Биография о. Евсевия Шарыпова.

Евсевий Федотович Шарыпов родился в 1863 г. в зажиточной крестьянской семье старообрядцев в с. Салба Идринского района Красноярского края, что в 70-80 км. от г. Минусинска. В семье было пятеро сыновей, трое из которых: Георгий, Евсевий и Арсений впоследствии стали священниками. Изначально они были беспоповцами, но в 1890-х годах в семье произошел идеологический переворот, и они приняли священство белокриницкой иерархии. Точный год, когда Евсевий Федотович принял священнический сан неизвестен. У него с супругой Екатериной Андриановной было восемь детей: два сына и шесть дочерей. Старший сын Иоаким также стал священником. Когда начались гонения на церковь в 1937 г., первым забрали о. Иоакима. После допросов и пыток в застенках НКВД его отпустили домой умирать. По воспоминаниям родственников, он едва добрался до дома, упал на крыльце и сказал, что его отпустили умирать. Через пару дней о. Иоаким умер. Ему было 48 лет. Сохранилась фотография, где о. Евсевий отпевает своего сына.

о. Евсевий Шарыпов 1915 г
о. Евсевий Шарыпов 1915 г
Два брата - о. Арсений и о. Евсевий Шарыповы 1920-е гг.
Два брата — о. Арсений и о. Евсевий Шарыповы 1920-е гг.
с. Салба, общая фотография у храма, 1920-30-е гг.
с. Салба, общая фотография у храма, 1920-30-е гг.

Какое-то время о. Евсевий служил в с. Знаменка республики Тува. К сожалению, информации о годах его служения там нет. Известно также, что он служил в г. Минусинске и окормлял другие приходы в округе. Например, в 1915 г. он совершал освящение храма во имя Николы Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца в с. Верхне-Усинском, что находится за Саянским хребтом на границе с Монголией. На освящение также прибыл благочинный округа о. Трифон Сухов, будущий еп. Тихон Томско-Алтайский. По окончании службы о. Трифон объявил, что по благословению еп. Иоасафа, о. Евсевий награждается серебряным наперстным крестом.

В связи со служением в с. Знаменка сохранилось следующее свидетельство: Дорофей Игнатьевич Зайцев, уроженец деревни Знаменка, сейчас это село Сарыг-Сеп, центр Каа-Хемского района, в 2004 г. рассказал в своем интервью газете «Центр Азии» о том, как мальчишкой в ноябре 1923 года был свидетелем крещения Салчака Токи старообрядческим священником о. Евсевием Шарыповым. Салчак Тока в будущем встал на посту политического лидера Тувы: сначала – первого секретаря Тувинской народно-революционной партии, а после вхождения республики в состав СССР – первого секретаря Тувинского областного комитета компартии.

«Возле нашего дома стояла деревянная старообрядческая церковь, в которой староверы молились. Главным в этой церкви был Евсей Шарыпов. Солчак Тока после того как остался сиротой воспитывался в семье старообрядцев Михайловых, решил жениться на Анне Нифантьевне Лубошниковой, проживающей в Медведевке. Анна была староверка, а Тока – нехристь, поэтому и решили его сначала крестить.

Крестили в проруби, ее вырубили шириной примерно в метр, рядом положили половичок. Крестил батюшка Евсей, а мы, пацаны, рядом на самодельных коньках катались и, помню, кричали громко: «Нехристя крестят, нехристя крестят!» Тока сбросил с себя шубенку, валенки, а батюшка его – за волосы и куряет в эту прорубь! Помню, что назвали его при крещении Титом Прокопьевичем.

Потом Току и Анну этот же батюшка Евсей венчал в медведевской церкви. Думаю, что я остался одним из последних живых свидетелей крещения Салчака Токи. Но потом, часто встречаясь с Салчаком Калбакхорековичем, я никогда на эту тему с ним не говорил. Тема была деликатная. Когда Току отправили учиться в Москву, родители Анны запретили ей уезжать в антихристианский город. У них была дочь, умерла от болезни в восьмилетнем возрасте».

О том, что у Токи уже была на родине жена, только не по светским, а по старообрядческим церковным законам, быстро забылось. Таково свойство памяти: если какой-то факт очень стараются забыть как не соответствующий требованиям времени, то он очень быстро стирается из истории. А первый брак Токи как раз и был таким не соответствующим коммунистическим идеалам – религиозным, с предшествующим ему крещением по старообрядческому канону, что совсем не к лицу партийному лидеру даже в качестве ошибки молодости. Так что о нем и сам Тока не распространялся, и очевидцы помалкивали до времени.

Дорофей Игнатьевич Зайцев прожил большую жизнь – девяносто пять лет, скончался в Москве в 2009 году, и с его смертью не осталось ни одного свидетеля того крещения и первого брака Салчака Токи. Его сын Валентин Тока вспоминает: «Как-то, я уже взрослым был, мы с отцом разговорились, и он рассказал, что крестился в проруби и женился потому, что старшие велели, а слово старших тогда законом было.»

6 ноября 1937 года о. Евсевий был арестован и приговорен к высшей мере наказания — расстрелу, который, согласно документам, был приведен в исполнение через месяц —          6 декабря 1937 г. О. Евсевию было 74 года. Однако, согласно дошедшим до нас воспоминаниям свидетелей, о. Евсевий был не расстрелян, как написано в официальных документах, а был обезглавлен. За день до этого, некоторые из прихожан пришли навестить его. У них была возможность подойти к окну камеры, где находился о. Евсевий, и он сообщил, что на следующий день его уводят на этап. Если его уведут, то он оставит на дороге свой пояс. Прихожане попрощались с ним, спели на прощание некоторые песнопения. А на следующий день, нашли на дороге пояс о. Евсевия. Видимо позже до них дошли сведения, как окончился земной путь их духовного отца. Это произошло через два дня после праздника Введения Пр. Богородицы и всего за день до дня Ангела его супруги м. Екатерины. По сохранившимся воспоминаниям, м. Екатерину тоже арестовали вскоре после о. Евсевия, но через некоторое время отпустили. Она упокоилась дома примерно через неделю после этого события.

Кликните по фото чтобы увеличить

матушка Елена (Рожкова)

Братии и сестры если вы или ваши близкие обладаете информацией о жизни, служении,а также фотографиями  о. Евсевия Шорыпова свяжитесь с администратором сайта: zubarevgen@rpsctyva.ru

Продолжение следует.

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь