Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

27 октября (14 октября по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя 19-я по Пятидесятнице (девятнадцатый воскресный день после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Память святых отцев VII Вселенского собора, а также 11 известных нам поименно святых и одной святыни. Далее коротко расскажем о них.

Память святых отцев VII Вселенского Собора (787)

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Вселенский Собор в г. Никее, на который явились 367 отцов.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви. Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни. В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь — иконоборчество. Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию — иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия.

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и Предание Церкви, оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих.

Память святых отцев

Через икону, как и через Священное Писание, мы не только узнаем о Боге, мы познаем Бога; через иконы святых угодников Божьих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем все освящающую благодать Святого Духа. Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией, празднует память святых Божьих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви. И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора. Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия.

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора, мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

Память святых отцев_2

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий

Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий. Одни из первых страдальцев Церкви Христовой, принявшие мученические венцы во времена антихристианских гонений печально известного императора-язычника Нерона, царствовавшего в Римской империи в 54–68 годах от Рождества Христова.

Святой Назарий прибыл из Рима в Милан, где помогал христианам в местной темнице. Именно там он познакомился с близнецами Гервасием и Протасием, чьи родители к тому времени уже были замучены за исповедание христианства. За поддержку узников Назарий был избит и выслан из Милана.

За время скитаний он крестил и воспитал юного Келсия, с которым после многих испытаний вернулся в Милан. Здесь старец Назарий и его воспитанник вновь посетили христианских узников, о чем было донесено Нерону. По приказу нечестивого императора все четверо мучеников были казнены.

Преподобная Параскева-Петка Сербская, Болгарская. Одна из самых почитаемых у балканских православных народов святых. Согласно разным версиям Жития, она была дочерью либо знатных сербов, либо болгар. После смерти родителей святая Параскева в одной из обителей приняла монашеский постриг и удалилась в Иорданскую пустыню, где совершала духовные подвиги до преклонных лет. Святая Параскева мирно почила в XI столетии, ее честные мощи почивают в Румынии.

Преподобная Параскева Пятница
Преподобная Параскева Пятница

Священномученик Сильван, пресвитер Газский. Священнослужитель Церкви Христовой IV века из палестинского города Газы. За проповедь Слова Божия был сослан на тяжелые работы в копях, но и здесь, несмотря на пытки и унижения, не предал христианской веры. В итоге вместе с другими заключенными христианами отец Сильван был обезглавлен.

Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский Чудотворец. Уникальный русский святой XII столетия. Черниговский князь, правнук великого князя Ярослава Мудрого. В 1106 году от Рождества Христова будущий святой оставил мирские дела и семью, удалившись в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру, где принял монашеский постриг, став одним из первых русских князей-монахов. В обители он исполнял обычные монашеские послушания: работал в поварне, сам рубил дрова и носил воду, затем был привратником. На протяжении многих лет преподобный Никола исполнял тяжелейший обет безмолвия. По молитвам святого совершались исцеления, а также прекращались междоусобные брани. Старец Никола мирно отошел ко Господу в 1143 году.

Священномученик Михаил Лекторский, пресвитер (1921), святитель Амвросий (Полянский), епископ Каменец-Подольский, исповедник (1932), священномученик Петр Лебедев, пресвитер (1937), преподобномученик Максимилиан (Марченко), игумен (1938). Православные священнослужители, в том числе в архиерейском сане, пострадавшие за верность Церкви Христовой в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все четверо были прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Яхромская икона Божией Матери. Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, явленной во Владимирской земле в XV столетии от Рождества Христова. Подробнее об истории этой иконы вы можете узнать из нашего материала «Святое Небылое», опубликованного на страницах Царьграда.

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь