Искажения древних текстов: причины и последствия

На протяжении истории наблюдаются искажения древних текстов. Степень изменения богослужения характеризует состояние церкви и общества, на которое она влияет. Нравственную роль старообрядчества в русской истории сложно переоценить. В параграфе рассмотрены основные отличия древних богослужебных текстов от современного написания; объяснены основания отстаивания старообрядцами древних канонов; раскрыты причины искажений древних текстов, и показан пример возвращения смысла.

Молитва в современном представлении является аналогом пароля для открытия линии диалога с Богом. Для понимания такого сравнения обратимся к обыденной жизни. Допустим, вы по каким-то причинам забыли пароль. Напрягите память и попробуйте набрать новый пароль из известных вам знаков, а затем попытайтесь осуществить вход в компьютер, в банкомат или открыть кодовый замок. Даже если Вы вспомнили 99% знаков пароля, скорее всего, такой несанкционированный вход не будет воспринят системой. Также и в отношениях с Богом. Каждая молитва имеет смысл, вмешиваться в который запрещено. Здесь можно вспомнить старца Симеона Богоприимца, одного из семидесяти переводчиков Библии на греческий язык, который хотел внести новый смысл в Библию при переводе Септуагинты. Всё закончилось тем, что ангел удержал руку Симеона, который претерпел за свое неверие ещё и наказание: он должен был жить в старости более 300 лет. Но святой благообразный старец пытался изменить только одно слово «дева» на «жена», потому что логически не мог совместить рождение Христа от Девы.

Другие искажения текстов в истории сопровождались более разрушительными трагедиями. В середине ХVII в., в результате реформ патриарха Никона, в Русской церкви произошел раскол. Бывший патриарх Никон, уроженец села Вельдеманово Нижегородской губернии, исправил книги и ввел новые обряды. Протопоп Аввакум, родом из села Григорово той же Нижегородской губернии, — проповедник святоотеческих преданий, великий русский писатель — встал на защиту старой веры. Время их рассудило, опальный патриарх раскаялся в содеянном и проклял род Романовых, а огнепальный протопоп пополнил число святых мучеников.

Многие приверженцы древней веры бежали в глухие, непроходимые леса, расположенные к северо-востоку от Нижнего Новгорода, за Волгой. Там, вдоль реки Керженец были основаны многочисленные старообрядческие поселения, монастыри, скиты. Не один раз царские войска жестоко громили и разоряли их: в конце ХVII в., в середине и, особенно, в конце ХIХ в. После разорений люди селились в разных местах, уходили в суровую и далекую Сибирь. Однако нижегородская земля все равно оставалась густонаселенной представителями старой веры.

Суровые испытания нижегородские старообрядцы претерпели и в ХХ в. Храмы были закрыты, а священники и большое число верующих – репрессированы. Только в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны в Нижнем Новгороде открылся храм, и была зарегистрирована община Русской Православной Старообрядческой церкви (белокриницкого согласия). Духовно — административный центр Белокриницкого старообрядчества находится в Москве на Рогожском кладбище. На чем же стояли, стоят и будут стоять староверы, отвергая искажения догматов и обрядов?

В чем же состоялось изменение догматов? И почему при принятии древлеправославной веры, человек, перешедший из реформированной православной церкви, обязан отречься от ереси?

Православные догматы закреплены в Символе веры Первого и Второго Вселенских соборов. Изменять текст этого основного документа — конституции христианства — нельзя ни единой буквой, ни единым знаком. Об этом ясно гласит 7-е Правило Третьего Вселенского Собора:

«да не будет позволено никому произносить, или писать, или слагать иную веру, кроме определенной от святых отец, в Никее граде, со Святым Духом собравшихся. А которые дерзнутъ слагать иную веру, или представлять, или предлагать хотящим обратиться к познанию истины…: таковые, если суть епископы, или принадлежат к клиру, да будут чужды, епископы епископства, и клирики клира; если же мiряне: да будут преданы анафеме…».

Догматы, изложенные в Символе веры, всегда соблюдали святые отцы. Например, свт. Марк Эфесский в споре с латинянами (XIV век) обличил их в самом изменении Символа — добавлении слова «филиокве» — «и от Сына»

Русь А. О различии новых и старых текстов // Первый и Последний. (Журнал, Сергиев Посад). 2008. № 5 (69).


Греческая церковь также со временем отступила от учения Вселенских соборов, за что была жестоко наказана османским разорением. Незадолго до великого раскола на Руси, греческая церковь приняла флорентийскую унию. Действия греческого по происхождению и подчинению митрополита Исидора Киевского и всея Руси, направленные на утверждение неприемлемого для Русской православной церкви сношения с католиками, стали одной из основных причин фактического провозглашения в 1448 году автокефалии Московской митрополии. Но через двести лет русская церковь, влекомая вселенскими амбициями патриарха Никона и царя Алексея Михайловича Романова, накладывает проклятия на старые обряды и переводит книги по новогреческим образцам. Русское общество реагирует на такой переворот неоднозначно,
православие раскалывается на сторонников старой веры и новообрядцев.

Реформаторы внесли в Символ веры следующие изменения:

  1. Исключено именование Духа Святого Истинным — т. е. из слов «И в Духа Святаго Господа Истинного и животворящего, иже от Отца исходящего» реформа убрали слово «Истинного». В этом справщики превзошли даже католиков, которые оставили слово «Истинного», но добавили «и от Сына».
  2. Исключено противопоставление рождения и творения: в древнем тексте «рождена, а не сотворена», в новом: «рождена, несотворена»
  3. Переставлена запятая и тем искажено понятие и внесена ошибка о вочеловечивании Христа. В древнем тексте: «и воплотившегося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася». В новом тексте: «и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася».
  4. О Христовом царстве стали учить как о будущем. В древнем тексте: «его же царствию несть конца». В новом тексте: «его же царствию не будет конца».
  5. Изменено начертание имени Спасителя. В древних текстах всегда мы встречаем «Исус», в новом, синодальном — «Иисус».
Древлеправославный текст Искажения текста Символа веры
Древлеправославный текст
Символа веры и измененный текст

Кроме этого, в текст были внесены и другие искажения: переставлены знаки препинания, добавлены союзы, искажены падежи, которые выявляются при внимательном прочтении. В результате спешного и некорректного исправления старославянского перевода основные догматы православия были искажены, и до настоящего времени остаются таковыми в прочтении для последователей Русской Православной церкви Московской патриархии.

«12 июля 1649 года, в Москву прибыли из Киева старцы, книжные переводчики: Арсений Сатановский и Епифаний Славинецкий, поселившиеся сначала на большом посольском дворе, а потом в Чудове монастыре».

Каптерёв Н. Ф. Собрание сочинений. Т. 1. Даръ, 2008. С. 48.

Протопоп Аввакум в таких словах передавал наказ патриарха Никона по «исправлению» книг «справщику» Арсению:

«Печатай, Арсен, книги как-нибудь, лишь бы не по-старому»

Житие протопопа Аввакума. Горький: Волго-Вятское книжное издательство. 1988. С. 46

Для глубоко верующих людей того времени казались дикими проводимые изменения.

Крестное знамя, которым осеняют себя христиане, подверглось непонятной и ущербной трансформации. Если обратиться к тексту Большого Московского собора 1667 г., на котором были анафематствованы все держащиеся старых обрядов и книг, то мы увидим относительно введения троеперстия буквально следующее:

«И знамение честнаго и животворящего креста, творити на себе, треми первыми персты десныя руки: палец глаголемый, и иже близ его глаголемый указательный, и средний, слагати вкупе, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, два же глаголемый мизинец, и иже близ его близосредний, имети наклонены и праздны…».

Как же так, отсекли два перста в праздность? Ведь в древние времена молились по-иному Двоеперстие на Руси было подтверждено и стоглавым Собором (Стоглав) в 1551 г.:

«Такоже бы священныя протопопы и священники и дьяконы на себе воображали крестное знамение крестообразно и по чину. И благословляли бы протопопы и священники православных крестьян крестообразно же, якоже предаша святии отцы. Так же бы и детей своих и всех православных крестьян поучали и наказывали, чтобы себя огражали крестным знамением по чину и знаменовалися крестообразно. Правую бы руку, сиречь десницу, уставливали по крестному воображению: большей палец да два нижний перста воедино совокупив, а верхний перст с середним совокупив, простер и мало нагнув. Тако благословити святителем и иереом, и на себя крестное знамение рукою возлагати двема персты, яко же предаша святия отцы воображати крестное знамение. Первое возлагати на чело, таже на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, таже на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения. И потом покланятися душою и телом, умом и сердцем, и всем помышлением пречистому образу и животворящему кресту Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и пречистой Богородицы, и небесным силам, и великому во пророцех Иоанну Предтече, и святым апостолом, и великим чюдотворцом, и всем святым на святых иконах воображенных и написанных, и святым Церквам, и святому Евангелию, и прочим Святыням поклонятися. Якоже предаша нам самовидцы и слуги Божия слова святии апостоли и святии отцы, такоже подобает и всем православным крестьянам руку уставляти и двема персты крестное знамение на лице своем воображати и покланятися, якоже и преди рехом. Ащели кто двема персты не благословляет, якоже и Христос, или не воображает крестного знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша».

Одна из древнейших икон Христа (VI век, монастырь Святой Екатерины на горе Синай) Христос Пантократор
Одна из древнейших икон Христа
(VI век, монастырь Святой Екатерины на горе Синай). Христос Пантократор

Многие другие новины не приняты староверами: западное светское партесное пение вместо богодухновенного унисонного восточного (только РПЦ МП практикует партес среди мировых православных восточных церквей), хождение в алтаре и на крестных ходах против солнца вопреки Священному преданию (по солнцу), совершение литургии на пяти просфорах вместо семи, неполное обливательное крещение вместо полного погружательного, сокращение чинов крещения, венчания, отпевания, обедни и вечерни (например, с никоновских времен на причащении дается одна ложечка причастия, вместо трех); отмена земных поклонов, искажения Псалтири и других священных текстов, допущение к таинству причащения согрешивших тяжкими грехами лиц в нарушение апостольских правил и прочее, что сделало российское православие ущербным и похожим на западную церковь. Из этих примеров видно, что у староверов были и остаются весьма веские основания чтить древние установления и противиться нововведениям, даже до смерти. Теперь коснемся темы объяснения причин искажений. Под искажением, согласно словарю Ушакова(Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. ин — т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1935–1940. (4 т.)), в дан ной статье понимается «изменение, искажающее что-нибудь; неправильность, погрешность». Все законы природы установлены Творцом-Богом. Одни и те же законы действуют везде — это ли не доказательство того, что они принадлежат одному Архитектону? Он существует и установил их независимо от наших представлений об этом процессе. Мы не знаем всех законов и не в состоянии предугадать все комбинации их суперпозиций. Поэтому все мы на 100% не уверенны в результатах своих действий. Несмотря на это мы свои действия все равно предпринимаем, если существует вероятность достижения цели. Этим мы соглашаемся с участием в нашей судьбе иных сил. Действие этих сил происходит на величину вероятности недостижения цели. Это и есть искажения. Изменения наших планов, приводящие к отклонениям от них.

В церковной жизни происходит то же самое. Из Священного Писания и Предания мы знаем о наличии двух мощных сил, действующих на Земле на все объекты, субъекты процессы. Это добро и зло. Силы добра ведут к прогрессу, а силы зла ему препятствуют. Человек, внесший положительную лепту в церковную жизнь, достигает святости. Напротив, люди, подвергшиеся искушению, могут негативно воздействовать на общество и, в частности, на церковь. Возможно, вас удивит высказывание, что искажения даже священных текстов неизбежны.

Они происходят во времени регулярно. И причина этому одна — влияние сил зла и хаоса. Искажения происходят исключительно в тех случаях, когда человек берёт на себя ответственность за данный акт. Принятие ответственности за искажение — это завышение самооценки, или, выражаясь церковным термином, — гордость.

Именно влияние гордости встречаем мы, сравнивая старые тексты с измененными. Искажения меняют смысл написанного, они отдаляют от истины. Может быть, поэтому в Символе веры реформированной православной церкви было утрачено слово «Истинного»?

С научной точки зрения всегда имеет смысл поставить изучаемое явление в определенные рамки, объяснить причины явления и определить его зависимость от окружающей среды. Так и поступим с искажениями древних текстов.

Заповеди Моисею были даны на горе Синай, начертаны самим Богом на скрижалях, и они являются для признающих Библию эталоном человеческой жизни, то есть Истиной. Мало кто будет оспаривать тот факт, что соблюдение библейских заповедей облагораживает человека и защищает общество от проявлений насилия. Как и в прошлые века, в наше время мы видим, к чему приводит отсутствие соблюдения самого совершенного закона в мире. Наша цель — приблизиться к Истине. Зачем мы ставим такую цель? Потому что главная цель нашей жизни — это сама жизнь, ведь без нее невозможно ощущать все остальные блага. А вечная жизнь — это абсолютная ценность, но она обещана в Библии только тем, кто способен держать себя в рамках закона. В самом деле, если террористы или насильники попадали бы на небо, то оно не стало бы местом блаженства ни для кого. Поэтому для нарушителей закона в соответствии со Священным Писанием и Преданием выделено обособленное место, называемое адом.

Из книги Бытия мы знаем, что дьявол искал тела пророка Моисея Боговидца для того, чтобы под видом Моисея изменить нечто в Законе. По этой причине архангел Михаил сокрыл тело почившего пророка Моисея и охранял его. В дальнейшем мы прослеживаем искажения текстов священного писания при переводах на другие языки в результате возникновения многочисленных ересей и вследствие простого невежества.

Все искажения являются факторами риска недостижения поставленной цели — приближения к Истине. Можно заметить в истории, что искажения, как правило, подаются под благим предлогом. Например, реформаторы XVII века обосновывали свои изменения необходимостью единства Православия, выражавшееся по их мнению в соответствии старославянских текстов новогреческим. Но до сих пор остается в тени тот факт, что греческая церковь к тому времени уже прошла через греко-католическую унию, и новые греческие тексты и обряды были сильно повреждены. А если коснуться пения русской православной церкви XVII и последующих веков, то оно весьма далеко даже от греческого — настолько сильно в него проникла западная и светская музыка.

Некоторые авторы называют изменения церкви в процессе истории прогрессом. В этом заинтересована господствующая церковь. Но отличить прогресс от искажения довольно просто: прогресс всегда базируется на достигнутом, он дополняет исходное новыми положительными действиями, например, праздниками, песнопениями, канонами. Напротив, искажения отнимают от уже имеющегося, приводящего ранее к святости, портят наследие благочестивых предков и, в завершающей стадии, подвергшиеся существенным изменениям обряды и писания становятся мало узнаваемыми, перестают действовать и придаются забвению людьми, которые вскоре склоняются в идолопоклонство. В современном мире человеко поклонство — разновидность язычества, идолами или кумирами называют артистов, музыкантов, лидеров и т. д.
Показательный пример — европейские костелы, опустевшие, продающиеся с аукциона и переоборудуемые в ночные клубы и другие заведения.

Объем публикации не позволяет привести все аргументы, но очевидность ранее написанного вряд ли вызывает сомнение. Далее приводится личная точка зрения на процесс искажений на примере церкви как системы. В нашем материальном мире любая система проходит стадии начала, развития и упадка (падения). Путь от начала до падения проходят и мировые церкви, с единственной оговоркой, что окончательного опустения христианской церкви допущено не будет:

«И Аз же тебе яко ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь мою, и врата адова не одолеют ей»

(Евангелие от Матфея, глава 33. В синодальном переводе Мф. 16:18).

По степени искажений можно определить состояние церкви, как системы, и, прежде всего, её приближение к финалу. Грань между развитием и признаками падения может быть размыта, но её определение позволяет получить число поведений системы до финала. Речь идет, что с момента появления, например, слова «филиокве» — «и от Сына» — в символе Веры западной церкви до резкого сокращения числа её прихожан и упадка влияния на общество прошли известные изменения, число их измеримо и конечно. В данном случае мы считаем не годы, а именно изменения состояния системы. Расчет астрономических лет между событиями не дадут показательного результата, так как число искажений в единицу лет неодинаково. Если приостановить изменения, например, отложить перевод Библии на русский язык, то это сократит число связанных с переводом искажений и тем самым продлить время жизни церквям, обществу, всему миру! В этом заключается очень важный вывод — чтобы отложить конец, необходимо бороться за чистоту Православия. Для этого придется терпеть насмешки, можно стать изгоем общества, подвергнуться насилию и даже смерти. Но если такой ценой вы спасаете мир, отодвигаете неизбежный конец, способствуете сохранению истины, то разве можно назвать прожитую жизнь бесполезной? Отвергнутые официальной церковью и государством, униженные, высланные из страны, замученные и убитые староверы задержали моральный распад общества. Как солдаты заградительного отряда, они были брошены на передовую линию фронта тотальной войны с искажающим традиционные ценности злом, и ценой собственных жизней принесли ту искупительную жертву, которая позволила другим поколениям людей всех вероисповеданий получить продленное время для осмысления своей жизни, воспитания детей, стремления к истине, совершения добрых поступков. Староверы приостановили колесо истории, и оно не раздавило русский народ.

Что же делать, если искажения уже допущены и вы вынуждены пользоваться новыми книгами, совершать измененные обряды, петь или слушать в современной церкви? Какими методами воспользоваться, чтобы избежать недостижения цели (выше мы поставили цель — приближения к Истине) жизни? Самый верный метод — это исследование.

«Испытайте Писания яко вы мните в них имети живот вечныи, и та суть, свидетельствующая о мне…»

(Евангелие от Иоанна, глава 17. В синодальном переводе Ин. 5:39,40).

А вот как применять данный метод показывает архиепископ Кесарии Каппадакийской Василий Великий (330–379 гг. н. э.), который восстанавливает утраченный переводом смысл из книги Бытия Библии(Беседы на шестоднев. Беседа 2. СвятоТроицкая Сергиева лавра . Собственная типография. 1900.):

«И Дух Божии, говорит Моисей, ношашеся верху воды (Быт., 1:2). Как же он «ношашеся верху воды»? Скажу тебе не свое мнение, но мнение одного сириянина, который был столько же далек от мирской мудрости, сколько близок к ведению истинного. Итак, он говорил, что сирийский язык выразительнее и посредством сходства с еврейским несколько ближе подходит к смыслу Писания. Разумение же сего речения таково. Слово «ношашеся», как говорит он, в переводе употреблено вместо слова согревал и оживотворял водное естество по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль, говорят, означается сим словом в настоящем месте. Дух носился, то есть приготовлял водное естество к рождению живых тварей».

В завершение, чтобы не ввести ни кого в соблазн собственного толкования священных текстов, следует предостеречь от противопоставления своих, пусть даже обоснованных, взглядов церковному обществу. А что же делать, если церковное общество имеет иные убеждения? На этот вопрос отвечает апостол Павел, допуская разномыслие в рамках церковного общения:

«Первое убо сходящимся вам в Церкви, слышу в вас распря сущу, и часть некую сих верую. Подобает бо ересем в вас быти, да искусни явлени бывают в вас».

(Первое послание к коринфом апостола Павла, глава 11, зачало 148. В синодальном переводе 1Кор.11:16-19).

ДОЛНАКОВ АНДРЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь