Память блаженного Максима

Средние Праздники

Память блаженного Максима, Христа ради юродивого, московского чудотворца

блаженный
Блаженные — кто они?

Господь открыл несколько путей для спасения и достижения вечного блаженства. Но самым трудным и тяжким из них является подвиг добровольного юродства. Блаженный Максим избрал себе сей путь и неуклонно шествовал им до самой своей кончины. Время не сохранило до нас подробного жития сего Московского чудотворца. Отказавшись от всех удобств жизни, он почти обнаженный ходил по улицам города Москвы, перенося и холод и жар. Своими изречениями он многих удерживал от зла или ободрял в трудах. «Хоть люта зима, да сладок рай», – часто говаривал он. «За терпение Бог даст спасенье». «Бог велик, неправду сыщет. Ни Он тебя, ни ты Его не обманешь». «Всяк крестится, да не всяк молится».

Блаженный Максим подвизался в первой половине XV века. То было тяжелое время для Русской земли: иго татар, голод, засухи и моровая язва угнетали народ. Своим терпением святой учил людей терпению. Проводя сам нестяжательную жизнь, он желал, чтобы и другие не забывали из-за временных богатств о своей душе, удерживал московских торговцев от несправедливых сделок: «Божница домашня, а совесть продажна. По бороде Авраам, а по делам Хам».

После таких подвигов, блаженный Максим преставился 11 ноября 1433 года и был погребен у церкви святых Бориса и Глеба на Варварской улице. Господу было угодно прославить чудесами Своего угодника. Так, у гроба святого в 1506 г. произошло исцеление одного человека. у которого была сведена нога. В 1547 году 13 августа были обретены нетленные мощи блаженного Максима и тогда же было установлено празднование святому. Самые мощи оставались под спудом. Благоговейные чтители памяти святого построили придел над мощами святого Максима Московского в честь преподобного Максима Исповедника. В 1698 году, по усердию московских жителей Максима Верховитина и Максима Шаровникова, старые церкви были разобраны. При сем отвалившийся от стены камень открыл великое сокровище – целебные мощи святого блаженного Максима. Они были с честью перенесены в один из Московских соборов, где находились во все время строения нового храма. Сей храм, существующий и доныне, был освящен во имя святого блаженного Максима с приделом в честь Максима Исповедника.

О храме

Москва. Церковь Максима Блаженного
Москва. Церковь Максима Блаженного

Церковь Максима Блаженного в Москве была построена в честь человека, прославившегося как первый московский юродивый. Известно, что он рано оставил свой дом и обосновался на Варварке около церкви Бориса и Глеба. В то время Москва переживала трудный период: постоянные междоусобицы, монгольское иго – все это истощало народное терпение. Максим Блаженный своей искренней верой и терпением утешал жителей города словами: «За терпенье даст Бог спасенье. Хоть люта зима, да сладок рай. Оттерпимся – и мы люди будем: исподволь и сырые дрова загораются». У него находились слова и для бедняков, и для грешников, а нечестность и лицемерие обличал, несмотря на богатство или высокое положение. Все время Блаженный Максим проводил в молитвах. Умер он предположительно 11 ноября 1434 года, у ограды все той же церкви Бориса и Глеба. Похоронил Максима Блаженного там же, в церковной ограде, некий Федор Кокчин, проживавший рядом с церковью. Его фамилию позже стали произносить как Кочкин, и храм долго называли «что у Кочкина двора».

По преданиям, на его могиле начали вершиться чудеса, исцелялись больные, многие получали помощь в своих нуждах. Рассказывалось о случаях, когда Блаженный Максим исцелял людей, приходя к ним во сне, или предупреждал об опасностях. В августе 16547 года были обретены мощи Максима Блаженного, после чего он был канонизирован Московским церковным собором. Собор также постановил праздновать в Москве день этого святого. Блаженный чудотворец Максим считался покровителем Москвы, поэтому день в его память стал праздником города. Главная молитва чудотворцу Максиму возносилась в Борисоглебской церкви.

До середины 16 века история церкви Максима Блаженого остается малоисследованной. Известно, что в 1434 году в Борисоглебской церкви был устроен придел в честь святого Максима Исповедника – подвижника Христа, а в 16 веке была построена каменная церковь в его честь, расположившаяся севернее церкви Бориса и Глеба.

По поводу строительства церкви Максима Блаженного в Москве существует несколько предположений. Согласно одному из них, на постройку новой каменной церкви пожертвовал средства сурожский купец-гость Василий Бобр с братией. Сурож – это древнее название Судака, но в те годы по привычке сурожанами называли самых богатых купцов, торговавших наиболее дорогими и редкими товарами, независимо от их места проживания. Купцов, которые занимались оптовой торговлей зарубежными товарами принято было называть «гостями». Торговая связь с Сурожем в то время практически угасла. Патрональная церковь сурожан, находившаяся на Лубянке в тот период пришла в упадок, и царь Иван III превратил ее в монастырь. Новая же каменная церковь, строившаяся на Варварке, по традициям того времени имела большой подклет, в котором можно было надежно укрыть товары в случае пожара, а также запереть от воров. Ее-то и освятили купцы во имя Максима Исповедника, у устроив в ней Борисоглебский придел.

По второй версии, выдвигаемой учеными-историками, каменная церковь Максима Блаженного появилась в Москве после обретения мощей святого. То есть не ранее 1547 года. Исследователи, придерживающиеся третьей версии, считают, церковь во имя святого Максима была построена после того, как сгорела деревянная церковь Бориса и Глеба, а случилось это в 1568 году.

Как было там ни было, но достоверно известно, что в 1568 году в Москве уже существовала каменная церковь с главным престолом, освященным во имя Максима Исповедника, а также с приделом во имя Бориса и Глеба. Следующее заметное событие в судьбе этой московской церкви также имеет несколько толкований. Принято считать, что в 1676 году церковь Максима Блаженного сгорела, и была обновлена по приказу и на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной в память недавно умершего царя Алексей Михайловича. А по мнению одного из известных москвоведов, обновление храма стоялось на следующий год после свадьбы государя с Натальей Нарышкиной, то есть в 1672 году.

В 1698 году, после смерти царицы Натальи Кирилловны, два состоятельных купца-гостя Максим Шаровников из Костромы и Максим Верховитинов из Москвы решили в честь своего небесного покровителя построить новую церковь, обустроив в ней главный придел во имя Максима блаженного и южный придел во имя святого Максима Исповедника. Когда старый храм Максима Исповедника разобрали, под ним обнаружили мощи блаженного. До окончания строительства новой церкви мощи перенесли в другой храм, а позже вернули обратно, поместив в серебряную раку.

Новая церковь также имела обширный подклет, но теперь он предназначался для укрытия от пожара имущества прихожан. В 1737 году, когда грандиозный пожар уничтожил почти половину центра Москвы, очень пострадала и церковь Максима Блаженного. Восстановили его в стиле барокко – непривычной для архитектуры Китай-города. А в 1812 году и церковь и приход сумели выстоять, эта церковь была одной из немногих, в которой службы не прекратились даже в самые суровые дни войны. Судя по этому факту, храм не слишком пострадал, потому что в сильно разрушенных или оскверненных церквях служить бело нельзя. За свои действия священник церкви Игнатий Иванов после окончания Отечественной войны по ходатайству генерал-губернатора Москвы графа Ф.Ф. Растопчина был награжден наперсным крестом. В 1827 году у церкви появилась новая колокольня со шпилем, сооруженная в стиле ампир. Сейчас колокольня заметно отклонилась от своей оси, и стала своеобразной московской «Пизанской башней».

Предания гласят, что страждущие вновь стали получать помощь от мощей блаженного Максима. Известна история, будто в 1860 году одной купеческой вдове во сне явился старец и велел совершить молитву святому Максиму блаженному, чтоб защитил ее от грозящего несчастья. Женщина утром отправилась в церковь на Варварке и сделала все так, как велел ей старец. Ближе к ночи ее одолела бессонница, и благодаря этому сумела заметить, ч то в доме начался пожар. Женщина успела разбудить семью и домочадцев, а также сохранить дом и имущество.

Среди прихожан церкви Максима Блаженного были знаменитые «водочные короли» Смирновы, которые задолго до появления рецепта Менделеева умели изготовлять качественную водку.

Около сорока лет хранились мощи блаженного в сем храме. В 1737 году произошел сильный пожар, известный под именем Троицкого. Пламя охватило и церковь во имя блаженного Максима Московского. Храм весь выгорел, сгорела и рака с мощами святого Максима. Уцелевшие части святых мощей были благоговейно собраны и переданы в сей храм в 1768 году. Здесь и до сего дня почивают мощи святого Максима, подавая исцеления во славу Божию. Аминь.

Подписывайтесь, вступайте в группу ПОНОМАРЬ

Подписаться в VK
Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ