Музей истории старообрядчества Сибири
30 октября 2016 года в старообрядческом Кафедральном соборе г. Новосибирска при грантовой поддержке Министерства региональной политики Новосибирской области и мэрии г. Новосибирска открылся «Музей истории старообрядчества Сибири». Экспозиция рассказывает о традициях и жизни старообрядцев в период с XVII по XX века. На ней представлены старинные иконы, предметы церковного обихода, облачения и памятники древлеправославной книжности.
Выставка призвана показать вклад старообрядчества в сохранение отечественного духовного и культурного наследия, традиций благотворительности, уважительного отношения к труду, деловой этики. История старообрядчества освещается в контексте важнейших событий российской истории XVII – конца XX в. Основу выставки составляют уникальные подлинные памятники XII–XX вв., хранящиеся в новосибирском Кафедральном старообрядческом соборе. Многие из экспонатов впервые представлены вниманию широкого посетителя.
Вводный исторический раздел выставки рассказывает о начале церковной реформы XVII века, деятельности протопопа Аввакума, создании старообрядческих центров и ряде исторических фактов в истории Новосибирска, связанных со старообрядчеством.
Основной раздел представляет собрание экспонатов, которое позволяет убедительно показать, что старообрядцы не только бережно хранили полученное от отцов и дедов духовное наследие, но и развивали традиции иконописания, книжного дела, музыкальной культуры. Демонстрируются памятники и произведения русских мастеров XII–XX вв., представляющие различные школы книго- и иконописания, книгопечатания и медного художественного литья.
Один из экспонатов из собрания нашего музея — иноческие вериги. Поступили они в нашу коллекцию из старообрядческих скитов, расположенных в верховьях Енисея.
Сердечно благодарим за этот ценный предмет уставщицу старообрядческой общины г. Кызыл Тамару Александровну Огневу.
Вериги представляют из себя шлейную конструкцию из железных цепей, связанных спереди и сзади латунными пластинами. Передняя пластина, относительно большая по размеру, имеет изображение голгофского креста с титлами, выполненное в примитивной чеканной технике. Задняя пластина значительно меньше по размеру с изображением равностороннего четырёхконечного креста.
Вполне возможно, удастся определить личность носителя (носителей) этих вериг. Однако, достоверно известно, что это был инок одного из скитов старообрядцев-беспоповцев часовенного согласия в 1-й половине ХХ века.
Палица архиерейская. Обращает на себя внимание обилие нераскрытых титл. Вот как нам помог их «раскрыть» о. Александр Панкратов: сверху вниз: К и Т — Крест, ЦРЬ СВЫ — Царь Славы, IС ХС — Исус Христос, ПВ — Пилат воздвиже, НИКА — по-гречески «победа», КОПИЕ и ТРОСТЬ не сокращены, между ними М и Л — место лобне, ниже Г и А — глава Адамля (череп внизу под горкой), ещё ниже слева и справа две буквы Г — гора Голгофа, выше, также слева и справа, буквы Р и Б — распят бысть (вариант — Рай бысть), нижнее Т и С — три состава (или трисоставныи), выше них — ИВ — Иоанн виде (среди предстоящих у Креста был как известно и св. Иоанн Богослов).
И многие другие экспонаты будут вам не менее интересны. Галерея будет периодически пополнятся новыми фотографиями, по мере поступления новых экспонатов в музей.