О ПРОСФОРЕ

o prosfore_просфоры ПОТРЕБНИК

О ТОМ, КОМУ И КАК БРАТЬ ПРОСФОРУ.

Просфоры, из которых были вынуты частицы, раздаются верующим для потребления (вкушения; иногда, в больших приходах, — в разрезанном виде).

Беря просфору, следует помнить, что она является не простым хлебом, а одной из святынь, так как имеет отношение к Телу и Крови Господа. Поэтому брать ее и потреблять (т.е. съедать) не следует тем, кто по грехам своим не может прикасаться к церковным святыням (об этом уже говорилось выше)

Не достоит также брать просфору брадобрийцам, курящим, сквернословящим и не соблюдающим постов.

Тем же, кто достоин касается святыни, следует относиться к просфоре с благоговением и страхом Божиим.

Потребление просфоры должно быть не на ходу, спокойным, без поспешного проглатывания и непременно в молчании. Затем потребивший молитвенно благодарит Господа, совершая три поклона с крестным  знамением, первые два —- в пояс, а третий — в землю. При этом произносят молитву: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си» (поклон). «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си» (поклон). «Помяни мя, Снятый, егда приидеши во Царствии Си» (поклон земной).

Дора, Доры

Добавим здесь некоторые сведения и о том, что такое «Дора», или «Дары», и когда они «потребляются». «Дора», или точнее «Антидор» (с греческого — буквально «вместо дара»), — просфора, а вернее — остатки (называемые еще «подножие») той просфоры, из которой на Проскомидии был вынут св. Агнец для последующего (в Литургии верных) освящения священнослужителем (иереем или епископом) и преложения Духом Святым в истинное Тело Христово.

Церковный обычай раздавать «дары» восходит к християнской древности, когда в каждый воскресный день за Литургией (во исполнение заповеди Спасителя: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19) были причащающиеся (не только младенцы) св. Таин Тела и Крови Христовых. Несподобившимся «сих страшных Даров» (Симеон Солунский), св. Церковь, как бы взамен св. Таин, предлагает меньшую святыню на благословение и очищение души и телу, — живущим достойно звания християнского. Как и когда это совершается. После причащения себя (во время пения «причастных» стихов) священнодействующий раздробляет «подножие» по потребности: каждый священник примерно знает, сколько достойных могут приступить к этой святыне; при необходимости можно присовокупить и просфору Богородичную, и другие, из числа семи. После заамвонной молитвы, во время пения (или чтения) 33-го псалма, священнослужитель (епископ или иерей) раздает «дары» народу. Раздавая дору, он складывает персты руки так, как на благословение и крестное знамение, и берет дору тремя перстами, т.е. большим, безымянным и мизинцем, и к каждому приходящему говорит: «Милостив и щедр Господь: пищу дал есть боящимся Его» (Пс. 110, 4). Приходящий поклоняется священнослужителю в пояс (без крестного знамения), затем перекрестившись с молитвой Исусовой, принимает в правую свою руку св. дору, поддерживая левою, целует дающую руку священнослужителя, отходит на свое место и, не крестяся, потребляет дору с благоговением. Как правило, в тех приходах, где это имеет место, потребив св. дору, молящийся берет свою просфору, перекрестившись, целует ее во св. Крест и потребляет со страхом Божиим. После потребления доры и просфоры молится, как было указано выше.

А благословенный Всенощный хлеб (если он есть) предлагается молящимся, во время целования Креста. Как подходить ко Кресту, будет сказано ниже. Поцеловав св. Крест, берут благословенный хлеб и, потребив его, благодарят Бога следующей молитвой и поклонами: «Твоих даров достойны сотвори нас, Богородице Дево (поклон), презрящи согрешения наша (поклон), и падающи исцеления, иже с верою приемлющим благословение Твое, Пречистая» (поклон земной).

Благословенный хлеб дозволяется потреблять всем, в том числе и оглашенным, соблюдающим устав християнской жизни.

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

 

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ