наоборот.

Были и другие вещи: почему нужно двугубить или тригубить аллилуйю, и стоит ли из-за этого в костер лезть, или умирать за единый аз. Они не были рафинированно образованы, они этого объяснять не могли. Поэтому и была чрезмерная упертость, за которой они видели свою правду. А власти повели себя неадекватно жестоко.

Впервые огромные массы русских людей, повторяю, на своей земле, при своей верности историческому прошлому оказались изгнанниками и гонимыми. И Солженицын сказал громкую фразу: «Не было бы XVII века, не было бы и 1917 года».

То есть раздел русской жизни — это ослабление верховной власти. Это недоверие. Вы помните под какими лозунгами выходили, например, Петросовет, массы народные в Петрограде в феврале, когда требовали отречения Государя: «Долой немку!», «Долой чужих!»

Власть воспринималась как «чужие» — это не наши, это не русские, не нашего языка, не нашего обряда, не нашего образования. Они вообще гонят нас, насилуют. На нашей земле гонят и насилуют.

Это зародилось примерно за 250 лет до того как свершилась та беда, которую мы сегодня скорбно празднуем. Вспоминаем февраль, последствия убиения Царя, прекращение династии Романовых.

Но вот впервые за 350 лет, глава нашего государства нашего повстречался с предстоятелем Корнилием, предстоятелем Русской Православной Старообрядческой Церкви. Никто из власть предержащих не встречался с ним. Никакому императору это было неинтересно. Встречались архиереи, праведные и образованные, горячие. Которые с любовью вели с ними беседы, пытались с ними замириться. Замириться на основах нашей веры. (диалог со старообрядцами)

Потому что у нас вера одинаковая. У нас различаются только некоторые обряды и все. В основном вера-то у нас одинаковая. Один и тот же Христос, воскресший из мертвых, та же Матерь Пречистая, родившая его. Те же святые, которых мы почитаем. Вера-то одинаковая.

И вот у нынешнего главы государства нашлось время и желание повстречаться и поговорить. Это чрезвычайно важная вещь. Это событие — мудрость власти, проявленная впервые за 350 лет. А что из этого получится, увидим. Ну а нам нужно знать историю, и быть осторожными в оценках будущего и настоящего. (диалог со старообрядцами)

ПОНОМАРЬ в Контакте

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь