Кызыльская Община

Когда именно появились первые христиане в Урянхае, точно сказать, пожалуй, не сможет сейчас никто. Возможно, еще в первой половине XIX века, а то и раньше. Но можно утверждать, что в начале прошлого века существовали крепкие общины в Верховьях Енисея, Верховьях, как тут говорят. Известно, что в годы Гражданской войны в храме в Медведевке служил священником Евсей Шарыпов.

После революции и Гражданской войны в Урянхай ушли лучшие русские люди из захваченной большевиками России, не пожелавшие жить в богоборческом советском государстве. Кто-то уходил через Танну-Урянхай в Монголию и Китай, а кто-то оставался тут, среди братьев по вере. С 1932 года, когда Семен Илларионович Кузнецов, с благословения епископа Арсения организовал исход христиан, в Урянхай переселилось несколько тысяч староверов-«австрийцев». В 1932 году был схвачен и отправлен в Советский Союз отец Евсевий Шарыпов. Казнили его в Минусинске в 1937-м. Окормлять приходы русских сел Урянхая стал отец Михаил Никитин. Но и он вскоре был выслан в СССР и отправлен в ссылку.

Салчак Тока был в детстве крещен в храме в Медведевке с именем Сергий, и какое-то время, будучи высокопоставленным коммунистическим вожаком, покровительствовал христианам. Но с присоединением Тувы к СССР староверы этого покровительства лишились. Церкви были превращены в развлекательные заведения. Отправление служб стало наказуемо «народной властью». Так, спустя совсем немного времени, прошедшего

с Манифеста 1905 года, даровавшего христианам свободу вероисповедания, вернулись времена гонений на христиан, превзошедшие гонения никонианские и сравнимые со временами Нероновыми… С началом войны с Германией немало староверов было выдано в руки советской власти и обречено на лишения, а то и на смерть за свои убеждения, за крепость веры христианской.

После отбытой ссылки в Туву вернулся отец Михаил, который до самой своей смерти нелегально совершал требы — крестил, венчал, довершал, отпевал… А с его кончиной на долгие годы христиане уже Тувинской АССР были лишены священнического окормления. Службы проходили по беспоповскому чину, уайно на квартирах христиан.

В семидесятые годы в Кызыле стала формироваться старообрядческая община. Уставщиком тогда был Нестор Петрович Голубцов, а окормлял общину молодой минусинский священник отец Валерий Шабашов. К сожалению, расстояния не позволяли приезжать священникам в Кызыл так часто, как то требуется, и потому кызылская община долгие годы находилась на беспоповском положении. После Нестора Петровича уставщицей в Кызыле была Надежда Павловна Лямина, которая в отсутствие священника вела службы. Пролетарская, 137 — этот адрес на долгие двадцать лет стал центром правой веры в Туве, пока к 2007 году не был построен храм во имя Георгия Победоносца на улице Кок-Тейской, д. 20. Вот уже пять лет трудится уставщицей и председателем общины в Кызыле Тамара Александровна Огнева, приехавшая в 2012 году из Новосибирска.

В разное время Кызыл окормляли о. Симон Килин (сейчас — епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян), о. Леонтий Скачков, о. Анатолий Саф-ронников (в настоящее время настоятель храмов апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святаго пророка Илии в Набережных Челнах).

Община в Кызыле самая проблемная из всех сибирских. Есть церковь, но нет священника. Община стареет, молодежь, лишенная окормления, все более обмирщается, кто-то уходит, поддаваясь соблазнам цивилизации, а то и никонианской пропаганде, которая в Туве направлена против старообрядцев и носит довольно агрессивный характер. Христиане Тувы обращаются, в том числе и через этот номер, с просьбой о помощи в поставлении священника на кызылский приход.

оценка
( 2 оценки, среднее 3.5 из 5 )
Расскажите о ней друзьям!!!
ПОНОМАРЬ