ПАМЯТКА БЛАГОЧЕСТИВОГО ПОВЕДЕНИЯ В ДОМЕ БОЖИЕМ

Памятка

Памятка: Перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться с мыслями, «умножить свою совесть», то есть вспомнить соделанные грехи и ответить самому себе на вопрос: а можно ли мне (достоин ли я?) сегодня придти к Богу?

     Входить в старообрядческий храм нельзя:

1) Человеку некрещеному или крещеному вне Русской Православной Старообрядческой Церкви. По разрешению Священника разрешается находится в церкви

2) Женщине-старообрядке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка.

3) Лицам женского пола (старообрядкам) в период месячных

4) Християнам-старообрядцам, живущим в законном браке, в тот день, когда они совокуплялись (см. Чин исповеди).

5) Христианину — срарообрядцу, совершившему тяжкие грехи и совершенно отлучённому за это от Церкви епископом. Убийство, блуд, непримиримая вражда на кого либо из християн.

Об одежде для молитвы

Женщина обязана покрывать голову платком ( Не шапкой или иным головным убором), который с переди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой.  Покрывать голову так чтобы не было видно волос. Размер платка таков, чтобы накрывались плечи и грудь.

В дни воскресные и праздничные платки белые, и иных светлых тонов, в дни же постные платки чёрные и других тёмных тонов.

Замужняя ещё повойник (кичку)

Для мужчин кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск. Должны опаясываться поясом

Не допустимо входить в храм Божий «При галстуке», в спортивном костюме или джинсах и в рубахе (сорочке), заправленной в брюки.

Для женщин недопустимо появление в церкви без платка, а также в брюках, вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом. На каблуках.

О лестовке

Первое употребление лестовки (вервицы) было установлено в Церкви в 4-м веке святым Василием Великим в основанных им монастырях. Иноки каждый день совершали  по книгам церковным молитвенное правило. Однако были и не грамотные.

Для правильного счёта молитв Василий Великий и ввёл в обиход иноков первую лестовку (вервицу) — не большую верёвочную петлю, на которой было завязано сто три узла. Со временем вервица стала использоваться не только неграмотными но и вообще всеми иноками, а так же и благочестивыми мирянами, и уже и не только для счёта молитв, но и для непрестанного призывания имени Божия.

Лестовка имеет четыре треугольных ( в честь Святой Троицы) лапостка, сшитых попарно, которые означают четырёх. Обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками, вшиваются семь небольших лоскутков (передвижек) в знак семи церковных таинств:

1) Крещение

2) Миропомазание

3) Священство

4) Евхаристия ( т.е Причащение)

5) Исповедь (Покаяние)

6) Брак

7) Елеосвящение (Соборование)

Там, где лестовка связана, над верхними лапостками, сдвух сторон имеются по три ступени (или бобочки). Ещё три большие ступени имеет сама лестовка, и все вместе называемые ступеньки составляют число девять, — в честь девяти чинов ангельских. Остальные ступени лестовки — меньшего размера, их число равняется ста. Таким образом , заповеданное святым Василием число ступеней, — сто и три, сохраняется ( если не учитывать шесть ступенек у верха лапостков).

Эта молитвенная лестница имеет начало: пустое место без ступеней, называемое «землей», — после него идут двенадцать малых ступеней, в честь двенадцати апостолов Христовых. Затем, после первой большой ступени, — тридцать восемь малых ступеней, в честь тридцати восьми недель и двух дней, в которые носила во чреве Младенца Христа Пресвятая богородица.

После второй большой ступени следует тридцать три малые ступени, в честь тридцати трёх лет земной жизни Господа Исуса Христа, после последней большой ступени, — ещё семнадцать малых, число ветхозаветных пророчеств о Спасителе. После этих последних ступеней расположено пустое место, называемое «небом».

Лестовка есть вспомогательное приспособление для не пристанной молитвы, благочестивые христиане имеют её с собой всегда, где бы ни находились.

«Подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Исусову непристанно поаторяти: и в церкви и дома, …стоишь ли, сидишь ли, и на всяком месте».

Лестовку принято держать в левой руке, перебирая её ступеньки от «земли» к «небу» на каждую ступеньку совершая молитву Исусову. При этом пальцы левой руки складываются так же, как и пальцы правой для совершения крестного знамения.

О вхождении в Храм.

Сохранилось благочестивое предание: перед выходом из дома принято положить перед образами «малый начал» (исходные поклоны). От дома до храма (и обратно) подобает творить Исусову молитву и приуготовлять сердце своё к пребыванию на молитве в доме Божием.

Подойдя к зданию храма, следует стать против входа и совершить три поясных поклона с кресным знамением, взирая на образ Господа Исуса Христа, или — Его Честный крест, или какой-либо иной, находящийся над входной дверью, с молитвой: 

«Боже, милостив буди мне, грешному» (поклон).

«Создавыи мя, Господи, и помилуй мя» (поклон).

«Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго» (поклон).

Затем спокойно не хлопая дверью войти в храм, снова совершить три поясных поклона с выше указанной молитвой.

Если до начала службы входишь надо ожидать общего «начала» или приходных поклонов.

Если же входишь когда служба уже идёт, необходимо положить «начал».

Оставление службы — тяжкий грех перед богом, в котором необходимо покаяться  на исповеди.

О стоянии в в доме Божием, о каждении и о том, как ставить свечи.

В церкови и совершив семипоклонныи «начал», следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. «Потом, — наставляет книга «Сын церковный», — поклонися в пояс около тебе стоящим людем», произнося тихо: «простите мя, отцы и братия».

На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе не расставленными в стороны но мысы стоп могут быть ( для удобного стояния) несколько разведены в стороны. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно в разных частях церкви.

Мужчины занимают часть внутреннего пространства церкви перед правой половиной иконостаса. Женщины перед левой половиной иконостаса.

пространства церкви перед правой половиной иконостаса.

Став на свое место, надо и находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиренной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании ко святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом.

Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:

1) во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа священника или             уставщика до молитвы «Приидйте, поклонимся»;

2) во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (екса-псалмы).

3) во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении екса-псалмов, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая слову Божию.

4) во время чтения или пения Символа Православной всры: «Верую во Единаго Бога...»;

5) во время чтения молитв «Трисвятого» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно (на Литургии или на Часах);

6) во время всех главопреклонных молитв, особенно той, которая читается священнослужителем в конце Литии (на Всенощном бдении);

7) во время пения Великого  Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается;

8) во время произнесения старшим в службе (лицо завершающим службу) отпуста (который обычно начинается словами «Христос, истинныи Бог наш, или «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради…»

9) на Божественной Литургии во время пения (или чтения на Часах) «Единородный Сын…»;

10) во время пения «Херувимской песни» («Иже хирувими…») и совершения переноса жертвенных хлеба и вина; во время пения «Иже херувими…» до и после переноса молящиеся должны стоять с наклоненной главой с чувством смирения и покаянии Следующая после «Херувимской» часть Литургии ни также является по своему содержанию весьма ответственной духовно.

Именно тогда, в отрезке времени между «Иже херувими…» (после Великого входа) и «Достойно есть…» и совершается собственно преложение (таинственное превращение) хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа Исуса Христа, поэтому хождение по храму в эти минуты запрещается.

Не принято ходить и во время! пространного пения клиросами «причастна», указанного Уставом стиха из Псалтыря, во время исполнения которого (после возгласа «Святая святым») священство причащается в алтаре и приготовляет святые Дары для причащения молящихся;

11) во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Аллилуия». Акафист (или, правильнее, акафисто) читается в церкви в посты, на так называемых «правильных канонах», после общего «начала» Исповеди, а также, по особому уставу, на Утрени в субботу 5-ю Великого Поста, в службе Похвалы Пресвятой Богородице (в современной практике — в 5-ю пятницу Поста вечером).

• Если случилось, что ты пришел в храм во время одного из перечисленных случаев, войдя,

перекрестись, и остановись у входа (а при чтении Апостола, Евангелия, екса-псалмов, главопреклонных

молитв и пении «Херувимской» следует наклонить голову); и по окончании вышеуказанных чтений Проходить на свое место.

• Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами.

• Детей поведению в храме надо учить дома.

• Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма (только не во время вышеперечисленных случаев особенного благоговения), то следует помолиться 3 поклона (в пояс) с молитвой «Боже, милостив…» и тихо и скромно выйти…

• Входя обратно, у дверей прислушайся, что читается или поётся,- если что-то из «тех случаев», то подожди у дверей затем пройди на свое место, помолись также три поклона с молитвой «боже, милостив…» последний поклон в этом случае должен быть земным и вникай в общую церковную молитву.

Каждение

Еще до пришествия Христова, или, выражаясь по-современному, до нашей эры, богослужение древнего Израиля в Иеросалимском храме сопровождалось каждением, то есть возжением благовоний, в знак молитвы Богу, в особых металлических сосудах на цепях (кадилах), находившихся в определенные моменты в руках священников. Эта традиция унаследована и християнской Церковию, — во время службы в храме достаточно часто можно видеть кадящего священнослужителя.

Совершая каждение, он тайно (про себя) произносит 50-й псалом («Помилуй мя, Боже…»), а обратясь к людям и кадя их, говорит: «Дух Святыи найдет на вас и сила Вышняго осенит вас». На это молящиеся (после полного каждения), (не крестясь) кланяются в пояс, и каждый тихо отвечает: «Дух Твой благии наставит мя на землю праву» (Пс. 142, 13). Данный обычай связан со значением фимиама (кадильного дыма): по святоотеческому толкованию, он видимо обозначает невидимую благодать Святаго Духа Божия, находящуюся в Церкви.

Восковые свечи

Иным видом богослужебной жертвы Богу являются восковые свечи. Их горение на подсвечниках перед святыми иконами выражает наше внутреннее молитвенное горение перед Самим Господом  Его Пречистой Материю и святыми, поэтому и ставить каждую свечу надо с молитвой. Молитва эта должна относиться к тому образу, перед которым ставится свеча. Так, ставя свечу перед иконой Спасителя, перекрестясь, произносят молитву Исусову: «Господи, Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя, грешнаго».

Или: «Господи, благослови». Эти молитвы можно произносить и перед любой другой иконой. Соответственно, перед образом Божией Матери молятся: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя, грешнаго раба Твоего», перед святым Крестом Христовым: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному», а перед икона ми святых произносят молитвы им (например, святителю Николе: «Святителю Христов Николае, моли Бога о мне, грешнем»).

Свечу необходимо ставить прямо, без наклона в какую-либо сторону, а поставив ее, вновь перекреститься и поклониться единожды в пояс с соответствующей молитвой. В некоторых храмах «до и после свечи» принято кланяться по трижды, а ставя свечу, осенять себя крестным знамением без поклона. Такое допустимо вне службы; до ее

начала или после, но во время богослужения, отвлекаясь самому и отвлекая других от молитвы и уставных поклонов, этого делать нельзя, ибо такое поведение есть нарушение церковного благочиния.

Следует добавить, что без благословения входить на солею (возвышение перед иконостасом) миряне не должны. Если есть желание поставить свечу к иконе, надо передать благословенным прихожанам и попросить поставить.

Нужно сказать и о том, что необходимость расставить свечи или убрать с подсвечника догорающие огарки не является уважительной причиной для ходьбы по храму тогда, когда это запрещено церковным Уставом. Наша жертва бывает приятна и угодна Богу в том случае, если она приносится без нарушения обязательного для християнской службы благочинного порядка.

УСТАВ О ПОКЛОНАХ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Как приготовит себя к причащению

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь