По теме: можно ли староверам праздновать Новый год!

Созванный Константином Великим Пер­вый Вселенский Собор в Никее состоялся в 325 году после Р.Х. и до сих пор его постановления являются незыблемыми и не подлежащими со­мнению у ревнителей Древлеправославия.

Кроме важнейших постановлений, напри­мер, принятия первой части знаменитого Сим­вола Веры Верую, Собор принимает ряд реше­ний об установлении церковного календаря.
Необходимо отметить, что в работе Собора принимали участие колее 300 выдающих­ся духовных деятелей того времени, в том числе впоследствии канонизированные Церко­вью Александр Александрийский, Афанасий Ве­ликий, Евстафий Антиохийский и др. Наконец, сам святитель Никола Мирликийский, судя по его житию, также присутствовал на Соборе.
Итак, Собор великих богодухновенных и мудрейших отец утверждает принципы Пасхалии — времени празднования Пасхи, совме­щенных с нею (т.н. передвижных) праздни­ков и постов, устанавливает летоисчисление на основе правил Александрийской Церкви, вывшей в то время самой авторитетной. Было определено, что Воплощение Спасителя (Ро­жество Его) было в 5500 году от Сотворения Мира.

В соответствии с Общепринятым юлианс­ким календарем установлено, что пасхальный год (т.н. зрячая пасхалия), по которой определялось время празднования Пасхи, должен начинаться с марта, начало же Церковного года (начало Индикту — Новому Лету) выло определено с 1 сентября. Всеми этими решениями и сегодня руководствуется Древлеправославная Церковь.

После принятия в католической и протестанской церквах календарной реформы папы Григория XIII, Православная Церковь сохра­нила старый стиль юлианского исчисления, сле­дуя определению Никейского Собора.

С принятием крещения и на Руси был вве­ден византийский (юлианский) календарь с на чалом года 1 сентября. В 1492 года (7000 году от сотворения Мира), постановлением Москов­ского Собора празднование начала Нового ГОДА 1 сентября выло принято официально.Но Петр I в 1798 году после путешествия по Голландии изда­ст Указ, предписывающий считать го­дом Рожества Исус Христова год 5008-й и праздновать.

Новый год по запад­ному образцу 1 ЯН­ВАРЯ ст.ст. (или 14 по новому) — сейчас этот день носит название Старый Но­вый года. Даже Петр не решился перене­сти праздник на вре­мя ПОСТА, вели бы церковный календарь также был ре­формирован, то Пас­ха могла бы прихо­диться или на иудейскую или даже выть раньше нее, что противоречит каноническим прави­лам.

Совнарком дек­ретом 25 января 1918 года завершил реформирование ка­лендаря и мы полу­чили гражданский Новый год 19 декабря по ст. ст. или по новому стилю 1 января.
Так можно ли христианам праздновать этот день? Не рекомендуется. И дело здесь не только в том, что Григорианекое летоисчис­ление Церковью не принято, -введение ново­го летоисчисления было принято вне Церкви и без её Благословления.

Но ведь завершается рождественский пост, после празднования свя­тителю Николе 6 декабря ст. ст. (19 — н. ст.), он особенно строг. Время это предназначено для сокрушения о грехах, а не для увеселений.

Сам ритуал празднования, всем известный, ночное застолье с обильной (никак не пост­ной) трапезой и винопитием никак не вяжет­ся с этим временем. Христиане вообще не дол­жны вкушать пищу по ночам (после павечерницы и до отдания часов), а тут еще пост. Затем, — заимствованный у немцев — католи­ков обычай устраивать елку.

По мнению мно­гих исследователей, елка в древности составляла принадлежность какого-то языческого праздника в западных, тогда языческих, стра­нах, и хотя, впоследствии католики и стали в елке находить различную надуманную симво­лику, связанную с Христовым Рожеством, Древлеправославию этот обычай чужд.

Так называемый Дед Мороз есть копия с западного Санта-Клау­са, который, в свою оче­редь, как следует из са­мого его названия, ко­щунственно извращен­ный образ великого свя­тителя Николы, в Пра­вославии особенно почи­таемого.

Таким образом, можно сказать, что и время празднования Но­вого года и его способ, и употребляемые ритуаль­ные предметы противо­речат Древлеправославному учению.
Конечно, нужно при­знать, что в советское время и в гражданском Обществе этот праздник был особенно любим и считался чуть-ли не главным в году. Но христианину все-же необходимо в своих поступках руководствоваться цер­ковной традицией.

Празднование т.н. Старого Нового года 1 января по ст.ст. (14 — по новому ст.) менее погрешительно, хотя вы тем, что он прихо­дится на мясоед. Но напомним, что 12 дней после Рожества Христова, называемые Свят­ками, установлены Церковью специально для прославления Христа. Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми. «Возраду­емся и возвеселимся, возлюбленные!» — гово­рит св. Иоанн Златоуст в Беседе на сей праз­дник.

Во святые дни должно усиленнее ста­раться не отвлекать ума и устранять себя от всякого шума Буйного веселия. Не разгул и шумное мирское веселие делает праздник Хри­стов радостным и приятным для нас, а уте­шающая душу, услаждающая и веселящая сердце Благодать Божия, даруемая свыше лишь тем, которые удаляют себя от всего того, чем оскорбляется любовь Божия, чем наруша­ется святость Праздника. Так можно ли праздновать?

Редколлегия сайта ПОНОМАРЬ, Кызыл, 2019 года.

Читайте подписывайтесь Яндекс.Дзен

Понравилось! поделись с друзьями:
Пономарь