…Старообрядцы неповрежденно сохраняют древлеправославное предание о том времени, в которое бысть «спасению нашему начатой и вечной тайне явление» (тропарь Благовещению) — Сын Божий явился людям как Сын человеческий.

Издревле память о времени великих событий хранили много мудрые книжники-летописцы. Из сопоставления летописей и хроник ученые до сего дня выводят последовательность истории всех государств и народов мира. Но единого счета лет в мире никогда не существовало. В древности большинство народов вели счет исторического времени по правлениям царей и другим важным событиям той или иной страны. В разных местах календари весьма различались между собою. Только одни еврейские старцы вели счет лет от начала мировой истории — от сотворения мира и человека. Поэтому святые апостолы и ученики Христовы знали и сохраняли в памяти Церкви год от сотворения мира, в который родился Господь Исус Христос. Когда же Евангелие Христово было проповедано народам, то предание о времени евангельских событий надо было выражать в том отсчете лет, который был принят у этих народов. Поскольку в первые века христианство распространялось в основном среди населения Римской империи, то удобнее всего было пользоваться официально принятым римским счетом. Для этого вычисляли, в каком году правления римского императора Августа или в каком году от основания Рима родился Спаситель. Но из сравнения летописей и других исторических книг с полной точностью вывести этот год не удавалось. У разных церковных историков получались (и до си.х пор получаются) разные даты. Поэтому и от сотворения мира (или, как иначе выражаются, «от Адама»), год указывали по-разному. Одни летописцы считали, что Христос родился в 5506 г., другие — в 5505. Но более других утвердилось мнение некоего жившего в VI веке по Р.Х. римского инока Дионисия, что Господь Исус Христос воплотился в 752 г. от основания Рима, т. е. в 5508 г. от Адама. Нельзя сказать, что подсчеты Дионисия были более точными, чем у других ученых, но это счисление с некоторых пор было принято в Риме, а затем, следуя авторитету римской церкви, усвоил его и весь Запад.

ПО ЮЛИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ
Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном

Летописцы греко-восточной Церкви не соглашались с западными, но и своего единого мнения вывести не могли. В то же время в Церкви Христовой сохранился и другой, несравненно более надежный способ точного определения этой даты — при помощи Пасхалии, т. е. свода правил вычисления дня празднования Пасхи. Пасхалия утверждена на І-ом Вселенском Соборе на вечные времена и нарушение ее наказывалось отлучением от Церкви или извержением из сана. На основании Пасхалии составлен Великий Пасхальный Индиктион, то есть последовательность празднования Пасхи на 532 года. После прошествия каждых 532-х лет эта последовательность начинается снова и полностью повторяется. Великий Индиктион составлен на основе 19 кругов Луны и 28 кругов солнца (19X28= = 532). Это означает следующее: через каждые 19 лет лунное течение совершается в прежнем порядке, а через каждые 28 лет дни недели попадают на те же числа месяцев как в простые, так и в високосные годы. Поэтому можно узнать не только когда будет совершаться Пасха в следующие годы, но и вычислить, в каком году в какой день она приходилась в прошлом.

По происхождению и срокам празднования христианская Пасха теснейшим образом связана с пасхой иудейской. Ветхозаветная пасха иудеев — праздник, совершать который заповедал им Господь через пророка Моисея, в память избавления еврейского народа от. египетского рабства. Пасха открывала собою круг годовых праздников и совершалась в первый месяц еврейского календаря, в который по преданию Господь сотворил мир и человека. Месяц этот у евреев называется нисан, а у нас — март. В этом месяце, после весеннего равноденствия, в следующее за тем полнолуние и празднуется еврейская Пасха.

Как мы знаем из Евангелий, Господь наш Исус Христос пострадал в пятницу накануне еврейской Пасхи, которая приходилась на субботу (Ин. 19, 31). День Его распятия был 14-й, месяца нисана, или 30-е марта. Христианское предание говорит, что Господь принял крестную смерть именно в тот день, в который некогда первый человек Адам был за прегрешение изгнан из рая. Своею смертью и Воскресением Сын Божий вновь открыл путь в небесное царство, обновил мир, и освободил человечество от духовного рабства диаволу и греху. Таким образом, давая новый смысл древнему празднику Пасхи, мы, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «соблюдаем все определенные сроки, чтобы показать подражание этому таинственному смыслу» («Слово 7-е о Пасхе»). Мы, христиане, празднуем Пасху также после весеннего равноденствия и полнолуния, но не вместе с иудеями, праздник которых стал днем богоубийства, а в первый воскресный день после него, ибо и Господь воскрес из мертвых в первый день после субботы. Обычай этот утвердился с апостольских времен и утвержден 7 правилом свв. апостолов: «Если кто — епископ, или презвитер, или диакон — св. день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями

праздновать будет, да будет извержен от священного чина». Решительно подтвердил этот обычай первый Вселенский Собор; «Неприлично нам совершать празднование Пасхи вместе с врагами Божиими» (по «Церковной Истории» Евсевия, гл. 20). Повторил апостольское правило и Антиохийский поместный собор (пр. 1).

Евангелия единодушно говорят о том, что Христос был распят в пятницу, а еврейская Пасха приходилась на субботу. Пасхалия позволяет вычислить, в каком именно году это было — в 5533 г. от Адама. Если мы отнимем от этого 33 года земной жизни Спасителя, то получим 5500 г. Именно в этом году родился Господь Исус Христос, то есть на 8 лет раньше, чем принято считать в западном мире. Это согласно и утверждениям древни.х святых отцов (Иустина, Ипполита, Илария, Епифания Кипрского), что Господь Исус пришел на землю в половине 6-й тысячи лет от Адама. Если же считать годом воплощения Господа 5508-й, то распятие и Воскресение Христово падают на 5541 г. В 5541 г. еврейская Пасха состоялась в ночь со страстной великой Среды на страстной великий Четверг, что абсолютно не соответствует Евангелию. Подтверждение этих расчетов мы находим в книге иеромонаха новообрядческой церкви Иоакима «Полный церковно-хронологический цикл (круг) времен и лет» (Москва, 1880 г., стр. 197—198).

Приведем еще одно свидетельство в пользу унаследованного нами от святых отцов летоисчисления. Как пишут древние еврейские историки, смерть царя Ирода, печально известного убийством вифлеемских младенцев, была предзнаменована лунным затмением. Астрономы XIX века, пользуясь законами движения планет, рассчитали, что это затмение могло случиться в 5-ом году до так называемой «новой эры». Так что, если бы годы «новой эры» соответствовали годам от Рожества Христова (как это обычно считают), то получилось бы, что Ирод умер за пять лет до рождения Спасителя. Но как только мы принимаем за время Рожества Христова 5500-й год от Адама, то есть 8/9-й год до «новой эры», противоречие уничтожается: затмение показывает, что Ирод умер на 4-м году жизни Спасителя, когда младенец Исус, вместе с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом, находился в Египте.

В древней Руси пользовались счетом лет не от Рожества Христова, а от Сотворения мира. Но в начале 17 века, когда нашей стране приходилось защищаться от натиска сил Запада (поляков и шведов), а вместе с тем вести с ними полемику о вере, наши предки впервые задумались о том, истинен ли счет лет, которым пользуются западные народы. И видя, что этот счет не согласуется с православной Пасхалией, они не уступили укоренившемуся в Европе мнению. Некоторые церковные книги, изданные при патриархе Ермогене, имели двойные даты. Например, Евангелие, вышедшее в 1-й год его патриаршества, датировалось 7114 годом от сотворения мира, и 1614-ым от воплощения Господа Исуса Христа. Около того времени был подготовлен (а издан несколько позднее) Большой Устав («Церковное Око») где приводилась точная дата распятия Спасителя: «Господь наш Исус Христос распятся в лето 5533, марта в 30-е, в пяток, в 6-й час дня».

Патриарх Ермоген был мужественным защитником православных догматов и преданий и до смерти пострадал за истинную Христову веру от врагов. И он, несомненно, видел в правильном летоисчислении и календаре одно из важных преданий, которые надо было отстаивать и обосновывать. Хранили его заветы и следующие за ним три патриарха — Филарет, Иоасаф и Иосиф. При патриархе Иосифе сказание о годе Рожества Христова было включено в печатные «Святцы», изданные в 7157 г., т. е. в 1649 г. по современному счету.

Но с 1660-х годов, после роковых реформ бывшего патриарха Никона, Русская государственная церковь стала на путь необдуманного подражания чужестранным обычаям, и вслед за западным миром приняла римский счет лет от Рожества Христова. Официально было признано, что Спаситель воплотился в 5508 г. от .Адама, а древнее летоисчисление, основанное на непреложной и утвержденной св. отцами Пасхалии, было объявлено «раскольническим мудрованием». Между тем, обвиняя староверов в невежестве и упрямстве, новообрядческие иерархи сами далеко не были уверены в правильности признанного ими западного счета лет. Сам многоученый Димитрий Ростовский восклицал:. «Се коликое несогласие леточислений, яже в Библиях, и яже в Хронографах; како убо по тех возможно обрести истинное число лет от Адама до Рождества Христова? И како уведати совершенно, в кое лето что бысть знатное в поднебесней?» Историки Запада, а вслед за ними и богословы ио-вообрядческой церкви в XIX в. уже признавали, что счет Дионисия неправилен. Поэтому мир пользуется им «лишь условно», как «новой эрой», а в серьезных библейских исследованиях мы читаем, что Христос родился за несколько лет до «новой эры». Когда именно — относительно этого согласие между учеными не достигнуто и поныне.

Мы же выводим эту дату не из хронологических сопоставлений и изысканий, им же несть числа, но из утвержденного богодухновенным соборным разумом Церкви пасхального канона.,

— Итак, 1990 год вовсе не является годом от Рожества Христова. Поскольку Рожество Христово было на 8 лет раньше, именно в этом году исполнилось  2000 лет со дня пришествия в мир Господа Бога и Спаса нашего. И если на нашем церковном календаре указан год по современному летоисчислению (которое неправильно принимает, что Рожество Христово было в 5508 году, а не в 5500), то это делается только для удобства пользования календарем в обыденной жизни. С той же целью, например, приводится в календаре и графа с числами по новому стилю, хотя в богослужении Церковь пользуется исключительно старым стилем.

В связи со всем вышеизложенным представляется уместным осветить и вопрос о так называемом «старом» и «новом» стиле календаря, также имеющий самое прямое отношение к Пасхалии и к дате Рожества Христова. «Старый стиль» есть то же самое, что и юлианский календарь, тот самый, который существовал во время рождения и земной жизни Господа Исуса Христа. Он был разработан трудами видных александрнйских ученых-астрономов и введен в качестве государственного календаря Римской империи в правление Юлия Цезаря. Утвержденная на Первом вселенском соборе Пасхалия основывается именно на юлианском календаре, а также на древнем еврейском лунном календаре, определяющем правила перехода еврейской Пасхи.

Именно благодаря юлианскому календарю наш праздник Светлого Христова Воскресения никогда не может совпасть с еврейской Пасхой, что имеет для Церкви, как уже было сказано, первостепенное историческое и догматическое значение. По юлианскому календарю весь христианский мир жил до 1582 г. (год указывается по современному летоисчислению). В этом году римский папа Григорий XIII осуществил реформу календаря, обоснованную тогдашними учеными-астрономами. Внешне реформа была продиктована как бы благими соображениями: желанием сделать календарь более точным. Ибо юлианский календарь считает продолжительность среднего календарного года за 365 суток и 6 часов. Для того, чтобы все года имели целое количество суток, приходится каждый 4-й год считать так называемым Високосным, как бы имеющим 366 суток. В XVI веке астрономы высчитали продолжительность года несколько точнее — 365 суток 5 часов и 49 минут. Эту среднюю продолжительность и положили в основу нового календаря, названного по имени папы — григорианским.

Разница между старым (юлианским) и новым (григорианским) стилем календаря постепенно увеличивается. Католические ученые стали доказывать, что празднуя Пасху по юлианскому календарю, мы, православные христиане, с течением лет все больше удаляемся от дня весеннего равноденствия. Но это было известно Церкви давно и никого не смущало. По словам греческого канониста XIV века, священноинока Матфея Властаря, «благочестию это не вредит, а еще более ему способствует; ибо из сего яснее обнаруживается разстояние празднования между ветхозаветною пасхою и нашею… ибо отцы считали справедливым отвращаться от богоборного и безпразднественного праздника иудеев, по возможности на дальнейшее расстояние нашей Пасхи от их пасхи». Зато католические реформаторы в погоне за кажущеюся астрономической точностью (хотя с тех пор и григорианский календарь признан весьма неточным) полностью лишили Пасху исторического и догматического смысла. «Исправляя ошибку» древнего общехристианского календаря, они сразу же прибавили к нему еще 10 дней.

В нашем веке прибавляется уже 13 дней, а после 2100 года эта разница составит 14 дней. Благодаря этому, католики празднуют свою Пасху раньше евреев, а иногда и в один день с ними. Уже по одному этому, оставляя в сторону другие нововведения западной церкви, мы видим, что она подпадает под суровое осуждение древних святых отцов и Самого научившего их Святаго Духа. Говоря словами определения Антиохийского Собора, реформаторы-новостильники осуждены «быти чуждыми Церкви, яко соделавшиеся не токмо виною греха для сами.х себя, но и виною расстройства и развращения многих».

И поистине, ибо папский престол навязал свою реформу не только подчиненным ему западным церквам, но я не признававшим его власти протестантам. Тогда же католики стали принуждать к принятию нового календаря и новой Пасхалии и православных греков и славян, желая чрез это подчинить их и другим своим догматам. В ответ на это давление греческие иерархи вскоре после декрета Григория XIII (20 ноября 1583 г.) собрались в Царьграде на собор, который высказался следующим образом: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и о месяцеслове.. . а желает следовать григорианской Пасхалии и месяцеслову, кто с безбожными астрономами желает противодействовать всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, чему научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость, и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание».

Такие же анафематствования были приняты и Русской Церковью и вошли в чин принятия от латинской ереси при патриарха.х Ермогене и Филарете.

Православным христианам действительно неоднократно приходилось до крови и до смерти страдать за древне-церковные предания о календаре. Жестокое гонение было воздвигнуто на Украине после введения так называемой Брестской унии в 1596 году. А в 30-е — 40-е годы 20-го века такое же гонение претерпели наши братья-старообрядцы, проживающие в Румынии: за отказ праздновать Пасху и другие праздники по новому стилю фашистские власти заточили в концлагерь старообрядческого митрополита Тихона и других священнослужителей.

Но в целом, как ни горько это признать, подавляющее большинство греко-восточных церквей в XX веке полностью или частично приняли новый стиль. Это было уже не первым шагом по пути отступления от святоотеческих заветов. Греки вступили на него еще в XVII веке, когда стали служить по книгам испорченных униатских изданий, когда внесли соблазн и смуту в Русскую Церковь, когда и.х патриархи в 1666 г. прокляли исповедников древнего греческого и русского благочестия — старообрядцев. Как тогдашним своим неправедным проклятием, так и нынешним своим принятием католических новшеств греко-восточные иерархи сами отлучают себя от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Русская церковь, управляемая Московской Патриархией, сохраняет празднование Пасхи и других праздников по старому юлианскому календарю и по древней Пасхалии (хотя как мы показали, принятый ею счет лет от Рожества Христова этой Пасхалии не соответствует). Но эта церковь имеет братские отношения с церквами, принявшими новый стиль. Даже и сами русские новообрядческие архиереи, совершая службы в зарубежных храмах, празднуют по новому стилю, как об этом свидетельствует их официальная церковная печать («Журнал Московской Патриархии»), что способствует попранию заветов святых отцов.

Все сказанное еще раз показывает, сколь твердо должны мы, древлеправославные христиане, защищать незыблемость всех догматов и обычаев, преданных нам свв. отцами. Мы должны строго воздерживаться от молитвенного общения с нарушителями святоотеческих преданий, угождая не духу века сего, а одному лишь Все святому и Животворящему Духу Богу, который через богоносных отцов и учителей церковных изрекает проклятие на извращающих истину Христовой веры.

Предвидя грядущую на Церковь бурю ересей и лжеучений, св, апостол Павел завещал верным христианам: «Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте веру их. Исус Христос вчера и днесь, той же и во веки. В научения странна и различна не прилагайтеся» (Евр. 13, 7-9).

Ученые мира разногласят между собою, а сами, имея огромные знания в частных науках, не идут по Христову спасительному пути, и не ведут по нему своих учеников. В большинстве своем они не знают, что «начало премудрости есть страх Господень», и поэтому не могут познать вершин и глубин ее. Наши же учители и отцы во Христе прошли узким и прискорбным путем исполнения заповедей Господних. Многие из них и при жизни сподобились чудных откровений и посещений Божиих, а ныне видят славу Его «не в гадании, но лицем к лицу». Они оставили нам образ веры и жизни по вере, и зовут нас за собою в вечное царство Христово. Поэтому и мы должны сохранять их предания, никакое из них не считая малозначущим или неважным. Ибо все догматы, учения и обычаи Святой Церкви спасительны, исполнены премудрости и находятся между собою в стройном богословском согласии, прославляя родившагося от Святыя Девы Марии Господа нашего Исуса Христа, ныне и присно, и во веки веком, аминь.

                                        Старообрядческий церковный календарь 1992 год

Чтобы не пропускать интересные новости и статьи Подписывайтесь на канал ПОНОМАРЬ | Яндекс Дзен и в группу ПОНОМАРЬ в Контакте или Твиттер (28) Одноклассники ПОНОМАРЬ

 

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь