В наш век почти полного равнодушия к молитве, поминальные трапезы (поминки) стали чуть ли не главным средством почтить память усопших родственников. Если в старину они были прежде всего делом милосердия и поставлялись в первую очередь бедным и сиротам как милостыня за умерших, то теперь эти обеды превратились в некий вид человекоугодия. Некоторые верующие ради такого случая не страшатся нарушать пост, и в постные дни уставляют стол всевозможными снедями — если не для себя, то для своих неверующих родственников.

Бывает, что родители на смертном одре просят детей не ставить на поминках спиртного, но дети, повинуясь безумию века сего, заботятся о том, чтобы на столе стояло побольше водки. Хотя эти люди не имеют никакого кощунственного умысла, скорбно видеть, как поминки, которые творят дети по родителям-христианам, выглядят явным поруганием веры отцов.

Как же должна совершаться поминки — поминальная трапеза в христианском доме?

Во-первых, желательно, чтобы она не совершалась в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Даже молитвенное поминание усопшего в храме, в некоторых случаях ради поста отлагается. Тем более, нисколько не повредит душе его, если мы в среду или в пятницу почтим память покойного, — но только молитвой, а угощение перенесем на другой день (на поминки).

Проявляя подобающую щедрость и гостеприимство, мы должны заботиться о том, чтобы не услаждение гортани и чрева было главной целью собрания гостей, но молитва и духовное поучение. Поэтому угощение не должно быть ухищренным и выходящим за пределы скромности даже и в разрешенные, так называемые скоромные дни. Сначала собравшимися поется либо панихида за усопшего, если он умер в правоверии, либо канон, после него — предобеденная молитва. Трапеза начинается вкушением кутии (пшеница с мёдом), по возможности освященной в церкви.

Передают ее по старшинству, и каждый непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с молитвою: «Покой, Господи, душу усопшего раба Своего, имя». Не пьют и чая , но медовые или ягодные взвары. В средней России принято ставить на трапезе блины и кисель. Спиртное на поминальной трапезе недопустимо. Ибо, как учит святой Златоуст, «аще твориши винопитием память умершему, и сотворявши званыя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему».

Избегать нужно не только омрачения вином, но и осуждения, празднословия и всего душевредного в застольных речах. Поэтому лучше всего трапезовать в молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем читает какое-либо соответствующее случаю поучение из святых книг. По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающихся, а затем поют стихеру 6 гласа «Содетелю и творче» и заупокойную литию, завершая ее 15-ю поклонами в память умершего.

Поминальные обеды (поминки) не созываются по самоубийцам и иным грешно и недостойно скончавшимся людям. Напротив, преподобный Фёдор Студит советует близким родственникам таких людей в течении сорока дней не есть мяса и при этом усердно творить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.

Перепечатано из «Русь Православная» №32-33, 98 год

Больше статей на нашем канале на  Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь