« Иже кто не знаменуется двема персты, якоже и Христос, да есть, проклят.»                                                        Святой Стоглавый Собор. Глава 31.1551 г.

Крестное знамение
Крестное знамение

Крестное знамение не есть простой обрядовый элемент, как думают некото­рые. Как важнейшим догматом христи­анской веры являются исповедывание Единого Бога в триех лицах и вера во искупительную жертву и Воскресение Сына Божия Исуса Христа, так и изображение этих основополагающих христианских истин путем преданного нам с древнейших времен особого складывания пальцев правой руки можно считать незыблемым церковным догматом. Соединяя большой палец с Безымянным и мизинцем, мы исповедуем Свя­тую Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа. Протягивая же паль­цы указательный и средний, мы исповедуем спасительный под­виг Единого от Троицы Сына Бо­жия Господа нашего Исуса Хри­ста, который волею Бога Отца и действом Святаго Духа принял человеческую плоть и соединил в Себе два естества, пребывая вместе и Богом и человеком.
Причем в знак того, что Превечный Бог как бы смирил, ума­лил Себя, приняв облик человека, странника и страдальца, претер­пев плотию мучения и крестную смерть, средний палец немного преклоняется. Или, как еще гово­рят, преклонил небеса, когда Христос сходил на землю.

Полагая на себе крестное знамение именно этими двумя перстами, а не тремя т.е. ще­потью, как полагают предста­вители новообрядческой греко­русской церкви, мы исповедаем, что именно Христос, единородный Сын Бо­жий, претерпел Крестное страдание, а не вся Святая Троица. Через употребление троепер­стия, происходит невольное искажение право­славной догматики, даже, если крестящийся и не мыслит Троицу распинаемой. Изображая крест на себе, мы исповедуем Христа распинаема на Голгофском Кресте своим человеческим естеством — Сына Божия. Второе лицо святыя Троицы — Богочеловека нераздельнаго со Отцем и со Святым Духом Божественным Существом.

Первые вожди староверия относились к введенному троеперстию, а также пятиперст­ному т.к. «имянословному» перстосложению, введенному для священнического Благослове­ния, крайне неприемлемо. Протопоп Аввакум пишет: «Али ты чаеши потому святы нынешния власти, законоположники новыя, что брюхи те у их толсты что у коров, да о небесных тайнах не мыслят, понеже живут по скотски, святых учению и преданию не верят. И книги святыя полъживили (исказили) и отложили, и ссылаются на некоего Дамаскина иподдиакона и студита, имя ему и сами не знают (книга Дамаскина Студита была напечатана в Ве­неции в 1568 г.). И тому окаянному врагу Бо­жию верят. И по тому Дамаскинову преданию велят креститися щепотию тремя персты. А благословляют некако странно развращенно раскорякою 5-ю персты, по преданию врага и адова пса Малаксы протопопа (издатель но­во греческих Богослужевных книг в Венеции).
Обе тайны (вот как воспринималось крестное знамение!) их беззаконны. Крестятся — не исповедают вочеловечения Христова, Бла­гословляют — и все триипостасное Божество отмещут. И по святому Ипполиту и Ефрему Сирину скверный и мерзкий образ на чело возлагают. Скверный — 3 персты, а мерзский — 5 перстов, слогом молвити — печать антихристова на главе стала и на обех плечах, и за­печатлевшегося Бывает ум темен и мрачен.Воскрешение Лазаря
Не разумеет таковый истинны церковный и, омрачася, зле погибает всяк, кто крестятся тремя персты по Никонову треклятому му­дрованию — таковый отметник есть Христов. (Крестное знамение)
Не исповедают Христа, воплотившагося нас ради совершена Бога и совершена челове­ка в сложении своем (перстном) по церковно­му преданию. И есть таковый вогострастный еретик. Троицу ко кресту пригвождает, арменин, и Фармоса папы еретика ученик (Папа римский Формос (891-896) после смерти был осужден и проклят как еретик. Церковная история повествует о том, что после смер­ти Формоса, который в подтверждение своей ереси монофизитства, учил креститься тре­мя перстами, следующий папа, «ревнитель Благочестия» Стефан VII «повеле умершаго Фармоса перст отсещи и поверг на землю — и бысть пропасть. Таже другий перст повеле отсещи — поверг ту же — и изыде огонь ис пропа­сти. Потом же повеле и третий отсещи, тамо же поверг — и изыиде смрад зол ис пропасти.Благословление
То же и от телища Фармосова. Стефан же повеле е вринути в Тиверь реку, и, сложи персты по преданию, осени пропасть злосмрадную — и снидеся земля, бысть по прежнему» ) и со Евтихием и Диоскором, отметающими вочело­вечение Сына Божия (Константинопольский патриарх Евтихий и поддерживающий его Александрийский патриарх Диоскор — осново­положники монофизитской ереси, осужденной на Халкидонском соборе (451 г.). Сущность монофизитства состоит в утверждении, что Христос, хотя и рожден из двух пород или естеств, но не в двух пребывает, а лишь в одной, т.к. в акте воплощения человеческая природа, воспринятая Богом-Словом, стала только принадлежностью его Божества. От­сюда и отрицание двоеперстия (знамение), утверждающего двоякую природу Христа) единомудрен.сложи персты по преданию
И едину волю во Христе Бозе нашем блядословящим: Сергию и Пиру и Павлу еретиком еди­новерен (Основатели единовольческой моно-фелитской ереси, которые настаивали, что при допущении двух естеств во Христе, все же Бог обладает лишь одной «богомужней дей­ственностью» или «волей». Монофилитство окончательно осуждено как ересь на VI Все­ленском соборе) и от всех святых отец 7-ми Соборов (Вселенских) проклят».

Более поздние староверческие деятели дер­жались колее терпимой позиции, Они указыва­ли лишь на то, что староверы исповедают дву­перстие, как церковный обычай, освященный веками, приводя во свидетельство множество просиявших святых им крестящихся, примеры из церковной истории, чудотворные иконы со Спасом и со святыми, двуеперстием благословящими, и многое другое. Потому оно может считаться верным средством ко спасению. (Крестное знамение)
Свидетельств же о триперстия нигде не обреталось: ни на старинных иконах, ни в старин­ных книгах и преданиях, и может оно воспри­ниматься лишь как сомнительное новшество.

Знаменитый киновиарх Выгорецкой Пу­стыни Андрей Дионисиевич на вопрос «Триперстное сложение в крестном знамении… православно ли, или ересь, какову быти по­мышляете?” отвечает: «Триперстное же сло­жение древле церковным обычаям не содержася, древлецерковными святыми книгами не показуется, священными древлеписанными иконами не объявлястся: того ради не есть древнее предание церковное… А еже вопрошаеши, православно ли сие, или ересь помышляе­те, ответуем: облагати убо судом сие ваше триперстное сложение яко прималейшии, не дерзаем, а понеже от древлеправославныя церкви сие нам не преданное, прияти его не можем: не прелагай бо (рече Божие Слово) предел вечных, яже положиша отцы твои».рече Божие Слово

В действительности, сейчас неопровержимо доказано, что в древней Православной Церкви крестное знамение употреблялось искличительно двоеперстное. Ныне это даже занесено в Кормчую (книга церковных правил) Восточной Церкви (примечание 2 к правилу 91 св. Василия Великого), вместе с свидетельствами преп. Петра Дамаскина, жившего в восьмом веке: «Образ Честнаго Креста древние христиияне по иному способу сложения руки творили, именно: только двумя перстами руки, средним и указательным, — говорит Петр Дамаскин, — … от знамения Честнаго и Животворящаго Креста бегают демоны и многоразличные недуги, вещь для всех подаваемая даром и без труда, и похвалы Его кто может исчесть. Образы же святаго Его знамения св. отцы предали нам для опровержения неверных и еретиков; ибо два перста и едина рука являют распятого Господа Исуса Христа в двух естествах и в единой ипостаси познаваемаго».

В крестном знамении содер­жится вся суть христианского учения: Святая Троица, и в двух перстах Христос,  Его два Естества: Божественное и Человеческое. Потребник большой: «Иже не крестит двумя перстома, яко же Христос, да будет про­клят». Кирилова книга, книга Максима грека: «О нем же предварив вопросил мя еси раскрыти тебе силу тайного апостольскаго предания, си­речь образа крестнаго, им же знаменаем себе вернии, на всяком месте молитв наших, я же к Богу яко же убо крещением таинственне предает сия нам Апостольское предание, сице и знаменованием Честнаго Креста все вкупе благоверия таинство учит ны исповедати таинственне, глаголю же самую Троицу святую поклоняемую, и еже с небесе Единороднаго на землю снитие и распятие Его; совокуплением во триех перст, сиречь пальца, и еже от средняго и малаго, тайну исповедаем Богоначальных триех ипостасей Отца и Сына и Святаго Духа, единого во трое, протяжением же долгаго и средняго, сшедшия два естества во Христе, си речь самого Спаса Христа ис поведаем, совершенна Бога и совершенна Человека во двою естеству веруемаго и позноваемаго».

Можно продолжать далее, но посмотрим, как поносили древнее крестное знамение (или, как пишут книги тайное Апостольское предание) Бессовестные новые учители: Книга Скрижаль: «Предание прияхом сначала верь от святых АПОСТОЛ, и СВЯТЫХ) 7 соборов творити знамение Честнаго Креста треми первыми персты десныя руки, е кто от христиан православных не творит тако есть еретик и подражатель Арменом, и сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Святаго Духа и проклята».

Книга Обличение: «Двоеперстное ваше сложение отстоит ли от латинского перстосложения или ни, и от латин ли вы взяли или от иного горшего черта, о том зде не исследуем».

Книга Розыск: «Приличнее им раскольщикам на своем арменском двоперстном перстосложении написати имя демонское на едином персте «ДЕ», а на другом «МОН», и тако будет на двух их перстах сидети демон».

Книга Обличение: «Первый есть член раскольнического суеверия, во еже бы в знамении крестном слагати два перста..силу знамению крестному не от Креста Христова, и страдания Его на нем причитают, но от своего перстосложения, аки от волшебнаго некоего знамения».

Там же: «Зрите правовернии коликий смертоносный яд, колико нечестие, сии злокозненные мужики, под осмиконечным Крестом своим, под своима двема перстоми содержат, может ли выть горший хулитель, и еретик паче сих».

Предоставим читателям самим сделать вытекающие из вышеписанного выводы. Напомним ЛИШЬ О ТОМ, ЧТО СВЯТОСТЬ И СИЛА двуперстнаго знамения подтверждается употреблением его веками и на Руси и ранее. За это время было прославлено множество святых в том числе и чудотворениями и нетлениями.Спаситель. СВЯТОСТЬ И СИЛА

Множество чудотворных икон явилось только на Руси. Среди них Смоленская, Тих­винская, Казанская образы Богоро­дицы и множество других, все с Благословящей двупер­стием Христовой десницей. Двуперстием молились св. равноапостольный князь Владимир, св. мученики князья Борис и Глеб, преп. Сергий Радонежский, преп. Максим грек, преп. Андрей Рублев, святители Петр, Алексий, Иона, весь сонм до раскольных святых Новых же крестных знамений, ни триперстнаго, ни священническаго имяносложнаго ни­где не обреталось, разве у греков. Но греки в середине XVII века — это совершенно не Византия от ко­торой Русь приняла Православие. Тесное сотруд­ничество с Римом после Флорентийской унии (союза) 1439 года, (даже богослужебные книги печатались в Венеции) и зависимость от турок могли почти за два века значительно исказить древлеправославные традиции и обряды. Исто­рические свидетельства это подтверждают.

Новые самозванцы-учители, многие из ко­торых были заезжими мошенниками, перепи­сывали благословящие десницы у Христа и свя­тых на чудотворных иконах, деканонизировали святых, нетленные мощи которых покоились с двуперстием, на староверов за их исповедание воздвигли неслыханные гонения, как на злейших врагов отечества.древлеправославные традиции и обряды
Закончим повествование последними слова­ми вождя староверия протопопа Аввакума, про­изнесенными из горящего сруба во время казни.
Словами, как Будто адресованными всем нам — потомкам. Вот как передает события казни жизнеописатель Аввакума П. И. Мельников: «На казнь собрался народ и снял шапки… дрова подожгли — замолчали все; Аввакум народу гово­рить, сложив знамение двуперстное: «Вот Будете так молиться — во веки не погибнете, а оставите его, — городок ваш погибнет, песком занесет, а погибнет городок — настанет и свету конец». Огонь охватил казнимых и один из них закричал, Аввакум наклонился к нему и стал увещевать… Так и сгорели».

Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь