О начертании, в свете споров о штрих-коде

Сочинение нижне енисейского старовера А.Г. Мурачева, направленное против популярной до сих пор в народной православной среде теории о компьютере — антихристе, одно из проявлений которой состоит в представлении о штрих-коде как печати антихриста. В 1990-е гг. это представление усваивается староверами — часовенными Нижнего Енисея, а также насельниками Дубчесских скитов – наиболее авторитетного духовного центра часовенных. А.Г. Мурачев позиционирует себя как последнего на Нижнем Енисее защитника истинного православия от проникновения иноверной ереси о штрих-коде, которую он называет «баптистскими выдумками». В подтверждение своих обличений он приводит многочисленные цитаты из Священного Писания, отцов Церкви о вреде чтения еретических книг.

Выдающийся сибирский писатель — старообрядец второй половины ХХ в. А.Г. Мурачев (1916–2008) был по преимуществу религиозным писателем, хотя ему принадлежат и поразительные по силе литературного таланта мемуары о разгроме в марте 1951 г. в низовьях Енисея старообрядческих Дубчесских скитов, опубликованные в свое время в «Новом мире». Сам он провел несколько лет в этих скитах как послушник и был последним учеником погибшего в сталинском концлагере игумена о. Симеона; защитником и проповедником его заветов А.Г. Мурачев считал себя всю жизнь. Большая часть наследия А.Г. Мурачева – богословские трактаты и полемика, часто тесно связанные. Точно так же и публикуемое ниже сочинение содержит острую полемику с наиболее авторитетным монастырским центром сибирских староверов-часовенных – Дубчесскими скитами 1990-х гг. Идейным обоснованием этой полемики послужила оригинальная богословская теория о мировой истории и конце света, выработанная им в 1960–1990-е гг. Вкратце она такова. От рождества Христова до его второго пришествия должны пройти семь «времен»: первое – до завершения проповеди апостолов, второе – период гонений, заканчивающийся при Константине Великом, третье охватывает примерно 700 лет, когда правили благочестивые цари, четвертое – начало отступления мира под власть сатаны (отпадение католиков, униатов и реформа патриарха Никона). Четвертое время – «царство наложницы сатаны» в России, т.е. реформированной патриархом православной церкви, которое закончилось в 1917 г. После этого началось, по представлениям А.Г. Мурачева, предсказанное пророками и Иоанном Богословом тотальное уничтожение еретической церкви (как считал енисейский книжник – «вавилонской блудницы» Апокалипсиса). Затем, как писал А.Г. Мурачев, наступило пятое время, еще очень далекое от завершения человеческой истории. Это, по его представлениям, время упадка старообрядчества, потери веры и былой высокой нравственности, связанное с утверждением в России, а после Второй мировой войны и в ряде европейских стран, социализма, ориентированного на построение земного царства благополучия. Шестое время – период стихийных бедствий и уничтожения значительной части человечества, когда воцаряется антихрист и проповедуют Илья и Енох. Седьмое время – краткий отрезок мирного существования накануне Страшного Суда небольшого количества уцелевших избранных.

О начертании, в свете споров о штрих-коде
Берестяная книга «Стихосложение» А. Г. Мурачёва, 1991

А.Г. Мурачев пришел к убеждению, что современное ему нижне енисейское старообрядчество часовенного согласия во главе с Дубчесскими скитами является убедительным примером упадка, характерного для «пятого времени». В своих сочинениях 1990–2000-х гг. он обличает отступления староверов от прежних соборных правил и уставов, утвержденных в период игуменства о. Симеона и о. Антония – авторитетных руководителей скитов. Например, в 1970-е гг. было запрещено не только молитвенное, но и бытовое (в еде, общении) «смешение» с так называемыми «кадровыми»: госслужащими и членами профсоюзов. В 1990-е гг. А.Г. Мурачев констатировал повсеместное забвение этих правил тесную дружбу староверов и их наставников со всевозможным государственным начальством, не принадлежавшим к старообрядчеству. Особенно его возмущали объединения охотников — любителей, между членами которых государство стало разделять охотничьи угодья на участки, которые закреплялись за бригадами или индивидуальными промысловиками. Для тех староверов, которые в подобные объединения не вступали, избегая контактов с государственными служащими (по старым представлениям о. Симеона и о. Антония – слугами антихриста), охота, одно из основных трудовых занятий на севере Красноярского края, стала невозможной. В порыве острого религиозно — социального протеста А.Г. Мурачев назвал одно из таких профессиональных объединений охотников «любительским безбожным обществом предотечи антихриста». Усвоение скитами чуждой православию теории о штрих-коде как «начертании», т. е. печати антихриста – еще один признак, по убеждению А.Г. Мурачева, отпадения «в нечестие» Дубчесских скитов и окормляемой ими старообрядческой округи.

Представление о штрих-коде как печати антихриста отмечено еще в 1970-е гг. в среде так называемых «новых протестантов», «евангелических христиан». Оно составляло часть теории о мировом компьютере «Зверь», с помощью которого из Брюсселя инфернальные силы якобы пытались подчинить человечество. Штрих-код при этом наносился каждому человеку лазерным лучом как его индивидуальный номер. Теория распространилась по всему миру. Высказано мнение, что ее старообрядческий вариант – перевод отрывков книги «евангелистской проповедницы Мэри Стюарт Рэлф»

Wolf_Kitses. Компьютер по имени зверь. (дата обращения: 04.12.2017)

Видимо, какой-то журнал с изложением этой теории, проникшей в Россию не только к староверам, но и к прихожанам РПЦ, и попал на Нижний Енисей. О его бесконтрольном, некритическом чтении с возмущением пишет А.Г. Мурачев в публикуемом ниже сочинении, называя изложенную в журнале теорию «баптистским мудрованием». Сочинение А.Г. Мурачева «О начертании» публикуется не только потому, что представляет собой современное оригинальное произведение крестьянской богословской мысли на актуальную тему, но и по многочисленным просьбам почитателей творчества енисейского книжника. За недостатком места в настоящем журнале сочинение публикуется не полностью, исключено несколько фрагментов: опущены в основном подборки цитат отцов церкви и авторитетных церковных писателей о пагубности чтения христианами еретических книг. Пропущенные фрагменты обозначены квадратными скобками с отточием внутри. Сокращения раскрыты в круглых скобках.

А.Г. Мурачев. О начертании

Когда были наши старцы забраны в тюрьму в 1951-м году, целый год сидели следственно, а потом всех рассеяли по лагерям. Отец Симеон говорил братии:

«Мне — то не дожить до свободы, а вы освободитесь, вас долго не продержат. Только потом ищите меня в Дубчесе на старом месте, я духом буду там».

Так и случилось, он скончался в лагере в 1953-м г., а в 1954-м г. старцы все освободились из лагерей, стали собираться в Дубческую пустыню. По первости все было тихо, скромно и благодатно, а потом год от году стало быть шумнее и роскошнее. Загудели моторы и моторные лотки, появились по технике искусные механики, которые, естественно, могут быть в писании не горазды. Кому наскучило и надоело жить хозяйством, бросает и едет туда под покровительство старцев и стариц, а потом к ним то дети, то родные посетители, и поток людской ни зимой, ни летом не прерывается туда. Американские християне зачастили, неся вести с округ света, переполняя слухи старцев и стариц дивесами, в какой роскоше и слабости погрязли сами. А старцы с восхищением слушают рассказы и потом рассуждают, утверждают и заключают разные фантазы.

Афанасий Герасимович Мурачёв, В 2000 году в гостях у Н. Н. Покровского
Афанасий Герасимович Мурачёв, В 2000 году в гостях у Н. Н. Покровского

С 1954 до 1994 года минуло 40 лет благодатнаго времени, как древнему Израилю в пустыне. В 1995-м году Уральское християнство покачнулось в никониянство, у нас в Сибире християнство склонилось в баптистское мудрование по части компьютерных знаков совершенно ложно и неосновательно. Стали утверждать начертание, что самое горестно и бедственно, что скиты неотвратимо и неумолимо уверовали в баптистское лжетолкование о начертании. Вот теперь можно думать, что отца Симеона присутствие и покровительство скитов кончилось, благодать отступила, скоро что-то должно произойти со скитами, на этом не остановятся, еще будут делать какие-то отклонения. Прежде отец Симеон так строго осуждал членов Союза, а теперь его братия со членами любительскаго безбожнаго обчества предотечи антихристова еще злее кадровых, более преступнее по части евангельских заповедей, а современные старцы принимают их на исповедь, дают им святыню, благословляют их на все духовные дела, а они опять благословляют дальше, и уже благословение пошло членское, безблагодатное. Хотя они не отлучены людями, но отлучены святых отец правилами.

Когда-то лет 5–6 назад отец Виталий* на Индыгином* читает с вероятностью принародно журналишка о начертании, баптистские выдумки. Я только подумал, вот это по твоей мудрости, если истиннаго Писания не знаешь, а он во Апокалипсисе отнюд не разбирается. Тогда мне даже в мысль не пришло, что будет время, что скиты это за догмат примут. От неправильнаго определения времен и от лукаваго понимания сколько в древности произошло смут, самосожжений, самоуморений и прочего, как пишется в Историе Смирнова на 53 странице, а также и в Туве не от сего ли, т.е. от ложнаго понимания времен применяли самоистребление. Как нам Писание запрещает, увещевает, умоляет, чтоб не читать еретических книг, чтоб как-нибудь случайно не заразиться ими. Показание от Святаго Писания о том, что правоверным християном, а особенно молодым, книг еретических и безбожных не читать. Книга Катихиз(ис) малый, лист 27 оборот.

Вопрос. Которая есть пятая заповедь церковная? Ответ:

Еретических книг не прочитати, и к сборищам их не ходити, и учения не слушати. Тако же не сущу кому ученому в словопрение с ними не вдаватися и всячески отрицатися их, по писанному, еретика человека по первом и втором наказании отрицайся. Запрещение 7 собор(а), прав(ило). 9. Аще епископ, или презвитер, или диякон, и всяк от церковнаго чина обрящется, чтый еретическия книги, иже сопротивляются истине, священницы да извергнутся, мирстии же да отлучатся.

Книга Кирил(ла) Иер(у)салимск(ого), лист 24.

От странских всех книг уклоняйся. Что ли тебе и чужим словесем, или законом, или лжепророком, и яже убо совращают легчайшия в вере. Что бо не стает в законе Божии, да на те странския кощуны устремляешися. Аще бо повестныя хощеши почитати, то имаши пророки, Иова и приточники, в них же всякая твори ухищрения и большую остроту умную обрящеши. Аще ли песнем хощеши, то имаши. Псалтырь или законно исповедание, преславныи Господа закон. Всех же убо чуждих и диявольских сетей крепко уклоняйся. Ниже.

А в еретическия отреченныя (книги) заповедаша (свт. отцы) отнюд не приницати, еже есть врази Божии, и се мудрование тех, ими же отводят от Бога и приводят бесом в пагубу) […]

Какое опасение и отвращение имели свт. отцы от еретическаго писания и учения, теперь по сравнению с ними это в какую низость и безразличие пришли современные старцы, что баптистское мудрование и толкование приняли за сущую истину по части начертания, что противно апокалипсическому Писанию, и святых отец толкованию, и самому событию времен. Апокалипсис поведает о начертании в шестом времени, или сказать, в шестых знамениих, а баптисты, ложно толкуя, приблизили в пятом времени, компьютерные знаки за начертание невежественно поняли. Помимо Апокалипсиса никто не может правильно судить о временах. А также апокалипсические знамении нужно строго распределять по событию времен и нужно строго верить пророческому Писанию, но отнюдь не у баптистов учиться и следовать их толкованию. Говорит Апокалипсис, глава 13, стих 11:

«И видех инаго зверя, восходящаго от земли и имеяше рога два, подобна агнчим, и глаголаше, яко змий. И власть перваго зверя всю творяше пред ним, и творяше землю и вся живущия на ней поклонитися первому зверю, ему же исцелена бысть язва смертная. И сотвори чудеса велика, да и огнь сотворит сходити с небесе на землю пред человеки. И льстит живущыя на земли ради знамений, яже дана быша ему пред зверем творити, глаголя живущым на земли сотворити образ зверю, иже имать язву оружную, и жив бысть. И дано бысть ему дати духобразу зверину, да проглаголет икона зверина и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут. И сотворит вся малыя и великия, богатыя и убогия, свободныя и работныя, да даст им начертание на десней руце их или на челах их, да никтоже возможет ни купити, ни продати, токмо кто имать начертание, или имя зверя, или число имени его. Зде мудрость есть, иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его шестьсот шестьдесят шесть».

Говорит:

«Поклонившимся ему даст начертание, т.е. чертежь или надпись: или имя зверя, или число имени его, 666 только два знака, а старцы вопреки святому Духу стали утверждать три знака: начертание, имя зверя и число имени его. А Апокалипсис говорит : «Аще кто приложит к сим, наложит Бог на него язв, написанных в книзе сей, и аще кто отимет от словес книги пророчествия сего, отимет Бог часть его от книги животныя»

Воистинну баптистское еретическое скверное толкование о ложном начертании, сопротивное истине. Говорит пророчество, что начертание или написание будет даваться на чело или на десницу поклонившимся антихристу, которое будет в шестом времени, а баптисты совершенно суеверно, лживо поняли электронно — компьютерные знаки за начертание в пятом времени, которые виднеются на всех товарах покупаемых, только не на челах и не на десницах. И вот наши старцы в это уверовали. По правилу выше показанному они подлежат отлучению за суеверие, а получается наоборот, они нас невинно хотят отлучать за то, что мы не приемлем баптистское суеверное мудрование о ложном начертании. Где же тут правосудие? Где тут страх Господень, уклоняющий всякаго от зла? Где тут чистая совесть, дар Божий. Как говорится о живых в Евангелии:

«И тии не внидоша в претор, да не осквернятся, но да ядят пасху».

Жидове жаждущие невинной крови и смерти Христовой, привели Его к Пилату в претор, а сами не зашли в языческий претор, чтоб не оскверниться, они приготовились ясти пасху, т.е. причащаться. Они не считали за грех мучить, издеваться и распять невиннаго Христа. А теперь и у нас не считают за грех веровать баптистскому суетному толкованию о ложном начертании, и если кто не будет веровать в баптистское ложное начертание, тех отлучать. Спрашивается: если сами отлученые правилами, могут ли отлучать невинных людей? Никак нет.

А теперь я вынужден пояснить сон. Виделось мне, что я стою в обители матери Софии с восточной стороны и вижу, что отец Антоний вышел ис келии и идет ко мне в полном облачении, я стою недвижимо. Он подошол ко мне, поклонился до земли, даже священной своей главой задел мою грешничу правую ногу, когда расклонился и сказал:

«Афанасий, помогай старцам воспитывать стариц».

С этими словами мне в мысль передалось, что нужно помогать отцу Михаилу, и тут я разбудился. Это было в 94-м году. Тогда я задумывался, чем я могу помочь? Я живу в миру так далеко от них, они и сами ежедневно читают Писание. А тогда они еще были не заражены баптистским суеверием начертании, а теперь мне стало ясно, чего ради отец Антоний кланялся в ногу, уже было предведение Божие, что старцы уклонятся в баптистское мудрование и стариц совратят в суеверие, это потому, что отец Антоний был для стариц духовным отцом, это его гнетущая жалость и скорбь о том, что его духовные чада уклонятся в суеверие. По Божию проуведению он знал, что не кому не нужно и некто не займется разоблачить эту лесть душепагубную, потому что нужно знать твердо Писание и нужно иметь чистую и необольстимую совесть, несмотря на множество невеждных противников, которые изменили Церкви Христовой и стали членами любительскаго безбожнаго обчества предотечи антихристова. Это не мое достоинство, что6в отец Антоний меня обязалг, а это Божие избрание. Как говорит апостол:

«Аще ли иному открыется седящу, первый да молчит».

А у нас творится напротив, если я последний не верую в ложное начертание, то первые стараются всячески меня злоречить, клеветать и осуждать. А я надеясь на молитвы отца Симеона и отца Антония, решаюсь ради Христа терпеть все, только возложенной отцом Антонием обязанности и подвига не оставлять. Говорит Христос :

«Испытайте Писаний, яко вы мните в них имети живот вечный».

Теперь у нас идет спорный вопрос о начертании. Требовалось бы попытаться и поискать в Писании более разумнаго смысла, но главенство у нас не считают нужным искаться и пытать, говорят:

«В баптистском журнале все ясно, только нужно веровать».

А в том же журнале далее баптисты пишут о восхищении церкви, которое должно было быть позапрошлый год 22 октября, но не слышно, что баптисты восхитились, так же как и все подобно клопам по земле ползают до сего дня. Как кажется рисково, наше главенство доверили свои души баптистскому мудрованию. Говорит Христос:

«А иже аще соблазнит единаго от малых сих верующих в мя, уне есть ему, да обесится жернов осельский на выи его и потонет в пучине морстей»

Теперь наши старцы сильно подействовали на окружающих християн, чтоб баптистское мудрование о ложном начертании люди приняли за истину, а жалкие люди действительно доверили свои невинные души, приняли это суеверие за истину. Вместо лекарства выпили яд за неопытность врача, и вместо Царствия Небеснаго, обреченные во ад, если не покаются. В основу ставят то, что когда в скиты навезли американских вещей с начертанием, и вот что-то стало мерещить скитяном, якобы из-за начертания, а когда стало сомнение, диявол подстроил ложное заключение и ввел всех в суеверие. Это уже последное отпадение скитов, разве только еще останутся в Туве.

Ириней Псковский, на пророка Захарию.

«Кратко рещи, пророк свидетельствует, что когда придет учрежденное время, то беззакония лжепастырей так будут явны, что все в лице оплюют их и возимеют к ним ненависть и отвращение. Почему хотя и мнятся быть мудрыми и почтения достойными, но и то, и другое отимется от них, ибо клятва Божия падет и на мышцы их, и на очеса десная».

Глава 13, лист 141 об.

Ответ Варсанофия на вопрос Иоанна:

«Занимающие престолы священства во всем мире будут вовсе неискусны и не будут знать художества добродетели. Таковы же будут и предстоятели монашествующих, ибо все будут низложены чревоугодием и тщеславием и будут служить для людей более соблазном, чем образцом, посему добродетель будет пренебрежена еще более, сребролюбие же будет царствовать тогда, и горе монахам, богатеющим златом, ибо таковые будут поношением для Бога и не узрят лица Бога живаго… Посему, сын мой, как я уже сказал прежде, многие, будучи одержимы неведением, падут в пропасть, заблуждаясь в широте широкаго и пространнаго пути».

Книга Григориево видение, лист 100. А се чин иноческий. И еще отлучи Господь от шуих полк велик зело, е же бе чин иноческий, их же видев аз и помрачихся, яко иже быша Христа ради иноцы, и что се ныне в шуих части учинены быша. Бяху же лица их омрачена и светильники держащее темны и без масла. На выях же их леность и небрежение, якоже птица седящи, нарицаемая типий. Уныние же и нерадение, яко змии висяху. Непокорение же яко железа тяжка и обдержаше хребет их. На них же воззре Господь и разгневася, яко одолеша их страсти и оскверниша второе данное им святое крещение, и обещания своего не сохраниша, и раби быша страстем плотьским в помышлениих своих. И сего ради отрече на них Господь. Они же слышавшее той горький ответ, начаша звати от сердца: Помилуй нас, яко тебе единаго познахом и святому имени твоему служихом день и нощь, и твоим именем бесы изгонихом и пророчествовахом хотящая бытии. И сия глаголющим им, и бысть глас к ним трубою:

«Отидите от мене, проклятии, в огнь вечныи, яко не послушасте гласа моего, и аз вас не слушаю». И абие суровии ангели влечаху их нуждею во огнь вечныи и в лютую муку. И рече ми святыи ангел, яко на скончание века иноческий чин отнюд в погибель отлучится, яко мало неких возлюбивших труд, и болезнь, и смирение. В конец века сатанину царству наченшуся, страстьми и похотьми и всякими козньми многих привлечет к себе, паче же таковых, иже Христа ради нищеты и смирения ко всем не стяжавших, и того ради таковии отнюд погибнут».

Зольникова, Н. Д. Сочинение писателя — старовера А.Г. Мурачева «о начертании» в свете споров о штрих-коде как печати антихриста / Н. Д. Зольникова // Гуманитарные науки в Сибири. – 2018. – Т. 25, № 1. – С. 96-100. – DOI 10.15372/HSS20180115. – EDN YTMSQX.

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь