Возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели! Все мы грешные и ошибаемся, все спотыкаемся и падаем, ибо мы люди и нам свойственно падать и вставать. Однако мы верим, что грехи наши, если мы и совершаем, то по большей части из немощи человеческой, а не из лихого умысла. Однако весьма, весьма много есть и таких грехов, которые совершаются нами и по неведению. О, неведение! Как во мраке не сияет свет, так в неведении не познается истина! К сожалению, многие из нас оступились и впали в тяжелые грехи, совершенно не подозревая об их тяжести. По все тому же неведению приняли страшное и губительное за малое и не приносящее вреда. А посему мы посчитали должным выложить кратко на нашем сайте правила из «Номоканон».

Номоканон (греч. номоканон — νоμокανών от греч. νόμоς— закон, устав + греч. кάνών — канон, правило) (кормчая книга) — основной канонический сборник Православной Церкви. Издан в Константинополе в 883-м году. С конца XIII века Номоканоны в русской переработке получили название «Кормчие книги». В Номоканоне содержатся все церковные правила: св. Апостолов, Вселенских и Поместных Соборов, а также св. Отцов. Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Анастасия.

Эти правила затрагивают практически все сферы нашей жизни, руководят нами на пути спасения, указывают на степень тяжести и предлагают меру покаяния (искупления) тех или иных грехов. Мы надеемся, возлюбленные о Христе братия и сестры и дорогие читатели, что постепенно вникая в эти правила нам с Вами удастся пролить свет на происходящее с нами и вокруг нас. Вполне возможно, что для многих будут открыты и достаточно шокирующие вещи, а поэтому напоминаем Вам, что эти правила даны в руководство духовным наставникам и лишь последние имеют право определять меру применения этих правил в каждом отдельном случае. А посему, если обнаружится для Вас нечто смущающее, то не спешите с выводами, но обратитесь к Вашему духовному отцу, который сможет дать Вам правильные рекомендации. Итак, да просветит нас Господь наш Исус Христос светом разума, управит пути наши ко спасению, заступит, спасет, помилует и сохранит нас Своею благодатию!

От правил и заповедей святых апостол и святых отец правильное узаконение.

Правило 1

Всякий православный христианин должен иметь духовнаго отца, к нему же почасту исповедывал вся согрешения своя и получал на сие не столько одно духовное врачевание, но и совершенное прощение во оных пред Богом. Ибо кто в мире живет, а отца духовнаго не имеет, то велию беду наносит таковый душе своей, лучше бы ему не родиться, по выражению 61-ой главы (Сына церковнаго) Исповедь начинают творить с отрочества по мере сознания добра и зла каждаго, по 4-му ответу Иоанна Киторжскаго к Ковасиле епископу Драчевскому, мужеский пол по четыренадесяти лет, а женский в двунадесяти ( Матф. Правили.). Но аще более смышленые суть отрочата, то и по десяти летех нужно их исповедати, по 18 ответу Тимофея Александрийскаго. А 209 правило печатных номоканонов указывает 48 ответ Феодора Вальсамона к Марку Александрийскому, где по шести летех и мужеский, и женский пол повелевает исповедати ( эти ответы Вальсам, в 5 книге у Севаста Арменопула).

Правило 2

Кто не держит епитимии, т. е. запрещения своего духовнаго отца, чтобы престати ему от того греха, который отлучает его от святаго общения, тот. по 44 и 85 прав.Васил. Велик., отлучается всеконечно, дондеже не престанет от своего греха.

Правило 3

Кто самовольно отречеся Христа, тот по раскаянии его во всю жизнь да будет отлучен от причащения, а на кончине да причастится. Но аще убоявшись мук отречется Христа, то чрез 11 лет его покаяния да причащается. Аще ли и муки за Христа подъял, но, не стерпев до конца. Христа отречеся, чрез три лета покаяния его да причащается. Зри прав. Василия Великаго 73 и 81, и еще все правила Петра Александрийскаго, и первыя 9 правил собора Ангкирскаго, и 2-е прав. Григория Нисскаго.

Правило 4

Кто волхвует каким бы то ни было образом с разумом, что в этом действует сила демонов, тот по 65 и 72 правилу Василия Великого яко убийца на 20 лет отлучается, а кто волхвует обольщаясь, и сам и людей обольщает, яко бы по Божию откровению это он делает, а равно и все те, которые ходят к волхвом с полным доверием получить от них себе полезное, по 83 прав, того же Вас. Вел. и 61 Шестаго вселенскаго собора на шесть лет отлучаются. Кто единократно ходил к волхву и притом без сознания, что он действует чрез демонов, по толкованию Вальсамона на 61-е прав. Шестаго собора, и 83 Василия Велик, снисходительнее и 6-ти лет епитимийствуется. По 24 прав. Анкирск. собора ходящий к волхвом по неверию, что Христос есть Бог, отлучается как добровольный отступник веры. А которые по малодушию болезни или другой какой тесноты идут к волхвам, обольщаясь надеждою получить какую-либо себе пользу, те судятся как отступники Христа, не вытерпевши мук, или математики, т.е. в назначении добрых чисел и злых.

Правило 5

Табак курить или нюхать весьма предосудительно. Благочестивые русские цари Михаил Феодорович и Алексий Михаилович, под смертною казнью сие запрещали ( Улож. царя Алексия Мих., изд.7156 лета глава 25 ). А в книге (О вере) изданной по благословению московскаго патриарха Иосифа, в 15 главе о помраченном пьянстве говорится :  (при забаве и утехе пиянства и бесовская табака возниче в ней же наипаче человецы повредишася и в чувство приити не хотят). Здесь табак бесовским называется не потому аки бы он произошел от беса, ибо всякая тварь не только видимая, но даже и разумеваемая Богом сотворена суть: но бесовским табак называется потому, что бес научил человека к чрезъестественному употреблению онаго. естеству человека необходимо требуется, только, устам ясти и пити, нос же человека по естеству никакого питания не требует, и он в обонянии смраднаго дыма не нуждается. Но как люди растленные бесом научаются к плотскому чрез естественному смешению по-содомски, так не менее же сего они и в нюхании и курении табака беснуются. А если смотреть по последствию вреда на других, то содомники только по добровольному согласию одни сами собою растлеваются, а табашники безчисленныя оскорбления производят от неосторожнаго иногда их обращения с огнем не только для себя, но и для других пожарами, да и кроме того искажают воздух табачным дымом, и потому в таких комнатах, где мало воздуха, они бывают отяготительны для других до нетерпения. А потому и должны подлежать церковной епитимии не меньшей, как и содомники.

Правило 6

Святая Церковь соблюдает пост Четыредесятный пред Пасхою того ради, что Христос за наше спасение, по сказанию евангелистов. 40 дней постился; и во все лето среды и пятка, потому что иудеи в среду совещались предати смерти Господа, а в пяток распяли Его. И еще Святая Церковь содержит посты Святых апостол от недели Всех святых по сошествии Святаго Духа , и до дня памяти верховных апостол Петра и Павла. И Пресвятыя Богородицы с перваго августа и до дня Успения Ея. И пост Рожества Христова, с 15 ноября и до Рожества Христова. Все эти посты Святой Церкви от мяса и млека для всех православных христиан обязательны, исключая только разрешенных от поста дву седмиц в Пятьдесятнице и дву пред постом Святыя Четыредесятницы и 12 дней по Рожестве Христове, к коим причитается и праздник Богоявления. А от рыбы, масла и вина условный: каковыи снеди в дву постах Святыя Четыредесятницы и Успения Богородицы и для среды и пятка в дву мясопустиях, яже суть по посте Святых апостол и Успения Богородицы, не разрешаются кроме праздников, о которых уставы церковный в подробности исчисляют. А в постах Святых апостол и Рожества Христова и кроме праздников есть дни на эти снеди разрешенный, а также и в среды, и в пятки в мясоястиях Пятьдесятницы и еже по Рожестве Христове, на что также во уставе церковном есть подробное указание. Но кто кроме телесныя немощи разрешает эти посты преданный к общему соблюдению, и будучи в здравом разуме, тот. по 19 правилу Гангрскаго собора, есть под клятвою, а по 69-му прав, святых апостол, священнии извергаются, а мирстии отлучаются; по 5 прав. Никифора патриарха цареградскаго, от священника, не постящегося среду и пяток, не достоит причаститися. Исключение же от сего поста немощному хотя и допускается , но не на мясо и млеко, но точию на масло и вино, по толкованию Аристина на 69-е прав, святых апостол. Или же на рыбу, по толкованию Вальсамона на сие правило : так же и Тимофей Александрийский разрешает им пищу и питие от постных снедий, смотря по тому, как они понести могут (смотри его прав. 8 и 10).

Правило 7

Неделю Святыя Пасхи, от дня Воскресения Христова и до недели Фоминой, праздновать от дел и упраздняться в молитвах и поучении писаний завещавает 66-е правило Шестаго вселенскаго собора, а потом и в каждой седмице воскресный день также праздновать повелевают 29 правило Лаодикийскаго собора и первое Феофила Александрийскаго. И как день радости он без преклонения колен в молитвах и без поста препровождается, но во время постов на мясо и на млеко не разрешается по 20-му правилу Перваго вселенскаго собора, 56 и 90 Шестаго и 15 Петра Александрийскаго. И кто постится сухоядением сий день, тот. если священный, извергается, а мирянин отлучается, по 64 правилу святых апостол. Устав церковный завещавает так же праздновать и другия великия Гэсподьския праздники и Пресвятыя Богородицы и неких святых более нарочитых, как это и содержится ныне повсюдно в нашей Христианской Церкви.

Правило 8

Кто, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия. три воскресныя дни, в продолжении трех седмиц кряду не приидет в собрание церковное на молитву, таковый если священный извергается, а мирский отлучается. по 90-му правилу Шестаго вселенскаго собора. И 159-е правило Номоканона отлучает, кто не празднует воскресные дни и праздники, но делает во оные работу обыкновенную.

Правило 9

Зарекавшагося не есть свинаго мяса Василий Великий в 28 правиле не одобряет. И советует Амфилохию поучать людей удерживаться от таких неразсудительных обетов: и не велит настаивать на выполнении сего безразсудного зарока. Ибо заключает: /ни кое же создание Божие отметно со благодарением приемлемо/. Подобно и в наши времена делают многие зароки не есть картошки, или и другого чего сему подобнаго. Нужно избегать таких неразсудительных обетов, а если случилось у кого, то не настаивать на выполнении оных.

Правило 10

Кто отрицает упование спасению идущим мясо, кроме удавленины и идоложертвеннаго, таковый проклят есть по второму правилу Гангрскаго собора.

Правило 11

Кто отрицает вход во Царствие Божие благоговейно сожительствующим в законном браке, таковый проклят есть, по 1, 4, 14 правилам Гангрскаго собора, и совершенно отвергается от Церкви, по 15-му правилу святых апостол.

Правило 12

Кто оскопил себя, а также если и другаго кого оскопил, кроме болезни, требующей этого, тот, если священный извергается, а мирянин отлучается на три года и еще с тем, чтобы никогда не производить его во священство. Но если кто оскоплен насильно или по случаю болезни, требующей этого, а равно и природные скопцы, те ни чем не наказуются, и если будут достойны, то и в клир производятся. Смотри правила: святых апостол 21, 22, 23, 24; Двукратнаго собора 8. И аще скопцы суть священии, то по толкованию Аристина на 5 правило Шестаго вселенскаго собора, запрещается им иметь при себе в сожительстве женщин, кроме лиц чуждых подозрения. А Вальсамон и мирян — скопцев подводит под тоежде запрещение.

Правило 13

Клятва и вообще возбранена православным Христианом: кольми же паче даваемую на зло подобает осуждати, по 21 правилу Василия Великаго. И кто увязнет в ней, то лучше не исполнять оную, а за преступление ея канон епитимии по разсуждению духовника понести. Если же по настоятельной какой нужде потребуется от христианина клятва, то должна быть употребляема только утвердительным или отрицательным словом по Христовой заповеди: (Ей, ей и ни, ни)( Матф., зачало 14). А никак не языческим обычаем, еже поставляти во свидетельство солнце или другия твари, что весьма строго возбраняется 94-м правилом Шестаго вселенск. сбора и 18-м правилом Василия Великаго, где в языческих клятвах обличаемые как отступники веры во Христа отлучаются. Обане с разсмотрением намерения, кто с доверием по языческому заблуждению и добровольно произносит оныя, и кто без доверия оным точию для обмана нечествующих, или кто вынужден на это был муками и великими угрозами, первым отлучение на 12, а последним — на 8.

Правило 14

Кто клянется пред Богом что-либо сделать и клятву преступает, на 10 и 12 (лет) отлучается от причастия Святых Таин, а по принуждению преступающие на 6 лет отлучаются по 64-му и 82 правилам Василия Великаго, а священные лица извергаются по 25 прав, святых апостол.

Правило 15

Кто молится со отлученными, и сам такожде отлучается, по 10-му правилу святых апостол и 2 Антиохийскаго собора. Кто входит в церковь еретическую помолиться, тот если священный извергается, а мирский отлучается, по 65 прав. Святых апостол. Такожде и кроме церквей их молящийся с еретиками отлучается. А кто из священных принимает их. яко служителей Церкви в свое служение, или приемлют жертву и крещение их, тот извергается по 45 и 46 правилу святых апостол. А 9 правило Тимофея Александрийскаго не допускает еретикам даже и присутствовать при совершении Божественной Литургии, аще не обещаются покаятися и бежати ереси своея. И 6-е правило Лакодикийскаго собора коснеющим в ереси не попускает даже и в Дом Божий, т.е. во святую церковь входити. Также и православным возбраняется ходити на кладбища еретиков или в так именуемыя у них мученические места, и вместе с ними молиться, по 9 и 33 правилом того же Лаодикийскаго собора. (Иже носили дети к варяжскому попу на молитву, епитимьи 6 недель, понеже аки двоверцы суть)- так гласит 16-е правило Илии архиепископа новгородскаго (Русск. Историч. Библиотека, т.6, стр.60).

Правило 16

Не подобает от еретиков принимать благословения, которыя суть суесловие паче неже благословения, по 32 правилу Лаодикийскаго собора под благословением еретиков разумеются и священнодействуемыя ими просфоры, по толкованию Аристина на сие правило.

Правило 17

Приносимый просфоры на жертву во святый олтарь снедаются токмо клириками и верными, но оглашенным оныя не даются, по 8 правилу Феофила Александрийскаго. Посему также не должны быть они даемы и всем, кто не имеет общения со Святою Церковью.

Правило 18

Кто не знаменается и не благословляет двема персты, тот есть проклят, по чину принятия от еретик яковит, каковый имеется в Большом потребнике и во многих древнеписьменных кормчиях, и по 31 главе собора Стоглавнаго.

Правило 19

Христово пребывание с нами, по Его неложному обетованию, во вся дни до скончания века, по свидетельству Гэрмана, патриарха Царя-града и Симеона Солуньскаго, в толкованиях их Божественной Литургии, есть не только невидимо по Божеству но и видимо по Его человечеству, в Пречистых Таинствах Тела и Крови Его. И посему не исповедующий вечнаго существования сих Пречистых Таинств проклинаются, по чину приятия от ереси яковит, в таковом выражении : (Иже не исповедует безскверныя жертвы суща телеси Господа нашего Исуса Христа, да будет проклят).

Правило 20

Кротко и мирно обращатися с безпокойными и буйными еретиками донатианами повелевает 77 прав. Карфагенскаго соб. того ради, да даст им Бог покаяние в разум истины, и возникнут от диявольския сети, быв уловлены от него в свою его волю. Это правило весьма полезно и нам иметь всегда в памяти при обращении со инославными.

Правило 21

Кто досадит царю или князю не по правде, таковый, если священный, извергается, а мирянин отлучается, по 84 прав, святых апостол.

Источник: Книга — Кормчая.pdf,   Вестник Древлеправославной Украины Выпуск №1.

Подписывайся: Твиттер

 

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь