О паминальных трапезах

О паминальных трапезах ПОТРЕБНИК

О паминальных трапезах

В наш век почти полного равнодушия к молитве, поминальные трапезы стали чуть ли не главным средством почтить память усопших родственников. Если в старину они были прежде всего делом милосердия и поставлялись в первую очередь бедным и сиротам как милостыня за умерших, то теперь эти обеды превратились в некий вид человекоугодия. Некоторые верующие ради такого случая не страшатся нарушать пост, и в постные дни уставляют стол всевозможными снедями — если не для себя, то для своих неверующих родственников. (О паминальных трапезах)

Бывает, что родители на смертном одре просят детей не ставить на поминках спиртного, но дети, повинуясь безумию века сего, заботятся о том, чтобы на столе стояло побольше водки. Хотя эти люди не имеют никакого кощунственного умысла, скорбно видеть, как поминки, которые творят дети по родителям-христианам, выглядят явным поруганием веры отцов.

Как же должна совершаться поминальная трапеза в христианском доме?

Во-первых, желательно, чтобы она не совершалась в те дни, когда по уставу полагается строгий пост. Даже молитвенное поминание усопшего в храме, в некоторых случаях ради поста отлагается. Тем более, нисколько не повредит душе его, если мы в среду или в пятницу почтим память покойного, — но только молитвой, а угощение перенесем на другой день. (О паминальных трапезах)

Проявляя подобающую щедрость и гостеприимство, мы должны заботиться о том, чтобы не услаждение гортани и чрева было главной целью собрания гостей, но молитва и духовное поучение. Поэтому угощение не должно быть ухищренным и выходящим за пределы скромности даже и в разрешенные, так называемые скоромные дни.
Сначала собравшимися поется либо панихида за усопшего, если он умер в правоверии, либо канон, после него — предобеденная молитва. Трапеза начинается вкушением кутии (пшеница с мёдом), по возможности освященной в церкви.

Передают ее по старшинству, и каждый непременно ограждает себя крестным знамением и трижды отведывает кутию с молитвою: «Покой, Господи, душу усопшего раба Своего, имя». Не пьют и чая , но медовые или ягодные взвары. В средней России принято ставить на трапезе блины и кисель. Спиртное на поминальной трапезе недопустимо. Ибо, как учит святой Златоуст, «аще твориши винопитием память умершему, и сотворявши званыя упиватися, не избавление от муки душе умершего ходатайствуеши, но приложение огня геенского содеваеши ему».

Избегать нужно не только омрачения вином, но и осуждения, празднословия и всего душевредного в застольных речах. Поэтому лучше всего трапезовать в молчании, когда кто-то один громко, во услышание всем читает какое-либо соответствующее случаю поучение из святых книг.
По восстании от трапезы молятся сначала за обед и о здравии питающихся, а затем поют стихеру 6 гласа «Содетелю и творче» и заупокойную литию, завершая ее 15-ю поклонами в память умершего.

Поминальные обеды не созываются по самоубийцам и иным грешно и недостойно скончавшимся людям. Напротив, преподобный Фёдор Студит советует близким родственникам таких людей в течении сорока дней не есть мяса и при этом усердно творить милостыню, прежде всего из имущества самого погибшего.

Перепечатано из «Русь Православная» №32-33, 98 год      

Больше статей на нашем канале на  Яндекс.Дзен

Понравилась статья ОЦЕНИ!!!
( Пока оценок нет )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ