По теме: можно ли староверам праздновать Новый год!
Созванный Константином Великим Первый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 году после Р.Х. и до сих пор его постановления являются незыблемыми и не подлежащими сомнению у ревнителей Древлеправославия.
Кроме важнейших постановлений, например, принятия первой части знаменитого Символа Веры Верую, Собор принимает ряд решений об установлении церковного календаря.
Необходимо отметить, что в работе Собора принимали участие колее 300 выдающихся духовных деятелей того времени, в том числе впоследствии канонизированные Церковью Александр Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский и др. Наконец, сам святитель Никола Мирликийский, судя по его житию, также присутствовал на Соборе.
Итак, Собор великих богодухновенных и мудрейших отец утверждает принципы Пасхалии — времени празднования Пасхи, совмещенных с нею (т.н. передвижных) праздников и постов, устанавливает летоисчисление на основе правил Александрийской Церкви, вывшей в то время самой авторитетной. Было определено, что Воплощение Спасителя (Рожество Его) было в 5500 году от Сотворения Мира.
В соответствии с Общепринятым юлианским календарем установлено, что пасхальный год (т.н. зрячая пасхалия), по которой определялось время празднования Пасхи, должен начинаться с марта, начало же Церковного года (начало Индикту — Новому Лету) выло определено с 1 сентября. Всеми этими решениями и сегодня руководствуется Древлеправославная Церковь.
После принятия в католической и протестанской церквах календарной реформы папы Григория XIII, Православная Церковь сохранила старый стиль юлианского исчисления, следуя определению Никейского Собора.
С принятием крещения и на Руси был введен византийский (юлианский) календарь с на чалом года 1 сентября. В 1492 года (7000 году от сотворения Мира), постановлением Московского Собора празднование начала Нового ГОДА 1 сентября выло принято официально.Но Петр I в 1798 году после путешествия по Голландии издаст Указ, предписывающий считать годом Рожества Исус Христова год 5008-й и праздновать.
Новый год по западному образцу 1 ЯНВАРЯ ст.ст. (или 14 по новому) — сейчас этот день носит название Старый Новый года. Даже Петр не решился перенести праздник на время ПОСТА, вели бы церковный календарь также был реформирован, то Пасха могла бы приходиться или на иудейскую или даже выть раньше нее, что противоречит каноническим правилам.
Совнарком декретом 25 января 1918 года завершил реформирование календаря и мы получили гражданский Новый год 19 декабря по ст. ст. или по новому стилю 1 января.
Так можно ли христианам праздновать этот день? Не рекомендуется. И дело здесь не только в том, что Григорианекое летоисчисление Церковью не принято, -введение нового летоисчисления было принято вне Церкви и без её Благословления.
Но ведь завершается рождественский пост, после празднования святителю Николе 6 декабря ст. ст. (19 — н. ст.), он особенно строг. Время это предназначено для сокрушения о грехах, а не для увеселений.
Сам ритуал празднования, всем известный, ночное застолье с обильной (никак не постной) трапезой и винопитием никак не вяжется с этим временем. Христиане вообще не должны вкушать пищу по ночам (после павечерницы и до отдания часов), а тут еще пост. Затем, — заимствованный у немцев — католиков обычай устраивать елку.
По мнению многих исследователей, елка в древности составляла принадлежность какого-то языческого праздника в западных, тогда языческих, странах, и хотя, впоследствии католики и стали в елке находить различную надуманную символику, связанную с Христовым Рожеством, Древлеправославию этот обычай чужд.
Так называемый Дед Мороз есть копия с западного Санта-Клауса, который, в свою очередь, как следует из самого его названия, кощунственно извращенный образ великого святителя Николы, в Православии особенно почитаемого.
Таким образом, можно сказать, что и время празднования Нового года и его способ, и употребляемые ритуальные предметы противоречат Древлеправославному учению.
Конечно, нужно признать, что в советское время и в гражданском Обществе этот праздник был особенно любим и считался чуть-ли не главным в году. Но христианину все-же необходимо в своих поступках руководствоваться церковной традицией.
Празднование т.н. Старого Нового года 1 января по ст.ст. (14 — по новому ст.) менее погрешительно, хотя вы тем, что он приходится на мясоед. Но напомним, что 12 дней после Рожества Христова, называемые Святками, установлены Церковью специально для прославления Христа. Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. «Возрадуемся и возвеселимся, возлюбленные!» — говорит св. Иоанн Златоуст в Беседе на сей праздник.
Во святые дни должно усиленнее стараться не отвлекать ума и устранять себя от всякого шума Буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Христов радостным и приятным для нас, а утешающая душу, услаждающая и веселящая сердце Благодать Божия, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божия, чем нарушается святость Праздника. Так можно ли праздновать?
Редколлегия сайта ПОНОМАРЬ, Кызыл, 2019 года.
Читайте подписывайтесь Яндекс.Дзен