«Кто изочтет, премудр буде»: Печать царя Соломона в славяно-русских манускриптах XV–XIX веков

Зри опасно, увеждь известно.
(РНБ, ф. 1000, ед. хр. 478)

Одним из следствий распространения христианства в позднеантичном мире стал возросший интерес к письменным знакам, алфавиту и процессу письма как таковому. Так, устойчивыми символами Бога становятся первая и последняя буквы греческого алфавита — «α» (альфа) и «ω» (омега), символизирующие собой целостность, завершенность. Все чаще стали приводиться и символические трактовки остальных букв, преимущественно греческих и латинских. Обретают популярность акронимы — сокращенные передачи фраз, самым известным из которых является, пожалуй, греческое слово «рыба» (ἰχθύς — ᾿Ιησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ / Исус Христос, Сын Божий, Спаситель). В данном ряду стоит распространение и так называемой «rotas-формулы» или квадрата-палиндрома «Sator arepo». Квадрат «Sator arepo» известен в латинском, греческом и славянском написании. При чтении слева направо, справа налево, сверху вниз и снизу вверх получается одна и та же фраза: «Sator arepo tenet opera rotas».

Впервые подобная надпись была обнаружена в виде двух граффити при раскопках древнеримского города Геркуланума на побережье Неаполитанского залива в регионе Кампания (Италия). Геркуланум, как и Помпеи, погиб при извержении Везувия в 79 году (граффити датируются 63 годом). Впоследствии квадрат-палиндром неоднократно находили при раскопках античных городов от Италии до Сирии и Великобритании. Наиболее ранние надписи обнаружены в ходе раскопок под базиликой Санта Мария Маджоре в Риме, в Дура-Эвропос на берегу Евфрата близ современной деревни Ас-Салихия в восточной Сирии, в Аквинкуме (сегодня территория Будапешта) и в Кориниуме (ныне город Сайренсестер в юго-западной Англии) — в последнем случае квадрат содержит обратный порядок слов. 

Печать царя Соломона
«Сатор арепо». III-IV вв. Кориниум, Великобритания

В рукописной традиции палиндром «Сатор арепо» впервые встречается в коптском папирусе IV—V веков. Что касается кодексов, то первой из известных книг, где можно видеть означенную надпись, является Библия 822 года из парижского аббатства Сен-Жермен-де-Пре.

Данную латинскую фразу обычно переводят как «сеятель Арепо с трудом удерживает колеса». Ее толкование является предметом многочисленных спекуляций. Согласно одной из версий, квадрат использовался ранними христианами как смысловой аналог «альфы» и «омеги». Кроме того, он также истолковывается в качестве анаграммы молитвы «Отче наш» (лат. «Pater noster») — начальные слова данной молитвы образуют крест с центром в букве «n» и двумя «лишними» «a» и «o» по сторонам.

Анаграмма молитвы «Отче наш»
Анаграмма молитвы «Отче наш»

Наиболее ранний из известных палиндромов «Сатор арепо» в славянской книжности мы находим в Псалтыри из Спасо-Прилуцкого монастыря, что близ Вологды (ЯГИАХМЗ, № 15231, л. 258 об.).

Псалтырь. 1408-1423 гг.
Псалтырь. 1408-1423 гг. (ЯГИАХМЗ, № 15231)

Прилуцкая Псалтырь датируется между 1408 и 1423 годами. В связи с этим встает вопрос относительно времени появления квадрата «Сатор арепо» в славянском книгописании. Предполагаемый ответ на него, на наш взгляд, можно дать исходя из следующей особенности древнейшего славяно-русского списка. А именно: употребления буквы «П» вместо «Н» в слове «тенет», которое таким образом прочитывается как «тепет», что, скорее всего, ввиду схожести начертания литер «наш» и «покой» в глаголице, говорит о наличии глаголического протографа. Поскольку этот пример не единственный, данный факт, по нашему мнению, указывает на очень раннее появление квадрата-палиндрома в славянской книжности, позволяя говорить о кириллическом варианте квадрата как о транслитерации глаголического и относить его ко времени распространения глаголического письма, а именно к IX—X векам.

Особенное распространение квадрат получил в календарных рукописях, святцах, Следованных Псалтырях, уставах, лечебниках, всевозможных сборниках и рисованных лубках XVII–XIX веков, в которых иногда одновременно встречаются «малый квадрат» (без толкования) и «большой» (с толкованием). Встречается он и в маргиналиях книг.

Обиходник. Начало XVII в. (РГБ, ф. 304.I, № 252)
Обиходник. Начало XVII в. (РГБ, ф. 304.I, № 252)
Круг миротворный. Середина XVII в.
Круг миротворный. Середина XVII в. (РГБ, ф. 173. I, № 103)
Рисованный лубок. Вторая половина XIX в.
Рисованный лубок. Вторая половина XIX в. (ГИМ 99497 И III хр 12686)

В славянской книжно-рукописной традиции палиндром «Сатор арепо» фигурирует под именами «Печать Премудрого царя Соломона» (так в самом раннем списке) и «Печать царя Льва Премудрого» — последнему приписывается толкование на квадрат.

Печать царя Соломона. XVII в. (А. Х. Востоков. Выписки из рукописных сборников
Печать царя Соломона. XVII в. (А. Х. Востоков. Выписки из рукописных сборников с комментариями. (РНБ, ф. 1000, ед. хр. 478))
Сборник-конволют. XVIII в.
Сборник-конволют. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина)
Рисованный лубок. Середина XIX в.
Рисованный лубок. Середина XIX в. (ГИМ 42949 И III 28917)

Данные названия, равно как и факт наличия наиболее раннего славянского варианта квадрата в Псалтыри, представляются неслучайными. В христианском Предании имя царя Соломона исстари ассоциировалось с премудростью, и, как следствие, с тайной, загадкой. В Третьей Книге царств о нем сказано: «И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей, мудрее и Ефана Езрахитянина, и Емана, и Халкола, и Дарды, сыновей Махола, и имя его было в славе у всех окрестных народов» (3 Цар. 4:30—31). Книга Премудрости Исуса, сына Сирахова характеризует Соломона следующим образом: «Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами; <…>; за песни, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны» (Сир. 47:16—17, 19). Согласно преданию, изложенному в ряде древнерусских рукописей, царь Соломон повелел добыть в Эфиопии драгоценный камень «афракс зеленый» и, поместив его в перстень из чистого золота, «вырезать на нем печать сию, чтобы всегда взирати на него и на печать его, куда поедет или куда пойдет и что где будет, на войне или где-нибудь». Под именем Льва Премудрого имеется в виду византийский император Лев VI Философ (годы правления 886—912), которому также приписываются исключительный ум и начитанность. Кроме того, он является автором многочисленных сочинений: канонов, стихир, гомилий, а также военного трактата «Тактика Льва». Что же касается Псалтыри, то ее текст, наряду с Евангелием, является основополагающим для всей христианской традиции: по ней обучали ребенка грамоте, ее читали по усопшим, она же послужила источником многочисленных молитв, соотносилась с самой идеей грамотности и божественного знания. Выполняла она и гадательную функцию, что, хотя и шло в разрез с церковной традицией, тем не менее говорило об огромном духовном значении данной книги для христиан.

Пасхалия
Пасхалия. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина)
Рисованный лубок.
Рисованный лубок. Середина XIX в. (ГИМ 16116 И III 64941)

Первое толкование квадрата «Сатор арепо» в славянской книжности мы встречаем уже в ранее упомянутой Псалтыри начала XV столетия. Здесь слова палиндрома символически трактуются как гвозди, вбитые при Распятии в руки и ноги Спасителя: «на правой ноге — сатор, на левой — ротас, на правой руке сатор, на левой — ротас». Означенная трактовка, по всей видимости, восходит к святителю II века Иринею Лионскому. В данном контексте вспомним, что в Евангелии от Матфея Христос указывает на премудрость царя Соломона как на прообраз Собственной Премудрости: «Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» (Мф. 12:42).

В «больших» квадратах XVII—XIX веков, как в книгах, так и в лубках, «Сатор арепо» толкуется иначе, представая в виде акростиха, на каждую букву которого начинается соответствующая строка. В различных списках встречаются лишь крайне незначительные разночтения, не влияющие на общий смысл текста, повествующего о сотворении Богом мира и человека, изгнании из рая, всемирном потопе, пришествии в мир Христа и Его Распятии. В качестве примера приведем текст вирш списка 1757 года из собрания московского антиквара Дениса Пересторонина: «Себе имя вечное сотвори и утверди небо / Аз есмь Отец всему миру Творец / Тма бысть по всей твари и хаоз слияния / От небытия в бытие преведе всяческая глаголом уст Своих / Рай сотвори на востоце и веде в него человека / Адама нарече имя ему и даде ему заповедь от древъ ясти / Ради преступления заповеди изгна его из рая / Ему же повеле делати землю от поту лица ясти хлеб / Потому повеле Бог Евве в печалех родити чада / От них же изыде колено до потопа / Тако спасен бысть токмо Ной един со всеми зверми и скоты / Ему же возвести о изшушении земли птица голубь и принесе сучет / На горах аравитских седе ковчег изыде Ной и жена и дети / Един Нои раздели сыным своим на четыре части землю / Тако повеле ему Бог прежде бытия потопа / Отец посла Сына Спасителя миру Христа / Праведником воздаяние грешником спасение / Его же будут вся со страхом ангели трепетати / Раи ея же в нем обеща Бог любящим Его / Апостолом повеле проповедати во всех языцех / Распятся Исус Христос нас ради / О твари божества Его вскурится вся тварь / Тогда небеса погибнут со всею лепотою / Ангели вострубят страшно трубами грозными / Судити приидет живым и мертвым вкупе».

Святцы. 1757.
Святцы. 1757. (Собрание Д. В. Пересторонина)
Святцы.
Святцы. 1757. (Собрание Д. В. Пересторонина)

Также интересен рисунок квадрата-палиндрома на листе Псалтыри 1570-х—1580-х годов, созданный в 1666 году афонским архимандритом Феофаном, бывшим в то время узником Головленковой тюрьмы Соловецкого монастыря (РНБ, Сол., № 769/879, л. 732 об.). Здесь Печать Соломона помещена в центр космологической схемы, в которую, помимо нее, входят двенадцать колен Израилевых, семь планет и два светила — Солнце и Луна. Автограф архимандрита Феофана относится к первому году его заключения на Соловках, где ему запретили выдавать бумагу и чернила. Именно поэтому, по всей видимости, Печать Соломона была выполнена киноварью. Отметим, что данный рисунок святогорец создал по просьбе («завитом») своего соузника инока Питирима, осужденного, помимо убийства, за причастность к распространению «заговорных писем» (колдовских заговоров).

Рисунок архимандрита Феофана в рукописной Псалтыри XVI в. 1666.
Рисунок архимандрита Феофана в рукописной Псалтыри XVI в. 1666. (РНБ, Сол., № 769 (879), л. 732 об.)

Ввиду приписываемой квадрату «Сатор арепо» магической силы, в том числе, власти над духами (так, в «Хронике Георгия Амартола» рассказывается об изгнании беса при помощи соломоновой печати — история, заимствованная из «Иудейских древностей» Иосифа Флавия), ему нередко отводилась роль оберега (в некоторых лечебниках — от укуса бешеной собаки). В данной связи отметим, что, будучи воспринята христианской традицией, «Печать Соломона» если и не была на грани дозволенного, то имела не столь однозначный характер, равно как и сами фигуры царя Соломона и царя Льва Премудрого. Вспомним, что в седьмой песни канона Андрея Критского, читаемой во вторник первой седмицы Великого поста, о царе Соломоне сказано: «Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него; <…>. Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога». Что же касается Льва Премудрого, то он, ввиду наличия четвертого брака, был временно отлучен от Церкви.


Алексей ГудковСоискатель Российского государственного гуманитарного университета

Использованные рукописи:

1. Востоков А. Х. Выписки из рукописных сборников с комментариями. 1840-е гг. (РНБ, ф. 1000, ед. хр. 478).
2. Круг миротворный. Середина XVII в. (РГБ, ф. 173.I, № 103).
3. Обиходник. Начало XVII в. (РГБ, ф. 304.I, № 252).
4. Пасхалия. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина).
5. Псалтырь. 1408–1423 гг. (ЯГИАХМЗ, № 15231).
6. Сборник-конволют. XVIII в. (Собрание Д. В. Пересторонина).
7. Святцы. 1757 г. (Собрание Д. В. Пересторонина).

Литература:

1. Иткина Е. И. Рисованный лубок старообрядцев в собрании Исторического музея. М., 2017.
2. Морозова Н. А. Книжность староверов Эстонии. Тарту, 2009.
3. Панченко О. В. Магический квадрат, или Приключения святогорца в России (из истории русско-афонских связей XVII века) // Variante loquella: Alexandro Gavrilov septuagenario / Hyperboreus: Studia classica. 2010–2011. Vol. 16–17. С. 453–476.
4. Сказание царя Соломона, что есть печать большая, откуду, как ему приде // Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XIV–XVII веков. Библиографические материалы / Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. 74. № 1. СПб., 1903. С. 428–433.
5. Турилов А. А., Плигузов А. И. Древнейший южнославянский письмовник третьей четверти XIV века // Русский феодальный архив XIV–первой трети XVI века. Т. 3. М., 1987. С. 554–570.
6. Вааr van der T. On the Sator formula // Signs of Friendship: To Honor A.G.F. van Holk, slavist. linguist, semiotician. Amsterdam, 1984. P. 307–316.
7. Fishwick D. An Early Christian Cryptogram? // Canadian Catholic Historical Association. Reports. 1959. Vol. 26. P 29–41.
8. Ryan W. F. Solomon, Sator, Acrostics and Leo the Wise in Russia // Oxford Slavonic Papers. New Series. 1986. Vol. 19. P. 46–61.

Список сокращений:

ГИМ — Государственный исторический музей (Москва)
РГБ — Российская государственная библиотека (Москва)
РНБ — Российская национальная библиотека (Санкт-Петербург)
ЯГИАХМЗ — Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Ярославль)

ПОНОМАРЬ

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ