На фестиваль «Старая Рязань» в небольшом селе Спасского района Рязанской области собирается немало народа: людей привлекает возможность окунуться в атмосферу далекого прошлого. И кажется, Старая Рязань радуется такому нашествию гостей. А потом, когда стихает шум праздника, маленькое село вновь живет своей повседневной жизнью, тихой и скромной, и мы можем только догадываться, что пришлось пережить этой земле в далеком прошлом…
ГОРОД МАСТЕРОВ
Когда-то здесь стоял один из крупнейших древнерусских городов. В этом месте находилась столица Великого Рязанского княжества… Город, который сейчас носит название «Рязань», раньше назывался Переяславлем-Рязанским, а вся активная жизнь протекала именно там, где сейчас — крохотное село, тишина и покой. Летом Старая Рязань наполняется дачниками, археологами и туристами, а в холодное время года здесь почти безлюдно — на зиму в селе остается лишь один житель… И трудно сегодня узнать в маленькой деревушке над Окой шумную и многолюдную столицу. «Это был громадный по средневековым меркам город, — рассказывает заведующая сектором изучения и музеефикации городища Старая Рязань Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Елена Буланкина. — Рязань впервые упоминается в летописи в 1096 году, но мы считаем, что появился город почти на сто лет раньше, чем упомянут, — просто не было повода писать про маленькую крепость, ничего с ней не случалось, пока сюда не пришли младшие черниговские князья. Так вот, та Рязань, которая впервые упоминается в летописи, располагалась именно на этом месте и занимала 7 гектаров — неплохая площадь для русской крепости. А в середине XII века, когда Рязанское княжество обрело статус самостоятельного государства и Рязань стала его столицей, площадь города увеличилась практически в десять раз».
В период расцвета население города составляло от 8 до 10 тысяч — немало для того времени. «Долгое время считалось, что в Рязань многие дорогостоящие вещи, в том числе ювелирные украшения, привозили из Чернигова. Такое мнение бытовало до тех пор, пока здесь не стали находить инструменты и среди них матрицы, — говорит Елена Буланкина. — В 2013 году был найден клад, спрятанный не хозяевами украшений, а мастером-ювелиром, который доказывал, что сам изготовитель жил и работал именно здесь». Елена Владимировна с особым трепетом перечисляет все, что удалось найти в наследии средневекового мастера. В туеске ювелира были колты со сломанными застежками — их явно принесли в ремонт; медальоны — видимо, они еще были в процессе работы, потому что украшения практически завершены, но на одном совсем не было черни.
Еще одна находка — лента длиной почти 5 метров, с одной стороны серебряная, с другой — золотая. «Что уж из нее собирался делать мастер, неизвестно. Вряд ли он планировал резать ее на кусочки, потому что тогда уже знали более простой способ золочения. Может быть, это должно было стать оковкой для сундука или окладом иконы — мы теперь можем только гадать, — говорит археолог Буланкина и признается, что самые дорогие для нее находки это именно орудия труда. — Там было несколько матриц, причем очевидно, что мастер не только пользовался ими, но и производил сам: некоторые из матриц были недоработанными.
Перед нами предстал процесс создания не только самих изделий, но и инструментов для их изготовления». По тому, как были сложены вещи, можно сделать вывод, что хозяин собирался в спешке. Возможно, золотых дел мастер торопился из-за надвигавшейся опасности. Может быть, этот тайник был создан перед самым страшным моментом жизни Рязани. И, судя по тому, что клад ювелира так и остался в земле, этот момент оказался роковым для мастера… 1237 год стал таким для всех рязанцев. Огромное монгольское войско подошло к границам Рязанского княжества.
Батый потребовал у рязанцев «десятой доли во всем: во князьях, во всяких людях и в остальном» — так можно прочитать в «Повести о разорении Рязани Батыем». Рязанцы ответили: «Когда нас всех не будет, то все потом ваше будет». Город противостоял осаде шесть дней. Но 21 декабря 1237 года монголы захватили его. В «Повести о разорении Рязани Батыем» гибель города описана так: «И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей — князей киевских и черниговских — захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили». От города осталось лишь пепелище, а в памяти людей — примеры невероятной смелости и самоотверженности.
ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЕВПАТИЙ
Легенда об одном из героев того времени, Евпатии Коловрате, дожила до наших дней. Жил ли он на самом деле, вряд ли кто-нибудь сможет сказать достоверно. Но современным людям явно хочется верить, что все-таки он был. В Рязани несколько лет назад поставили памятник Коловрату, регулярно проходят соревнования, носящие его имя, а два года назад вышел фильм про рязанского богатыря. Как говорится в «Повести о разорении Рязани Батыем», в тот момент, когда монголы напали на город, Евпатий Коловрат находился в Чернигове. Вернувшись, Коловрат и его дружина обнаружили лишь разоренный город. Они бросились в погоню за монголами и, нагнав, «начали сечь без милости». «Почудилось татарам, что мертвые восстали», — сообщает «Повесть». Тогда на поединок с Евпатием был отправлен богатырь Хостоврул. «Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула на-полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Справиться с рязанским богатырем и его дружиной удалось только с помощью камнеметов. И Батый сказал о рязанских воинах, что «это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два — с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». А глядя на тело Коловрата, Батый сказал: «Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего», — сообщает «Повесть о разорении Рязани Батыем».

«Ученые спорят о времени создания этого письменного памятника. Есть разные мнения о времени его написания. Но в любом случае это не просто фантазия. Ходили какие-то легенды, былины, письменные документы, не дошедшие до наших дней», — рассуждает Елена Буланкина.
КАК РЯЗАНЬ СТАЛА «СТАРОЙ»
Многие думают, что после разорения Рязань прекратила свое существование. Но это не так. Город продолжал жить. «Беда Рязани в том, что город стоял на берегу Оки, зимой река превращалась в прекрасную дорогу, и каждый раз, приходя на Русь, монголо-татары грабили и разоряли Рязань, не давая городу подняться. При этом стоит учесть, что город через сто с небольшим лет после образования стал столицей, а менее чем через сто лет — разрушен до основания, — рассказывает Елена Владимировна. — Рязань никак не могла восстановиться, и в XIV веке сначала архиереи перебрались в Переяславль-Рязанский, а потом и князья. Однако до XVII века Рязань числилась городом, потом получила статус села. А приставка «Старая» добавилась после того, как появилась новая Рязань — это произошло при Екатерине Великой, когда произвели разделение на губернии и главным городом Рязанской губернии стал Переяславль, переименованный в Рязань».
Теперь археологи пытаются понять, как жили люди в первой Рязани. «Как мы можем судить по раскопкам, дома были разные по площади. Они были с подполами, с ледничками, — рассказывает Елена Владимировна. — Печки были глинобитные и топились по-черному. Делали их разными способами. Одним из простых и надежных способов был такой: из прутьев делали каркас, облепляли его толстым слоем глины, иногда под (нижний слой горнила печи. — Прим. ред.) обкладывали битой керамической посудой, потом потихонечку топили, печка высыхала, и, если прутья обугливались, печка сохраняла прочность». Елена Буланкина хорошо знает немало деталей жизни Старой Рязани, ведь вся ее профессиональная судьба связана с этой территорией. Еще в 1974 году студенткой она попала сюда на археологическую практику, да так и не смогла расстаться с этим местом. Она и сегодня хорошо помнит находки, сделанные во время первого знакомства со Старой Рязанью. «Я попала на очень интересную работу — мы откапывали клад, — вспоминает Елена Владимировна. — Хозяева зарыли его неглубоко в землю, и потом, когда на этом месте было пахотное поле, его плугом растащило на очень большую площадь. Много вещей было поломано, из-за этого клад был не слишком «представительный», но мне понравилось, я осталась на вторую смену практики и потом стала приезжать сюда каждый год». Так постепенно Старая Рязань стала ее судьбой.
СОКРОВИЩА РЯЗАНСКОЙ ЗЕМЛИ
«Первый вопрос, который, как правило, мне задают, связан с кладами Старой Рязани, — говорит Елена Владимировна. — Ведь здесь их было найдено 17 — больше только в Киеве. Один из кладов, найденный в 1822 году, находится в Оружейной палате, другой, 1868 года — в Русском музее, еще один — в Государственном историческом музее. Остальные хранятся в Рязани». Кстати, клад, найденный в 1822 году, имел очень большое значение: эта находка положила начало исследованию Старой Рязани.
«Клады на Рязанской земле находили и раньше, но в них не видели исторической ценности. Наверное, продавали, отдавали в переплавку, так что многие вещи бесследно исчезли — сохранились лишь туманные описания, которые не дают никакого представления о находках, — говорит Елена Владимировна. — В архивах встречаются следственные дела, связанные с городищем Старая Рязань, но что там были за вещи, понять сложно». После первого золотого клада, изменившего отношение к наследию Старой Рязани, еще один был найден много лет спустя, в 1992 году. Остальные были серебряными. «В те времена серебро и золото были намного дороже, чем сейчас, поэтому нам трудно понять ценность этих металлов для людей того времени. Особенно это касается серебра, которого сегодня очень много.
А тогда это было необыкновенно дорого, — объясняет Елена Владимировна. — Считается, что те украшения, которые мы находим, принадлежали княжеской верхушке, элите. Нередко несколько кладов находили на одной усадьбе». За одним из таких мест в литературе закрепилось наименование «усадьба воеводы». «Усадьба была очень богатая. Неизвестно, воевода здесь жил или нет, но мы можем так красиво называть это место, — рассказывает Елена Буланкина. — Усадьба эта расположена на самом краю городища, около укреплений на прибрежной части. Исследовать эту территорию начали еще в 60-е годы прошлого века, и на ней были найдены четыре клада, в том числе один золотой».
Как и при каких обстоятельствах средневековые рязанцы прятали свои ценности, можно только предполагать… Видимо, в моменты опасности люди прятали самое ценное в укромные места. В тайниках, как правило, оказывались украшения из драгоценных металлов. Среди них есть привычные для нас — медальоны, бусы, перстни, браслеты, височные подвески, колты. «Колты бывают звездчатые, бывают чечевицевидные.
Звездчатые сплошь украшены в технике зерни — покрыты мизерными, размером с маковое зернышко, шариками, причем у каждого такого шарика есть подставочка-колечко. — Елена Владимировна не устает удивляться мастерству средневековых ювелиров. — Представляете, колечко — шарик, колечко — шарик… И так 5 тысяч… Наши предки были кропотливыми. Реставраторы могут повторить этот узор, но поражает, как наши предки делали это своими инструментами. Сейчас есть микроскопы, алмазные напильники, лазер. А тогда делали столь миниатюрную работу только руками».

ВЕЯНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОДЫ
Как носили средневековые женщины височные подвески и колты, археологи восстанавливали по уцелевшим остаткам ленточек, тряпочек, по немногочисленным изображениям. Осложняет изучение то, что с этими украшениями не хоронили — это было семейное достояние, передававшееся из поколения в поколение. Еще один вид украшений — аграф: кольца или полукольца с тремя нанизанными на них бусинами, иногда они украшали виски, иногда затылки. «Встречаются кольца, полукольца, а также кольца, переделанные в полукольца, — мода менялась и тогда», — улыбается Елена Буланкина. Кстати, археологи, щепетильно изучающие материал, знают не только тенденции средневековой моды, но даже руку некоторых мастеров того времени. Доктор исторических наук Алексей Чернецов, к примеру, обратил внимание, что на серебряных украшениях совершенно по-разному изображены птички — на одних изделиях они выглядят солидно, а на других — совсем тощенькие. Чернецов даже написал статью «Мастер толстых птичек». «Руку мастера видно хорошо — бывает, что изделия явно из одного набора, но выполнены по-разному. Возможно, что-то делал опытный мастер, что-то — ученик», — говорит Елена Буланкина.
В Старой Рязани археологам попадаются самые разные предметы: пряслица, ножи, наконечники стрел, глиняная посуда. Кстати, руководитель Старорязанской экспедиции Игорь Стрекалов посвятил свою диссертацию тому, чтобы «разложить по полочкам» последнюю: изучая материалы городища, он смог систематизировать, когда и как делали посуду, что добавляли в глину, как украшали. Теперь на основе этой работы историкам гораздо проще датировать посуду и вещи, которые с ней связаны.

Среди находок есть вещи из Средней Азии, есть стекло, изготовленное в сирийском Алеппо, есть фрагменты посуды, привезенной из Китая, фрагмент иконы, выполненной византийским мастером… Старая Рязань была связана со всем миром — сообщение обеспечивала близость Оки.
На территории Старой Рязани было три каменных собора. Первый начали раскапывать в 1836 году, продолжили только в ХХ веке. В итоге обнаружили фундамент большого Борисоглебского собора, украшенного белокаменной резьбой и расписанного фресками. Собор был местом погребения князей и священнослужителей.
В 1888 году археологи взялись за раскопки Спасского собора. Ученые выяснили, что это был небольшой затейливый храм. Возможно, княжеский. В 40-х годах ХХ столетия был раскопан еще один храм Старой Рязани — Успенский. Так что обо всех трех каменных сооружениях археологи получили представление, но многое еще предстоит изучить.

Не менее интересен вал, окружавший Старую Рязань. «Строили клети — они могли быть трехстенными, четырехстенными. Часть их оставляли для караульных помещений, для кладовых, а большую часть плотно забивали землей, создавая вал, основание укреплений, — объясняет Елена Буланкина. — На Старой Рязани проводили раскопки северного и южного валов — раскоп показал, что почти две трети всей конструкции укреплений засыпаны землей, они и образовали сохранившиеся до наших дней валы. Создать такой вал, конечно, непросто». Непросто его и захватить, но врагам, увы, это удалось.

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
Археологический материал позволяет получить сведения о быте разных слоев населения. Елена Буланкина сокрушается, что среди артефактов мало деревянных предметов и тканей — такие материалы редко могут выдержать испытание временем. «В Старой Рязани немало мест, где есть надежда найти побольше органических предметов — там, где сейчас находится село. Здесь почва благоприятна для сохранения таких материалов. В свое время у нас был там раскоп, удалось найти деревянные изделия — ковшик, бусинку, игрушку, первую и пока единственную берестяную грамоту… Но проблема в том, что редкий дачник разрешит копать на своем огороде», — делится археолог.
Вообще, «Русская Троя», как нередко называют Старую Рязань, хотя и является одним из крупнейших археологических городищ России, изучена совсем мало — раскопано всего 6–7 процентов городища. Раскопки производились здесь в 1888–1889 годах, в 1900, 1902, 1903, 1913, 1926, 1940-е, 1960-е, 1970-е. При этом долгое время на городище были пахотные поля. Сколько исторических ценностей было изуродовано плугами и тракторами, можно только предполагать. Сеять здесь прекратили в середине 70-х. «Вещи, которые раскапывали здесь в XIX веке, сохранились намного лучше, чем находки ХХ века, — сказалось воздействие времени и изменившаяся экология», — говорит Елена Буланкина. В 1979-м раскопки на городище прекратились. Возобновилась Старорязанская экспедиция лишь в 1994 году стараниями Алексея Чернецова. Теперь археологи работают здесь каждый год.
Сколько еще тайн скрывает эта земля, трудно сказать. Но то, что она обладает силой притяжения, очевидно. Хотя, казалось бы, туристам на городище и смотреть особенно не на что — остов разрушенного храма начала ХХ века да бескрайнее поле… Однако те, кто побывал здесь, как правило, хотят сюда вернуться.
Кристина Ярыгина, можно сказать, коренная старорязанка. Ее мама родом отсюда, и каждый год летом Кристина перебирается со своей маленькой дочкой из города в небольшой домик в Старой Рязани. Их не смущает отсутствие воды и удаленность — их дом стоит на самом верху, на территории памятника. «Нам здесь нравится, это место родное для меня, — говорит Кристина. — Помню, как в детстве мы с ребятами, насмотревшись на работу археологов, тоже устроили свой раскоп, но нам запретили — такие работы можно вести только с разрешения. Тогда я поняла, как все серьезно. Да, здесь не так уж удобно, но мы не хотим менять это место на более комфортное. Здесь есть что-то особенное — каждый уголок дышит историей». Наверное, эта особенность привлекает и в здешний храм — притом что население села совсем небольшое, — на праздничные службы в Преображенской церкви, постройка которой датируется XVIII веком. Первый раз церковь упоминается в 1756 году как церковь Благовещенской пустыни Рязанского Спасского монастыря. Сегодня в этом храме собирается немало прихожан. Сюда едут и из соседнего города Спасска, и из окрестных сел. «В Старой Рязани уже давно совсем мало населения, — рассказывает отец Сергий. — Сегодня местных жителей человек пять, летом пополняется дачниками. Но службы идут регулярно, думаю, этот храм всегда будет собирать людей».
Магию притяжения Старой Рязани в полной мере ощутил на себе художник Вадим Овсянников. Его выставки проходили в Москве, Париже, Лондоне, Лос-Анджелесе, он работал во многих городах мира, но истинным источником вдохновения стала для него Старая Рязань. Художник уже много лет живет и творит на этой древней земле. «Я с детства читал книги и летописи о русских городах. Но так получалось, что долго не мог попасть на Старую Рязань. И вот наконец моя мечта сбылась, я приехал сюда, — говорит Вадим Овсянников. — Когда оказался здесь на этюдах, сразу почувствовал особую атмосферу. Тогда это место было настоящей глушью. Но мощь чувствовалась и тогда». Так сложилось, что в тот момент здесь продавался дом, Вадим, не раздумывая, его приобрел и стал бывать на городище все чаще. Теперь почти все теплое время года он проводит здесь. «Когда я наметил периметр мастерской, здесь два года работала археологическая экспедиция — поскольку Старая Рязань является памятником, перед постройкой надо обязательно проводить исследования. Оказалось, что на этом месте была ювелирная мастерская, — до сих пор удивляется Вадим. — А ювелир в то время это тот же дизайнер. Получается, я работаю там, где творил мой средневековый коллега. И эта связь очень ощущается. Здесь очень чувствуется связь с прошлым. Я вообще считаю, что Старая Рязань — это центр вселенной».
Прикосновение к прошлому, осознание, что мы — часть истории, ее продолжение… Это ощущение Старая Рязань дарит своим гостям.