Данная глава О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ представляет собой сокращенное изложение одноименной статьи из «Православно-старообрядческого церковного календаря» на 1995 год.
О БЛАГОСЛОВЕНИИ СВЯТИТЕЛЬСКОМ И СВЯЩЕННИЧЕСКОМ
Благословение — это, выражаясь современным языком, согласие и разрешение на конкретно определенное богоугодное и спасительное дело. О том же, какие дела богоугодны и спасительны для нас, мы должны поучаться у Бога — Источника всяких благословений, в Священном Писании и Священном Предании.
Через благословение священническое и, конечно, прежде всего епископское, Господь невидимо посылает всякое добро тем, кто искренне и с усердием просит на «добро» (Ияк. 4, 3) и с верой принимает его. Свв. отцы пишут, что если кто с пренебрежением относится к священническому благословению, тот есть безбожник и отрекается от Христа, Который поставляет священников (св. Игнатий Богоносец).
Для сведения и напоминания скажем, что мужчинам, не желающим носить бороду, всем курящим табак и т.п. душепагубное зелье, оскверняющим свой язык бранными ругательствами, скверными, гнилыми словами (Еф. 4, 29) и подверженным другим непотребным привычкам, порочащим християнское звание, женщинам и девицам, находящимся в состоянии нечистоты (месячных), а также женскому полу (разве, кроме юных отроковиц) с непокрытой головой не подобает просить благословения, а пастырям подобает не благословлять, если таковые дерзают и требуют. В противном случае, власть, данная Богом пастырям «в созидание святой Церкви» (см. 2 Кор. 10, 8), будет употреблена на разорение спасительных Ея уставов
Получить благословение Божие через истинного пастыря Церкви Христовой — дело святое, очень важное и спасительное для каждого правоверующего християнина.
Практически это совершается следующим образом. Следует, не совершая крестного знамения, поклониться священнослужителю до земли и сказать: «Прости мя, владыко святыи, и благослови» (если это епископ; а если это священник, то ему говорят: «Прости мя, отче честный, и благослови»). Пастырь на это отвечает: «Бог да простит тя». Далее просящий благословения говорит свое имя.
После этого благословляющий ограждает просящего крестным знамением и произносит молитву: «Благословение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа на рабе Божием (или: рабе Божией: называя имя) всегда, и ныне и присно, и во веки веком». Получивший благословение отвечает: «Аминь» и целует руку давшего благословение. Затем благословивший говорит: «Христос посреде нас», а получивший благословение свидетельствует ему: «Есть и будет», и целует его в правое плечо и вновь, не крестясь, кланяется в землю.