На праздник Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы

Смоленския иконы Пресвятыя Богородицы

Се́ бо отны́не блажа́т Мя вси́ ро́ди, я́ко сотвор́и Мне вели́чие Си́льныи (Лк. 1, 49)

История Православной Церкви богата благодатными явлениями чудотворных икон Божией Матери. Невозможно перечислить все чудеса, совершаемые по молитвам христиан от этих икон, через которые на нас изливается милосердие Пресвятой Богородицы.

Русь святая по праву называется избранным местом покровительства Заступницы Усердной — Пресвятой Богородицы. Наша Родина от первых шагов христианства обязана милосердию Пречистой Девы, и каждое явление на Руси чудотворной иконы сопровождалось нескончаемым рядом дивных чудес, укреплявших веру русского народа в предстательство Богоматери.

na-prazdnik-smolenskiya-ikony-presvyat_1
Смоленская икона Богородицы. Дионисий, 1482 год

Одной из величайших милостей Богородицы, оказанных Ею земле русской, явилось обретение чудотворной иконы, именуемой «Смоленская» Одигитрия. По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукою. Когда первописанный образ с двумя другими иконами предстал перед Божией Матерью, Она произнесла: «Благодать Родившегося от Меня да будет с сими иконами».

О путях появления этой иконы на Руси есть несколько различных сказаний. Одно из них говорит, что эта икона в XI веке была благословлением на путь в Россию царевны Анны, супруги князя Владимира. Другое сказание повествует о том, что греческий император Константин Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода, благословил её в путь этой иконой. По этой причине икона и названа Одигитрия, то есть Путеводительница.

na-prazdnik-smolenskiya-ikony-presvyat_2
Смоленская икона Богоматери. XV в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва

По наследству эта икона досталась князю Владимиру Мономаху, который в 1097 году перенес её в Смоленск в храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1108 году для водворения иконы. С того времени икона постоянно пребывала в Смоленске, посему и получила наименование «Смоленская».

В 1237 году полчища хана Батыя, разоряя Русь, подступили к Смоленску. Жители города ничего не знали о внезапном нападении и не были готовы к защите. А когда узнали об этом бедствии, то всю надежду беззащитные христиане возложили на «Необоримую стену» — чудотворную икону Смоленскую Одигитрию.

Оказавшись на краю гибели, жители Смоленска собрались в храме и со слезами молились Божией Матери о помощи и заступлении. Они наложили на себя строгий пост и каялись в своих грехах, испрашивая прощение их у Господа и Его Пречистой Матери.

na-prazdnik-smolenskiya-ikony-presvyat_3
Смоленская икона Богоматери. Конец XV — начало XVI вв. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Ночью в соборном храме, где стояла чудотворная икона, церковный пономарь услышал глас от иконы, повелевающий: «Пойди, скажи рабу Моему Меркурию, чтобы он в воинской одежде пришел в храм». Когда призвали доблестного воина Меркурия в храм, то он услышал голос от иконы: «Угодниче Мой, Меркурий, властитель ордынский хочет внезапно напасть в нынешнюю ночь на город Мой со всею своею ратью, но Я умолила Сына и Бога, да не предаст дом Мой в рабство вражие. Выйди тайно от всех в сретение врага и силою Христовою ты победишь. Сама Я буду с Тобою, помогая тебе, но вместе с победой тебя ожидает венец мученический.». Уповая на помощь Матери Божией, Меркурий, выполняя Её повеление, проник в стан врага, и убил воина-исполина, на которого татары весьма надеялись, а потом с помощью небесного воинства перебил множество врагов. Утомившись после боя, Меркурий лёг отдохнуть. Увидев его спящим, один из татарских воинов отрубил ему голову. Так мужественный воин Меркурий своей кровью запечатлел ратный подвиг, за который впоследствии был причислен к лику святых.

В XIV веке во время нашествия на Русь Тамерлана, чудотворная икона была перенесена из Смоленска в Москву.

В XV веке жители Смоленска просили великого князя вернуть икону обратно. Торжественно, с крестным ходом, со слезами провожали москвичи Смоленскую икону, и, сотворив перед ней прощальный молебен, отпустили её в Смоленск. А позже на месте прощания с иконой был выстроен женский монастырь, названный Новодевичьим, который существует и поныне. В этом монастыре поставили икону, списанную со Смоленской Одигитрии и в благодарение за освобождение Смоленска от литовских захватчиков в 1514 году установили празднество в честь чудотворной иконы 28 июля (10 августа).

В нашествие Наполеона в 1812 году, икона была отправлена в Москву и находилась среди воинов при действующей армии. Перед Бородинским сражением Смоленская икона по распоряжению главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен. После битвы с французской армией, икона ровно через три месяца отсутствия, вновь была возращена и поставлена на прежнее место, в Успенском соборе города Смоленска.

Икона находилась в соборе до начала Великой Отечественной войны 1941 г. Дальнейшая судьба смоленской святыни неизвестна. Находящаяся ныне в Успенском соборе города Смоленска икона — список 16 века со знаменитой иконы Смоленской, именуемой Одигитрия.

na-prazdnik-smolenskiya-ikony-presvyat_4
Смоленская икона Богоматери. Тверь. Ок. 1523–1526 гг. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Совершая ныне прославление чудотворной иконы Смоленской, обратим наши мысленные взоры к первообразу — Пресвятой Деве Марии. Вспомним Её нравственные достоинства, которыми Она угодила Богу. С самого рождения Пречистая Дева отличалась высоким благочестием, целомудрием, скромностью в речах и одеждах. Дабы угодить Господу, Она украшала Себя не дорогими одеждами, а молитвой, постом и добрыми делами, поэтому женам надо в этих добродетелях брать пример с Богоматери, одеваться как прилично людям, посвятившим себя благочестию, то есть заботиться не о модных одеяниях, а о преумножении добродетели. Пресвятая Дева отличалась и совершенной преданностью воле Отца Небесного, принимая с безропотностью и покорностью все скорби и несчастья, вплоть до лицезрения Крестных страданий Своего Божественного Сына, Она возлагала всё упование на Господа, стоя при Кресте, испытывала невообразимые скорби, так что «оружие прошло Её Душу», но не пала духом, а мужественно переносила ниспосланное Ей испытание, и вместе с Сыном молилась за мучителей: «Прости им Господи, ибо не ведают что творят». Пресвятая Дева отличалась также необыкновенным смирением. По смирению Она удостоилась великой чести воплотить в Себе Христа Бога нашего и даровать миру Спасителя. Имея общение с Богом и Ангелами, Она удостоилась великого чуда — явления Архангела Гавриила, принесшего Ей дивную весть — Она станет Матерью, не имея мужа. Её смиренный ответ на эту божественную весть: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему!» — был залогом дарования миру Предвечного Богомладенца. Сама же Она говорит об этом непостижимом чуде: Господь призре на смирение рабы Своея, Сотвори Мне величие Сильный (Лк. 1-49). Удостоившись высокой чести — стать Матерью Спасителя, Дева Мария не требовала к Себе особых знаков внимания и похвал, везде старалась быть незаметной, живя в безвестности, скромности и труде, которым добывала Себе пропитание.

Тропарь и кондак Смоленской иконе Богородицы

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем грешнии, со смирением припадающе и покаянием, вопиюще из глубины душевныя, Владычице помози милосердовавши на ны, и потщися яко изгибаем от множества грехов. Не отврати раб Своих тощ, Тебе бо Едину помощницу имамы.

Кондаки, глас 6

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеем, и Тобою ся хвалим, Твои бо есмы раби, дася не постыдим.

Заступнице християном непостыдная, ходатаице к Творцу непреложная, не презри грешных моления гласы. Но предвари яко блага на помощь нашу, верно вопиющих Ти. Ускори на молитву, и потщися на умоление, заступающи присно Богородице чтущих Тя.

Канон Пресвятой Богородице «Одигитрии» →

ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь